Больше рецензий
26 июля 2020 г. 22:35
481
4 Нелогичная, непонятная, удивительная, смешная и строгая
РецензияЭто моя вторая прочитанная у Аксенова книга. Первой был потрясающий, но какой-то фатально, безысходно депрессивный "Остров Крым".
О "Бочкотаре" слышал немало, но никак не предполагал, что эти произведения настолько "перпендикулярны" друг другу. Кажется, что их писали не просто разные авторы, а люди незнакомые, жившие чуть ли не в разных эпохах, если вообще не в разных мирах.
Практически с первых страниц ясно, что "Бочкотара" - это, если хотите, своего рода продолжение "Суер-Выера" Юрия Коваля и "Москва - Петушки" Венечки Ерофеева (обе эти книги я обожаю и за их искрометный юмор, и за невероятные авторские языковые эксперименты, и за какую-то запредельную честность, которая только и возможна в современном мире в литературе абсурда). Хотя "продолжение" - не совсем правильное слово. Просто книга из той же вселенной. Написанная очень похожим языком и о том же. Даже сюжетно много общего: все три книги - о путешествии и во всех трех оно, по сути, происходит из ниоткуда в никуда. Конечная цель как бы есть, героям она вроде бы понятна и они даже могут до этой цели добраться, но в этом, по сути, нет никакого особого смысла. Как и реального стремления к этой цели ни у кого нет (Венечка именно в этом стоит немного особняком, но речь сейчас все-таки не о нем). Истинная цель в любом случае вне плоскости повествования: остров Истины у Коваля, Петушки у Венечки или райцентр Коряжск в "Бочкотаре".
Понятно же, что всё происходящее - не ради цели. Оно - ради удивительно красочных, живых и полнокровных персонажей. Живых, а потому то удивительно серьезных и мудро рассуждающих на вселенские темы любви, жизни и смерти, то уморительно смешных в ситуациях, совсем, казалось бы, не предполагающих смеха и даже улыбки. Всё как в жизни. Нелогичной, непонятной, плывущей по течению времени своим чередом.
Ну и, разумеется, невероятное количество "скрытых ссылок" к кодам российской культуры: тут вам и сны Веры Павловны из Чернышевского, и письма Катерине из "Белого солнца пустыни" и еще добрые десятки и десятки "гиперссылок", кликнув которые читатель может раскрутить сюжет до самых что ни на есть личных и исключительно уникальных ассоциаций и переживаний.
И всё это спаяно, связано, скреплено воедино великолепным, вкусным, неповторимым авторским языком, удивительной и мелодичной игрой слов, понятий и смыслов. Игрой, делающей все описанное совершенно реальным и почти чувственно осязаемым.
Итак, если вы цените абсурдность в литературе так, как ценю ее я - вам понравится. Если вы любите смелые языковые эксперименты в литературе - вам понравится. Если вы ставите форму вровень с содержанием (а порой даже и выше) - вам понравится. А если нет, то, наверное, и пытаться читать "Бочкотару" не стоит. Будете только с недоумением разводить руками и кривить губы в том смысле, что, мол "какой-то очередной пьяный бессвязный и бесскрепный бред".