24 июля 2020 г. 16:02

431

3 «Оноре настолько высокого мнения о себе и своих познаниях, что это может оскорбить кого угодно» (мать Бальзака о своем сыне)

«Думать о деньгах для Бальзака настоятельная потребность. Точно так же как у композитора все чувства и настроения изливаются в музыке, так у Бальзака каждое впечатление находит выражение в подсчетах»

Книга написана в таком стиле, что не совсем понятно, то ли автор не понимает того, что сам пишет, то ли просто издевается. Если сравнить произведение Цвейга со зданием, то можно сказать, что он построил дом (биографию Бальзака) по следующему принципу: 100 кирпичей хвалебных эпитетов покоятся на одном-двух кирпичах неприглядной правды. Да, пишет автор, Бальзак был честным человеком и предпочитал писать правду. Но вот дворянскую приставку к своей фамилии придумал сам, и она «является плодом чистейшей фантазии великого романиста». Да, Бальзак был еще совсем юным и не образованным человеком, но почему-то берется писать про самого Кромвеля. Да, Бальзак крутил романы с многими женщинами, хотя он был «низкорослый, приземистый, черные волосы растрепаны, широконосый, рот до ушей, зубы гнилые.» Да, Бальзак в одиночестве коротает дни в своей каморке, но почему-то его часто навещает пожилой торговец скобяным товаром, который заботится о «бедном послушнике поэтического искусства». И вот уже становится бедный Бальзак владельцем фабрики романов лорда Р’Оона и хочет сделать ее первой фирмой Франции. Но вместо состояния растут его долги. К долгам он относится спокойно, так как понимает, что никогда не сможет их отдать. И проявляется его талант. Вернее, Цвейг откапывает очередной «талант» Бальзака. Этим талантом становится способность убегать от кредиторов и «заметать следы». Более того, Цвейг натягивает на глобус не сову, а целого слона. Он проводит параллель с такими людьми, как Вагнер, который тоже имел долги. И вуаля – Бальзак уже почти гениален, как Вагнер. Да, еще его внутренний мир, душа и сердце очень благородны и возвышены. Да вот только все деньги он спускает на блестящие и бесполезные украшения. Цвейг, словно сделав затяжку из волшебного горшочка, пишет: «но эта внешняя роскошь, вероятно, необходима Бальзаку именно потому, что она гармонирует с его внутренним богатством». В 1828 году Бальзак бросает вызов самому Вальтеру Скотту: он хочет забрать у того пальму первенства в написании исторических романов! Но после громких заявлений Бальзак выпускает «Физиологию брака», в котором приводит в восторг и трепет женщин. Цвейг снова хвалит и хвалит Бальзака, а потом вскользь замечает, что «он не обладал, собственно, литературным дарованием. Зияющая бездна разверзлась у него между замыслом и воплощением». Да и вообще, писал Бальзак не по велению души, а потому, что хотел денег и славы. Свою первую книгу он выпускает в тридцатилетнем возрасте и становится Оноре де Бальзаком. Цвейг тщательно перечисляет кучу имен, людей искусства, которые бросили все свои силы на создание образа Бальзака. Да вот только получается, что творили эти творцы образ «липовый», творили он образ не настоящего царя. Живописец Буланже замаскировал белой рясой полноту писателя. Роден наделил его глаза выражением человека, пробуждающегося от трагических галлюцинаций. Скульптор Давид Анжерский преувеличил высоту лба и добавил на нем шишки, чтобы зритель «мог постичь могущество этого мозга». И действительно, если вспомнить основных героев Франции, то можно увидеть, что почти все они делятся на два типа: Астерикса и Обеликса, худого и толстого. Как Робеспьер и Дантон, или Ришелье и Мирабо. Как и те, кто обеляет образ Бальзака, лжет и он сам. Но лжет «не для того, чтобы обманывать, а просто наслаждаясь собственной фантазией, из любви к шутке». Эту книгу Цвейга, толстую, как и сам Бальзак, так и подмывает бросить читать, не доходя до середины. Но мысль о том, за что же угодил Бальзак в ряды «замечательных» людей, не позволяет сделать это. И вот, после двухсотой страницы, начинает приоткрываться завеса. Бальзак был барабанщиком ультрароялистов. Он ищет богатых женщин, а точнее – тех, из них, которые могут платить его ренту. Ему не хочется тратить свое время на написание романов в течение долгих месяцев. Он предпочитает публиковать любовные письма и дневники. Очередной мишенью его любви становится некая госпожа Ганская, из далекой России. Дама замужняя и состоятельная. При помощи своей французской гувернантки, эта тетя из украинского замка ведет переписку с Бальзаком. Бальзак сочиняет себе страсть, но еще не понимает, что его дама сердца слишком умна для него. Да, она встречается тайно с Бальзаком где-то в Европе, да, он приезжает на Украину и ведет дружеские беседы с ее мужем. Но разве могла настоящая красавица из далекой страны влюбиться в толстого уродца? Правда заключается в том, что пока Бальзак, которому не хватало фантазии придумать сюжет любовного романа, активно фиксирует на бумаге историю своей переписки с Ганской, та пыталась провернуть свой хитрый план. План заключался в том, чтобы вывезти свое состояние за рубеж. А теперь, внимание, Цвейг делает ссылку на закон в России, о котором никогда не упоминали ни большевики, ни современные хулители русских царей. Оказывается, по законам Российской империи в те годы разрешение на вступление состоятельным подданным на брак с иностранцем и на вывоз за границу родового капитала мог дать только сам государь. Госпожа Ганская, после смерти своего мужа, ставшая миллионершей, не могла распоряжаться своими деньгами. Но могла по чуть-чуть вывозить деньги по частям за границу. В этом месте сразу вспоминаются многочисленные поездки русской знати на пресловутое лечение за рубеж, на лечение на воды и так далее. И становится понятным, что вряд ли эти люди болели. Нет, они просто вывозили денежки в иностранные банки. Бальзак долго обхаживал миллионы Ганской, а та долго каталась на встречи с ним в разных странах Европы. Под предлогом сбора документов для получения Ордена Почетного Легиона, Бальзак собирает документы для регистрации брака, который пообещал ему заключить какой-то знакомый из мэрии. У Ганской рождается и сразу умирает ребенок. Но горечь от этой утраты подслащивается тем, что начинает строиться железная дорога между Францией и Россией. Но для шпал у Франции нет дерева. А вот в России настоящее изобилие дубов. Возникает проект по отправке за границу дешевых украинских шпал. Бальзак, вероятно за деньги Ганской, приобретает акции Северной железной дороги (звучит почти как Северный газовый поток в наше время). Параллельно он строит дом, но тратит на один только ремонт сумму, превышающую в три раза цену самого дома. Госпожа Ганская в бешенстве. Венчание снова откладывается. Потом, когда венчание все-таки состоится и Бальзак привезет новоявленную жену в новый дом, то там их встретит сошедший с ума слуга. А потом и сам Бальзак начинает резко «умирать». Ничуть не расстраивая этим фактом молодую жену. Мавр, как известно, сделав дело, должен покинуть сцену. Последние шаги Бальзака с интересом фиксирует сам Гюго, который резко сблизился с ним. Он же и был на похоронах Бальзака. Госпожа Бальзак при этом не присутствовала, демонстративно запершись в своих покоях. А дальше Оноре де Бальзака быстренько увезли на кладбище и занялись публикацией многочисленных произведений, вышедших то ли из под его пера, то ли из под чьего-то другого. Но какая разница тем, кто читает бульварную прессу и бульварные романы? Да никакой! Аминь…

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!