Больше рецензий

AntonKulakov722

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2020 г. 22:09

1K

5

Никакого надувательства, только со вкусом сделанный коктейль из жанров. В его основе лежит английский детектив, вернее сказать пародия на него с легко узнаваемыми штампами и стереотипами. Читатель пробует и наслаждается этим коктейлем глоток за глотком – сатира, триллер, местами готика и драма – все смешано именно так, как любит читатель.
Буквально в первом предложении Джонатан Коу предлагает нам поучаствовать в разгадке двух тайн.

Трагедия дважды постигала семейство Уиншоу, но в столь ужасных масштабах – еще никогда.

Две казалось бы не связанные друг с другом тайны идут в повествовании бок о бок, чтобы в финале сплестись в единую страшную историю. Семейные скандалы, любовные интриги, тайны, шантаж и, конечно же, убийства – отличная питательная среда для взращивания благодарного читателя.
Все эти события проносятся на фоне двух на первый взгляд не связанных историй – истории влиятельнейшего семейства Уиншоу и писателя Майкла Оуэна, переживающего творческий кризис в одной из типичных лондонских квартир в роли затворника.
Знакомство с семейством Уиншоу нельзя назвать приятным, и хочется как можно скорее закончить это знакомство. Сборище мерзавцев и мошенников, каждый из которых занимает руководящие позиции в различных сферах общественной жизни.
Хилари Уиншоу, беспринципная журналистка и известная медиа-личность, является воплощением тупости, продажности, карьеризма и жадности, впрочем, присущие не только Хилари. Попав однажды только благодаря своей фамилии в медиа-мир, она изменяет его до неузнаваемости – каждый заголовок, каждая строчка, вышедшая из-под ее пера наполнены ложью, желчью и клеветой.
Сферой животноводства и общественного питания занимается грубая, безжалостная женщина Дороти, которая только и мечтает завладеть еще какой-нибудь сферой. Как сделать так, чтобы корова меньше ела и давала больше молока? Меньше кормить и больше доить – это жизненное кредо Дороти.
Томас и Марк полностью управляют финансовой сферой при поддержке политика Генри Уиншоу. Все то у них схвачено – торговля оружием, сотрудничество с террористами, поддержка обеих воинствующих сторон. Все в стране и за ее пределами пропитано ядом семейства Уиншоу.
С другой стороны, писатель Марк Оуэн, снискавший некоторый успех с написанием первой книги и совершенно расклеившийся на фоне личных жизненных обстоятельств, уже долгое время находится в полном отрешении от внешнего мира.
Так как могут пересечься линии бездушной семейной корпорации и надломленного писателя-одиночки? Казалось бы, эти герои живут в разных вселенных и столкнутся им точно не суждено. Но…
Волею судеб или вследствие чьей-то хитрой игры (это уж выясняйте самостоятельно) Марку Оуэну поступает заказ на написание биографической работы про самое влиятельное семейство Англии. Заказ этой биографии изменит жизнь Марка как никакой другой заказ.
Книга насыщена флэшбэками. Параллельно основному повествованию на две линии Коу добавляет сцены из детства героев, которые в свою очередь еще глубже раскрывают характеры действующих лиц. Флэшбэки весьма уместны и не создают ощущения литературной каши.
Автор не просто удовлетворяет ожидания любителей хорошего детектива. Внутри книги две как бы отдельные сюжетные линии, напрямую несвязанные.
Одна линия развивается в рамках классического детектива. Отдавая дань уважения классикам, Коу наполнил эту линию всеми характерными чертами. Произошло убийство человека, есть подозреваемый, но практически отсутствуют доказательства того, каким образом убийство произошло. Есть только подслушанный разговор женщиной, чье психическое здоровье ставится окружающими под сомнение. Какие только уловки из классических детективов мы тут не встречаем: исчезновение человека из запертой комнаты, разнообразие орудий убийств.

…подсвечники, зонтики для гольфа, ножи для масла, опасные бритвы, хлысты для верховой езды, мочалка, мэши, ниблик, афганский боевой рог значительной археологической ценности, ночной горшок и противотанковое ружье

Далее читатель сможет узнать в героях книги «Какое надувательство!» уже известную из классических детективов парочку – гениальный сыщик – любитель и его компаньон – рассказчик. Примеры таких детективов приводить будет лишним, все прекрасно понимают о ком идет речь. Но не следует думать, что это плагиат. Джонатан Коу предлагает нечто другое – пересмотр канонов детективного жанра и в некотором смысле пародия. В классике в основе жанра лежит непреложная вера в логику, дедукцию и человеческий разум. Если в классическом детективе раскрытие преступлений непосредственно зависит от интеллекта сыщика и его умения применять дедукцию, то в детективе Коу убийство раскрывается исключительно по воле случая и благодаря везению. Сыщики Коу не обладают особой прозорливостью, наблюдательностью и сообразительностью, которая присуща классическим прототипам.
Есть и еще одно довольно любопытное отличие. Убийца заранее известен, более того он уважаемый и даже знаменитый человек, но отсутствующие улики и невменяемость свидетеля привели к тому, что на свободе всю свою жизнь разгуливал убийца. И это первая детективная история романа, которая дает развиться второй, не менее затягивающей.
Для второй детективной истории автор использует совсем нетривиальный шаг. Наш помощник сыщика становится непосредственным участником и в некотором смысле центром происходящих событий.

Во всей этой истории есть одна часть, элемент, торчащий, как пресловутая заноза в пальце. Один актер, которому на сцене с партнерами настолько не по себе, что поневоле задумываешься, не забрел ли он сюда из совершенно другой пьесы.

И тут мы уже имеем дело с психологическим детективом, местами триллером и драмой. Коу нарушает законы детективного жанра и помещает все убийства не в начало истории, а в конец – снова сделанная со вкусом пародия Коу. И, как вы уже догадались, тут тоже не обошлось без экспериментов.
Темп повествования значительно убыстряется, главный герой попадает в пучину событий – новые знакомства, новые встречи со старыми знакомыми и убийства, происходящие в реальном времени где-то рядом с героем. Происходящее напоминает процесс сбора пазла, когда уже собрана большая часть картинки. Читатель вроде бы уже все понял, но возникает непреодолимое желание дочитать книгу до конца. Роль главного героя еще не сыграна до конца и хочется поскорее узнать, почему именно он играет эту роль.
И конечно же финал, который вобрал в себя известные штампы классических детективов - гроза, старый особняк, действующие лица собраны на оглашение завещания. Судья – палач, методично убивающий собравшихся и ищущий в этом искупления своих грехов. А это привет А. Кристи и ее «Десяти негритятам». Коу не заканчивает роман на этой кровавой бане, иначе это был бы не Коу.
В начале книги автор «повесил на стену ружье, которое рано или поздно должно было выстрелить.» И оно выстрелило прямо в голову главному герою романа. Ну а как конкретно – найдете на страницах книги «Какое надувательство!».

В рамках игры ДП