Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

19 июля 2020 г. 00:40

3K

3 "- Не знал, что ты пьешь виски. - А я не знала, что ты психопат."

Только пару недель назад пересматривала "В постели с врагом" с Джулией Робертс, где ее усатенький муж шпынял ее за повешенное не по линейке полотенце, выбирал, что она наденет, чем займется и избивал, если ему казалось, что на нее чуть больше секунды засматривался какой-нибудь мужчина в гостях, как подошло время читать мобный триллер с точно таким же сюжетом - спасайся кто может от психопата и не забывай, что это дело рук самого спасающегося. Вот только Джулии Робертс удалось, при все немалом числе нереалистичных моментов в фильме, показать себя как отдельную личность, которая действительно сумела преодолеть собственные внутренние преграды, притянувшие к ней, как муху на мед, монстра, и исцелить себя, чтобы больше в это не ввязываться, а вот Грейс из книги так и осталась, простите, ничтожеством...

Джек - идеальный муж Грейс для всех кроме нее. Его цель - не семья, а сестра женщины, ради которой он терпит рядом с собой, слегка наслаждаясь, слабую жертвенную американку. Он - психопат, она - созависимая: корни, естественно, из семьи - его отец уничтожал сына и жену, превратив тем самым Джека в любителя издевательств (+врожденная психопатия, думаю), ее родители не любили дочь и довели до того, что она с легкостью бросила собственную жизнь ради больной сестры, которую теперь нужно защищать от больного мужа.

Персонаж Джека выписан будто по учебнику - в популярной литературе наглядно с примерами любят перечислять характеристики психопатов и нарциссов, к сожалению, часто путая эти понятия: у Джека - это безграничные обаятельность и человечность в начале отношений, безупречность, манипулирование при помощи "холодно-жарко", использование любой известной информации о жертве против нее, сплошные присоединения "ты же понимаешь" и давление на ее жертвенные черты, коих Грейс переполнена, на которые Джек как на запах текущей су*и тянется. Мужчина, однако, больше напоминает утрированный вариант психопата для запугивания домохозяек - нет, все описанное, что ему присуще, правдиво и актуально, но гипетрофированно и напоминает картину добавления всех существующих специй в одно блюдо - моментальное переключение с прекрасного принца на монстра, маньяческие наклонности с запиранием и наказаниями, работа в адвокатской конторе по защите женщин от домашнего насилия (ироничненько), моментальный скачок в детстве из роли жертвы в агрессора с болезненными склонностями, асексуальность (которую забыли объяснить) и т.д., и т.п. - и все ярко выражено, одновременно и на накале. Эдакий экспонат для изучения - "Внимание! Избегайте!".

Поскольку простых путей я обычно не ищу, то наиболее привлекательной для меня является психология "насильника", а не его жертвы. Как-то многограннее что ли причинность у них этой патологии - и физиология, и сами травматизации (хватает нередко даже мелочи). У жертвы же все обычно объясняется проще - доказать, что ты хороший, чтобы тебя полюбили наконец. Отсюда и созависимость, и комплекс жертвы, магнитом притягивающий психопатов, и сплошное оправдание обидчика в любых ситуациях с цеплянием за эти отношения, и извинения с попытками все время быть ему удобной, соглашаясь на все и ничему не переча, и приручаемость в дрессировке (иными словами это не назвать), и постоянная благодарность за любое снисхождение, когда возвращается надежда ("рука-лицо"), и вера, что все снова наладится (ничего, что уже дошло до того, что ни в какие рамки давно не вписывается), и тотальная убеждаемость из-за умелых манипуляций, и даже взрыв, которого в конце концов не избежать, освободительных действий. Грейс - именно такая со всей своей наивностью, слабостью, неумением абстрагироваться и безвольностью. Вместо того, чтобы принять как данность случившийся ужас в виде партнера-монстра и просчитывать, собирать силу воли в кулак, отодвинуть на время эмоции на задний план, вооружившись рациональным мышлением, чтобы противостоять обидчику, а не тешить его извращенность, женщина следует вросшему в нее с детства алгоритму "терпила-чувство вины-бессилие". Поскольку родители были к девочке явно безразличны и даже обесценивающи, она запретила себе быть собой, но не сумев проработать (а как самой...) эту фрагментацию, осталась на бобах - чувство вины при себе, достоинство не взрощено, уважения к себе нет, миссия - стать полезной. Отсюда и вытекает, само собой разумеется, жертвование собственной жизнью ради сестры, больной синдромом Дауна, - для здорового нормального человека - это дело совести, но ноша, никто с удовольствием не бросается в этот омут, чего не скажешь о Грейс, пожертвовавшей добровольно собой (она же не понимает ценность себя и своей жизни) ради другого. К сожалению, к Милли у женщины не любовь - сестра только плацдарм для вынашивания чувства вины и псевдо- от него избавления.

И ладно, плевать уже на чрезмерную негативную окраску либо окраску слабости персонажей - все же действительности они соответствуют. Но расчет автора на тупость у Джека из-за тщеславия и самонадеянности, неправдоподобность прокатившего в итоге обмана Грейс, утрированная глупость супругов в срабатывающих во имя спасения шагов у нее и того, как он ведется на выдуманные противоречия ("хочу красное платье, надену первым черное, чтобы заставил переодеться") - не лезут ни в какие ворота реалистичности. С тем многопунктным и стратегически продуманным планом, который сумел воплотить в жизнь Джек, он просто не может быть таким дураком, каким автор, особенно в финале, решила его показать. Глупость Грейс зашкаливает, но при ее "диагнозе" это объяснимо - комично, что Милли с синдромом Дауна оказалась куда сообразительнее, чем старшая сестра. Преступление же, точнее то, как оно обставлено, - абсолютно не продумано Бернадетт Пэрис: убить наверняка и решиться при этом на длительное умирание от обезвоживания - алогично, не убрать мерзкие картины - просто странно, и пр... Такое ощущение, что про действия полиции в случаях смерти автор просто забыла - главным было завершить книгу в стиле домохозяйских мечтаний. К счастью, не каждая женщина - домохозяйка!

картинка Sandriya

Комментарии


правдиво и актуально, но гипетрофированно


Согласна! Проблема актуальная, но вот герои карикатурные ( особенно злодей), все события какие-то нереальные и абсурдные, финал глупейший. В книге мало здравого смысла. Для меня история сшита белыми нитками.


Дааа!!) Все, что автор знает, о тиранах, абьюзерах и т.д., и т.п., -влепила. Нарисовала зачем-то тягу к жертвованию еще в юности ради сестры - я долго оглядывалась на него)), ну и конец - конечно, вообще сказочно непроработан((