Больше рецензий
18 июля 2020 г. 17:46
2K
4.5 Конспирология времён застоя
РецензияПервая моя эмоция от книги - удивление. Насколько же неподражаемый стилист это писал. Да, вставки с Люсиным написаны топорно, узнаваемо, кондово (почерпнула слово в одной из рец). И я ждала таких же кондовых штампов от исторических кусков. Но в том-то и дело, что их не было. Это-то и вызвало удивление. Ещё удивление вызвало почти полное отсутствие исторических спекуляций, когда в те времена любой иной автор пытался подлизнуть в направлениях "власть народа" или "народный язык". А также отсутствие исторических глупостей, которые советские авторы вставляли просто потому, что у них не было источников сведений. Покажи мне кто исторические вставки без всего остального детектива, я бы ни секунды не сомневаясь отнесла бы их к нашему времени, причём была бы уверена, что автор американец, так как "красивости" там только по необходимости, а так текст сугубо информативен. Мне сложно поверить, что это текст начала 70-х годов. Даже отсылка к "фашисткой гадине" - нет, не правы рецензенты, это не о шпионских советских псевдотриллерах, это отсылка к Повелю и Бержье, все эти оккультные тайны Третьего Рейха. Я думала, что прочитаю текст с включённой скидкой "50 лет назад писано, окстысь, женщина, не требуй невозможного", а прочитала довольно твёрдый современный триллер.
Итак, Люсин. Служит он в органах. Один раз несмело произнесено слово "милиция" и много раз упомянуто, как он на траулерах ходил заграницу, где у него тоже были следовательские обязанности. Если вы считаете, что да, так СССР и был устроен, то вам прямо сейчас необходимо пойти к мамке и получить новую порцию мифов о самом вкусном мороженном. Разухабистость тона в самом начале к середине книги уже Парнову надоедает и даже в стиле советских вставок проглядывается не ухарь 70-х, кропающий "Смерть шпиона" (в 90-е они перековались печь блины в стиле "Воровская удача и Мент в законе"), а нормальный интеллигент с длинными рассуждениями, который очень хочет, если уж взялся писать, открыть заодно и свою философию, свой взгляд на мир. Если сам Люсин - это так, штампованная картонка, чтобы приёмная комиссия в издательстве не очень ругалась, то друзья Люсина - сплошные тени, которых отличить друг от друга можно только под микроскопом с инфракрасным излучением. Они тут для создания "советского антуража", фиг бы с ними, Парнов - не Вайнеры, ему разработка всей этой псевдодействительности нах не нужно: так, изредка описывает суперблюда, которых днём с огнём в сысысыре было не сыскать и которые вполне подойдут под описание любого строя. Жратва есть жратва.
Полагаю, для исторических вставок основательно юзался Дрюоновский цикл "Проклятые короли" (я даже загуглила, не был ли и здесь Парнов первым, тогда это было бы грандиознейше) и романы Дюма. Потому история сосредоточена на Франции: альбигойцы, тамплиеры, революция. Хотя речь идёт якобы о поиске сокровищ альбигойцев, заодно рассказывается и про алхимические опыты по обретению бессмертия.
Сама детективная часть поражает всем. Кроме логических связей, если честно)) Это не детектив, а криминальный роман. Разница в том, что у тебя нет улик, которые ты раскручиваешь вместе или раньше следователя, ты движешься от события к событию вместе со всеми персонажами. Шокировать читателя Парнов не только мог, но и хотел))) Пляшущий огненный дьявол, изображение из глаза мёртвого кота, глава рассуждений о жизни и о том, как переживает писатель, когда персонаж должен умереть. Если первый аспект вызвал у меня "Оу, вот это фантазия у мужика", второй "Хм, это реально возможно?", то третий заинтересовал по полной. Парнов не только стилист, он врун. Когда ты копируешь другого человека, ты врёшь, изображаешь не себя. Да, он часто сбивается на странные рассуждения, но всё остальное время он изображает кондовость. Только в этих рассуждениях он становится собой. Первое рассуждение - что есть совпадение и как оно отражается в жизни. Совершенно новым по стилю для меня это не было. Я занималась самиздатовскими журналами 60-х годов, а также заодно всей культурой оттепели. Кстати, за такие журналы вполне себе сажали. Не всех. Но сажали. Даже за журнал с больными и незрелыми декадансными стихами, где не было ни слова про политику, только фикрайжество с подражанием стихоплётам начала века (уверена, что те студентики даже акмеистов не знали). Тогда в этих журналах меня поразило, как самые простые положения, включая религию, которые мы давно считаем чем-то давно само собой разумеющимся, было для шестидесятников откровением. И в том отступлении о случайностях, очень чувствуется стиль тех журнальчиков, чувствуется, что Парнов не столько рассуждает, сколько красуется: "Давайте-ка, я пойду по этому пути и посмотрим, куда я осмелюсь зайти". А вот в рассуждениях о персонажах он впервые предстал настоящим, я впервые попыталась заглянуть за край творчества, туда, куда писатель и не хотел бы пускать читателя - в его душу. Он рассказал историю о том, как Флобер сам валялся на полу с признаками отравления мышьяком, когда убил госпожу Бовари, и добавил, что отрава в малых дозах всё равно отрава. И потому так тяжело ему писать о смерти одного из персонажей. Интересно. Кем они были для него - его персонажи? Насколько он вживался, насколько видел всё воочию. Ведь следователь Люсин тоже видит перед собой целые картины.
Повторю своего недоумение об источнике сведений Парнова. Нет искажений. А для 70-х годов это круто было бы даже в западном мире, ведь загуглить сведения мгновенно было нельзя, а в разных книгах интерпретация зависела от больной фантазии автора. Я была знакома почти со всеми историческими событиями, которые там происходили (ведь это всё-таки история эзотерической мысли Европы), кроме одного - история об ожерелье. Оно лишь опосредованно связано с эзотерикой (из-за этой истории Калиостро заключали в тюрьму), но непосредственно с настроениями французского общества перед революцией. Эта история, в которой Парнов едва ли не единственный из всех авторов выступил против официальной версии, заинтересовала меня более всего и я пошла гуглить всю историю, о чём вам и расскажу.
Когда идиотка губит Францию.
Я не большой поклонник казнённой королевской семьи Луи 16-го. Когда на уроке истории в школе я узнала, что их поймали при побеге потому, что они "остановились пособирать цветочки", я пробормотала "туда им и дорога" и пока ещё ничто не изменило моего мнения.
Было бы правильнее сказать, что я ничего не слышала про историю об ожерелье, но в том-то и дело, что слышала что-то краем уха, какие-то переодевания и вообще не понятно, кто на ком стоял.
Так вот, когда прочитала Парнова, я впервые узнала, что произошло и полностью согласилась именно с его версией. Официальная версия гласит, что графиня Ламотт (из рода Валуа, кстати) в течении года обманывала кардинала Рогана, уверяла, что королева его любит, устроила им свидание в саду, где пришла закутанная в вуаль фигура, Роган вёл с королевой переписку. Якобы через Ламотт королева попросила Рогана купить дорогостоящее ожерелье, а потом выяснилось, что Ламотт с королевой даже не знакома: "Какое ожерелье? Я не видела никакого ожерелья! Всех арестовать!".
Что? Целые века считается, что этот сюжет для дешёвый оперетты - правда. Фиг бы с ними с деньгами, фаворитизм - это, прежде всего, вопрос власти. Роган верит Ламотт на слово, хотя видится днём с королевой и мог бы проверить всё намёками или условиться о каком-то знаке через письма. Я ещё верю, если такая история происходит в наше время среди студентов-долбодятлов ("Во, она тебе письмо прислала по электронной почте, она тебя хочет, а что на вечеринке внимания на тебя не обращает, это ничего не значит!"), которые могут пренебречь проверкой, но среди приближённых к двору аристократов, где интриги подают на завтрак дважды? И никто не спросил Ламотт: "Какие ваши доказательства?".
- А почему подпись не похожа, королева же подписываются по-другому?
- Это от большой любви к тебе. Верь мне.
Вся эта довольно длинная история про ожерелье, судя по всему, нужна Парнову, чтобы доказать всё то же самое: вся эта история про "обманули, подогрели!" - ложь. И он использует собственный роман, чтобы указать на явные несоответствия в официальной версии. На то, что когда ювелиры просили королеву подтвердить её намерение купить ожерелье, она игнорировала их письма, а вовсе не удивлялась "Ты вообще о ком?". Ну и, разумеется, встреча в темноте в саду. Водевиль! Не знаю, сам ли Парнов обратил внимание, но он абсолютно верно указывает - выдать одну женщину за другую является сюжетом "Женитьбы Фигаро" Бомарше. Спектакля, но не жизни. Хорошо для того, чтобы тупая как пробка королева вдруг решила играть в их-хи-хи, но кто-то верит, что можно было обмануть царедворца?
- Это в четырёх покрывалах точно королева?
- Ага.
- А почему она выглядит лет на шестьдесят?
- Ночь. Не выспалась.
Я посмотрела в Вике на это ожерелье и мог сказать только одно: тонны камней, которые должны компенсировать отсутствие вкуса. Интересно, что в английской и французской Вике Мария-Антуанетта полностью оправдывается. В английской даже есть слова, что "королева была полностью не причём", а также "Ла Мотт продолжила клеветать". Фанатам нельзя доверять править энциклопедические статьи! И только в нашей статье говорится про "клад Тюирьльи", то есть ожерелье было обнаружено почти сто лет спустя. Во дворце королевской семьи. Парапапабам! Я полезла искать источники и узнала, что изначально это была была статья в "Чудесах и приключениях". Можно ли ей доверять? Не знаю. Верю ли я, что королева была замешана в интриге? На все сто. Если женщина дура (или если мужчина дурак), история бессильна. Что ж, теперь мне безумно интересно, что же такого понаписала Ла Мотт в своих воспоминаниях (а ей устроили после приговора побег, она убежала в Англию и там уже Марию-Антуанетту полила по полной).
Следует заметить, что фильм отличается от книги как небо и земля. Нет и половины персонажей, преступники действуют по-иному. Моя обожаемая Вера Фабиановна по фильму просто лишалась чувств, а не лежит после шока, общаясь только глазами. Не знаю, кого из двух авторов сценария (а в сценаристах и сам Парнов, и режиссёр Рудольф Фрунтов) поразила несправедливость в отношении кота, потому кот Саския по фильму жив, даже есть специальная фраза хозяйки))) Минус множество линий. Минус концовка. Концовка фильма мне нравится больше. Даже при том, что сокровищ не нашли. Это какой-то фетиш, в литературе есть штамп - сокровища не должны быть найдены, иначе ты не литература, а так, дешёвое чтиво. В принципе, Парнов попытался сделать то, что потом намного изящнее сделает Дэн Браун. Сокровище найдено, но забрать его нельзя.
Я знала о Парнове. Но я не ожидала, что знакомство окажется настолько плодотворным. Как я не устаю повторять, самое худшее и самое лучшее при любом режиме - люди. Талант Парнова открылся слишком рано, слишком "не там". Возможно, на сегодняшний день он бы стал одним из многих, он талантлив, но не гений. Сейчас же, под слоем десятилетий он сам кажется малоизвестным, загадочным сокровищем.
Комментарии
О, спасибо за отзыв) Фильм и правда какой-то невыразительный. Сам тоже присматриваюсь к Еремею. Он и правда был очень и очень крут и кроме того что писал, еще и крупным ученым был. Был у него и свой ширпотреб, например «Секта» . Хотя, с «Ларцом»-то, держа в уме фильм, тоже ничто не предвещало) Говорят, сейчас французские историки откопали такое про свою замечательную революцию, что она-таки гораздо грязнее, чем все думали. Мне порекомендовали почитать такого историка по фамилии Хуйсман (может потому и запомнил), но перевода нет, а я совершенно не парлевуфрансе...
Я тоже во французском никак) А Парнова точно дальше почитаю. Очень интересной оказался личностью.
Интересно, и про ожерелье в том числе)
Попробуй. Книга оказалась очень даже!
Закинула к себе в детективы)
Я вообще люблю среди русскоязычных авторов находить жемчужины)
Это всегда приятно))
:)