Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

16 июля 2020 г. 16:28

1K

3.5 Морская болезнь

Признаюсь честно, до недавних пор я совершенно ничего не знал о "Наследнике" и уж тем более о поразительной истории его создания. Можно только восхититься, как в условиях лагерного быта Роберту Александровичу Штильмарку удалось создать настолько грандиозное и объемное произведение что, в любом случае , на мой взгляд, является настоящим подвигом. 
Узнав историю написания романа у меня, сразу же возникла мысль, что книга стала для Штильмарка своеобразным способом побега из удручающей тюремной действительности в мир приключений и отчасти это действительно так если поверить в байку о том, что Роберт Александрович, словно лагерная Шахерезада читал  заключенным  только написанные главы из «Наследника» что всегда вызывало неподдельный интерес  и отчасти спасло Штильмарка от кровавой расправы. Действительно в самом начале «Наследник» оказывает поистине гипнотическое свойство, что позволяет  с головой погрузиться в роман. Забавные пиратские прозвища: Акула, Леопард, Скелет, стрельба по македонски , морские баталии обещали увлекательное путешествие, но внезапно пришла моя морская болезнь.
Я никогда особо не интересовался приключенческой литературой, всегда отдавая предпочтение другим жанрам. Спроси меня о книге из золотого канона приключенческой литературы и выясниться, что в лучшем случае я ее не дочитал или скорее вообще, даже никогда не брал в руки. Меня,   почему то никогда особо не прельщали истории о морских волках, пиратах  и пятнадцатилетних капитанах, забавно,  что это предложение было написано еще в самом начале моего чтения и ведь все сбылось, вплоть до юных капитанов коих в романе насчитывается   аж целых три штуки! Как наверное уже можно было догадаться я не особо жалую приключенческую  литературу а «Наследник» оказался просто самой чудовищной квинтэссенцией  жанра и ладно бы это была единственная беда, читал я вещи и похуже, но тут на горизонте показался мой самый страшный айсберг.
Имена персонажей! я просто физически не могу их запоминать, даже сейчас когда не прошло и суток как я закончил чтение единственное имя которое осталось  у меня в памяти это Бернардито и не факт что имя это принадлежит тому  персонажу о ком я думаю.  Обычно я стараюсь записывать хотя бы имена главных героев, но  в это раз совсем упустил этот момент, что превратило чтение в настоящий ад. В «наследнике» настолько много персонажей что все вместе взятые тома   Мартиновской эпопеи нервно курят в сторонке и большую часть времени я с трудом понимал, о ком ведется повествование, но  самое обидное, что по большому счету это совершенно бесполезное занятие потому как основной сюжет прекрасно мог бы обойтись без этого бесчисленного вороха побочных персонажей. 
Между тем пробираясь сквозь нагромождения имен, титулов, избыточных подробностей роман надоел уже к третьей главе и хотел решиться на страшное и ограничиться кратким пересказом, но нет я не такой , только хардкор и чистота эксперимента. Диалоги так же не внушали особого оптимизма мне сразу вспомнились рпг начала нулевых по типу корсаров или пиратов Сида Мейера, правда потом дело пошло на поправку надо было только потерпеть.
Особенно странным мне показалось деление на главы, это сложно объяснить, нужно видеть самому, но если упростить постоянно, кажется, что у главы отсутствует  логическое завершение, будто кто-то украл последний абзац, отчего текст начинает сильно смахивать на конспект или черновик романа.
Моя морская болезнь начала усугубляться шпиономанией ведь в «Наследнике» постоянно кто-то что-то  «случайно» подглядывает, подслушивает, читает чужие письма и просто узнает крайне важную информацию по счастливому стечению обстоятельств.
Где то на середине первой части мне стали ясны основные авторы, вдохновляющие Штильмарка это  конечно Стивенсон, даже   пиратский корабль назван в честь «черной стрелы», Луи Буссенар, все африканские эпизоды, Диккенс  в истории  сиротского  детства  двух братьев, Дюма и Гюго "поделились" некоторыми своими сюжетными наработками , Купер вдохновил американскую часть романа и это только то что на поверхности, думаю если продолжить исследование можно найти еще множество литературных ориентиров.
Тем временем над романом вставало красное солнце и Штильмарк решил заклеймить вечным позором английских капиталистов заковавших простых шахтеров в ошейники, словно они рабы. Меня весьма озадачила нескрываемая симпатия автора к луддитам, кстати сюжет повествующий об ирландском подполье   одна из немногих жемчужин романа, странная вещь почему то все истории в «Наследнике» так или иначе связанные с ловушками и взрывами показались мне на пару голов выше основного сюжета, однако возможно это просто проснувшаяся во мне пиромания. История луддитов это поворотный момент романа, когда происходит внезапная смерть одного из персонажей  и наиболее ярко становиться видна главная проблема романа, за судьбами персонажей элементарно не интересно следить и сопереживать, все они словно миньоны на одно лицо и с одинаковыми мотивами будут строить коварные планы,сражаться и умирать но уверяю к третьей части это мельтешение будет вызывать только раздражение.  
 В своем путешествии за неимением главного героя мне пришлось обратить свой взор на злодея и хочу сказать, что он однозначно лучший персонаж первой части. Леопард умен, харизматичен и пассионарен   такой своеобразный Ницшеанский сверхчеловек, упрямо двигающийся к своей цели но, к сожалению, таким он будет только в первой части и к финалу превратиться в полного психопата готового взорвать целый город.
Вместе с окончанием первой части романа ко мне пришло озарение что весь сюжет «Наследника» построен на допущениях: Что никто не узнает самозванца, что злодей решит сохранить жизнь виконту, а его спутница решит не раскрывать обман, что коварный пират решит вернуться на остров по совершенно надуманной причине и возьмет в опасное путешествие всю свою семью включая малолетнего сына, что об этом сыне узнают островитяне и все в том же духе.
Меж тем в романе вновь начинает светить, красное солнце коммунизма ведь виконт оказывается немного того - руссоистом и мечтает построить в Америке колонию равенства, справедливости, труда и разума.
Само собой роман не обходиться ,без антиклерикальной пропаганды ведь в романе нет ни одного порядочного священника, все они поголовно являются алчными интриганами. Кстати  о шаблонах «Наследник» оказался весьма  мизогинным   романом ведь все женские персонажи в книге делятся на три типа: безмолвный придаток к мужчине, бессмертная старушка-мать, сплетница рушащие планы ну и как исключение одна злодейка.  
Вторая часть романа ознаменовалась настоящим чудом и книга становиться намного лучше. Читателю рассказывают  истории происхождения и становления двух главных персонажей и это действительно хорошо написанные истории, но стоит  только повнимательней присмотреться и становиться понятно, что у истории до неприличия схожий сюжет и так будет продолжаться до конца романа и редкий элемент сюжета избежит участи быть использованным несколько раз.
Пик морской болезни пришелся на момент когда в романе появились иезуиты, я уже готов был кричать Зачем? Зачем так много сюжетных линий?, а ведь это было только начало страшного превращения «Наследника» в латиноамериканский сериал, дети-детей, сестры, жены и прочие тайные родственные связи, негритянские племена, пираты, иезуиты, луддиты, бандиты, головорезы, виконты, наследники , смерти, воскрешения, переодевания, летучий голландец ,взрывы, погони, шпионы, казалось бы что можно еще придумать но тут прискакали индейцы и мне стало по настоящему больно, потому как эта часть книги написана с совершенно непередаваемым уровнем фальши.
Думаете индейцы это был предел? Решительно Нет! У нас ведь советский роман и герои просто обязаны поучаствовать во всех возможных революциях и даже встретить парочку исторических личностей, чисто Форрест Гамп  а самое главное просто всей душой мечтать о Коммунистическом рае под названием город солнца и плевать что проснулся вулкан и остров к чертям смыло цунами, ведь главное плыть а уж куда это точно не самое главное.
Все.
Можно включать Лозу.

Да уж это было очень утомительное путешествие, насыщенное как и любое хорошее приключение,  полным спектром эмоций, в романе встречались по настоящему интересные находки  и сюжеты но на мой взгляд Штильмарк очень сильно переборщил с приключениями и авантюрами , по сути уместив в одну книгу сразу три цельных романа, мне этого оказалось слишком много, как там говорят эти американцы я слишком стар для этого …. и может, будь я юным пионером я просто был бы, на седьмом небе от счастья читаю эту книгу, никто уже не узнает…. но как говориться Всему свое время, а я пока останусь на суше.

ДП-2020
Основа июля.
Метафизический плацкарт

Комментарии


Отличная книга, кстати;)!


Охотно верю,только книга больше смахивает на трилогию и за раз было читать крайне утомительно,наверное надо растягивать удовольствие.