Больше рецензий

8 июля 2020 г. 16:51

1K

5 Спойлер Аскетика в одном рассказе.

Максим Горчаков ехал с женой на Пасху из храма и встретил больного казака. Казак попросил дать ему кусочек освященного кулича. Максим собирался уже отломить немного, но встретился с напором жены, которая не хотела портить внешний вид кулича.
Как поступить: испортить отношения с женой, но исполнить заповедь, или поддаться упрямству жены, сохранив с ней мир?

Далее пойдут спойлеры.
В рассказе Антон Павлович затрагивает несколько проблем. Это и место мужа в семье, и милосердие, и истинное покаяние, и рассудительность в добродетели.
Максим не является главой семьи, а находится под каблуком. С этого и начинаются их проблемы. Ведь быть главой - это не поставить жену на место, рявкнув на неё, а, в первую очередь, нести ответственность. Этого главный герой не делает.
Далее мы видим мотив притчи о милосердном самарянине. Герои встречаются с несчастным больным казаком, который просит всего лишь кусочек кулича. Но жене не хватает рассудительности выбрать из двух заповедей наибольшую. Ей не жалко, но она не хочет, чтобы освящённый кулич отламывали. Между благоговейным отношением к святыне и любовью к ближнему она выбирает первое.
Муж же не может противостоять жене, и у него начинаются мучения совести.
«А что если Господь нас испытывал», - думает он. Совесть грызёт его день и ночь, он начинает искать этого казака, а, не найдя, впадает в запой.
Так почему же Максим не прибегает к таинству Исповеди? На этот вопрос можно ответить вопросом: А было ли вообще покаяние? Вот тут вернёмся к мысли о его месте в семье. Он не глава, и, соответственно, не берет на себя никакую ответственность. Поэтому и в том, что они не помогли казаку, он обвиняет исключительно жену. Главный герой не видит своей части вины в произошедшем, поэтому неоткуда и зародиться покаянию.

Ещё добавлю, что чтобы понять нашу классику, надо быть верующим человеком и иметь хоть малое знакомство с аскетикой. Уже не первый раз в этом убеждаюсь. По сути всю русскую классику стоит вычеркнуть из школьной программы, потому что преподают ее не как должно, поверхностно, без глубины.

Комментарии


...чтобы понять нашу классику, надо быть верующим человеком и иметь хоть малое знакомство с аскетикой.

Согласна.


"...чтобы понять нашу классику, надо быть верующим человеком..."

Я сама это поняла исключительно тогда только, когда сама поверила. До этого того не знала и даже не задумывалась. А теперь классика стала не только интересной, но и... нужной.
Спасибо Вам за рецензию - замечательно!


Прекрасный анализ. Спасибо