Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2020 г. 18:24

1K

1 Темная тьма

«Лазарь» - не первая уже по счету в этом году книга, в которой слухи о смерти заклятого врага центрального героя серии оказываются преувеличены. Авторы, скрывающиеся за псевдонимом Ларс Кеплер, долго думали, и не придумали ничего лучшего, как написать сиквел к одной из предыдущих книг. У нас опять рыбный день – маньяк гоняется за бедным полицейским (страшная мстя), а тот лихорадочно соображает, где же находится логово противника? Игра в догоняшки и прятки с заведомо известным концом. Наши победят, а как же иначе?

В классическом детективе тоже вроде бы все предсказуемо. Преступник обязательно будет пойман и изобличен. Однако есть тонкости, которые заставляют нас читать до конца – мы не знаем кто, как и по какой причине пошел на преступление.

В романах, подобных «Лазарю», все как на ладони. Загадок нет. Нужно всего-то «найти и обезвредить». В «найти», при желании, конечно, тоже можно отыскать нечто детективное. Но тут на это время много не тратят. Помыркавшись немного, ближе к финалу просто вспоминают: «да, точно, был у меня тут на примете адресок один».

Все карты в романе на руках у злодея Юрека Вальтера. Все взгляды на него. Он – центральная фигура, сильная личность. Противостоит системе, игнорирует ее правила. Всесильный, всемогущий, сильный, смелый, ловкий, умелый, прям настоящий советский пионер. Победить Юрека может не система, а другая такая же равновеликая по степени индивидуализма личность.

Романы о дуэли «маньяк-детектив» - гимн этому самому индивидуализму и настоящее пиршество беззакония. «Лазарь» не исключение.

Здесь есть все, о чем мечтает и чего не может позволить себе в жизни замшелый обыватель. Немного обязательной порнухи: «Валерия стянула трусы, и они упали на пол». Кровавые убийства – человеческое мясо не то на супец, не то для опытов в морозильнике. Стрельба, незаконное вторжение, двойная жизнь, поддельные документы, тайные убежища.

Но за все надо платить. Главная проблема «Лазаря», как и других таких же романов, в их абсолютной неоригинальности. Нас пытаются пугать, а нам не страшно. Мы уже знаем все эти финты назубок. Здесь слишком много стреляющих ружей.

Ссылки на формульность криминального жанра не принимаются. Формула всегда имеет обобщенный вид. Более того, смысл формулы в ее действенности. А тут она не работает, мы не боимся и не переживаем, сердце не уходит в пятки, коленки не дрожат от ужаса. Наличие всего что нужно в «Лазаре» производит эффект обратного рода. Именно потому, что здесь есть якобы положенное по формуле, роман и не интересен. Перечень описываемых событий можно предсказать с первых страниц: герои сперва немножко потрахаются, чтоб потом можно было понять, откуда взялись «переживания» друг за друга, затем кого-нибудь из них похитят, далее похищенного надо будет спасать, после придется стать марионеткой в руках «дьявола», чтоб подобраться поближе и угомонить его навсегда.

Такого барахла на рынке криминального жанра теперь выше крыши.

Есть ли разница в том, что за фамилия стоит на обложке – Кеплер, Карризи или Брындза? Но авторам все мало, в конце нам намекают, что на подходе еще один такой же забег.

Ода издыхающей лягушке