Больше рецензий

6 июля 2020 г. 19:09

338

2.5 Какой у Христа был деймон?

Небольшая повесть Пулмана по сути является пересказом евангельских событий с учетом нескольких новых условий, предложенных автором: а) наличие вынесенных в заглавие близнецов; б) отсутствие божественной природы Иисуса; в) руководящая роль некоего загадочного персонажа, обозначенного как "незнакомец"; г) отсутствие персонажа Иуды. Соединив эти четыре условия с хорошо знакомой всем сюжетной канвой, Пулман создал сказку о соотношении истории и истины, природе добродетели и прочих высоких материях. Не совсем ясна изначальная авторская задача, однако ничего плохого в очередном переосмыслении главного сюжета европейской культуры, разумеется, быть не может.

Забавно, что аннотация совершенно не сходится с содержанием книги, потому как оба брата-близнеца выведены героями вполне положительными, только с разными взглядами на цели и задачи учения Иисуса. Видно, что Пулмана раздражает свойственная Библии противоречивость некоторых моментов, и в своей повести он старается эти противоречия объяснить при помощи придуманной им концепции братьев-близнецов. Однако в ключевых моментах особой новизны не чувствуется, поскольку идея предательства ради достижения высшей цели уже развивалась в некоторых текстах, посвященных Иуде (у наиболее известный - "Иуда Искариот" Андреева"). Христос у Пулмана берет на себя роль Иуды, однако идея Великой Жертвы исходит не от Иисуса, а от того самого незнакомца.

Несмотря на довольно мрачный флер, этот самый незнакомец, ни разу не названный по имени, кажется, все-таки не является Сатаной. Скорее это персонифицированное необходимое зло, которое, по Пулману, стоит в основе организованной религии. И Христос - главный герой повести - сталкивается с парадоксом: если этому злу не поддаться, то пылкие речи Иисуса, не очень заботящегося о сохранении своего учения в веках, так никем и не запомнятся, но само основание церкви будет его учению противоречить. Иисус - истинный революционер, не заботящийся о последствиях запущенной им революции в умах. Христос - функционер, желающий как можно прочнее укрепить новое учение. Оба преследуют благие цели, но оба оказываются заложниками своих собственных убеждений, в результате чего один теряет жизнь, а другой - личность.

Размышлять над предложенной Пулманом ситуацией чрезвычайно интересно, однако это размышления того же толка, которые возникают при мыслях о путях веры и религии в целом. По сути, в этой притче описан тот самый замкнутый круг, в котором оказывается любое религиозное движение, стоит ему набрать какую-никакую силу. Так что вряд ли для кого-то описанное в книге станет открытием, тем более что Пулман, будучи истовым антиклерикалом, всегда имел достаточно такта для того, чтобы не опускаться до примитивной атеистической риторики (я вообще уверен, что на самом деле он и не атеист вовсе).

Это, конечно, интересное упражнение в рамках известного сюжета, однако создавать собственные сюжеты и миры Пулману всегда удавалось лучше. В одних "Темных Началах", трилогии вполне себе гностического толка, о вере, душе и религии сказано столько нетривиальных и новых соображений, что чтение "Доброго человека Иисуса..." становится исключительно факультативным занятием. При этом талант Пулмана виден и в этой небольшой и в общем-то необязательной повести. И все-таки: каким был бы деймон исторического Христа?