Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2012 г. 18:34

Лучшее на Лайвлибе

2K

4

Прежде, чем написать эти вот самые первые строки, долго смотрел в пустой экран и думал. Вроде бы, превосходная книга - о любви и дружбе, предательстве и искуплении. Написанная пронзительно и до боли искренне. Да и послевкусие после прочтения говорит о многом. Как будто бы хочется вдохнуть, а не хватает воздуха. Всё словно бы кричит о том, что это роман не просто незаурядный, а подлинно великий, гениальный даже. Но всё же где-то, на окраине сознания маячит смутное чувство того, что что-то не так. Как будто в великолепно исполненной симфонии одна-единственная нота взята неуловимо неправильно, с изъяном где-то за гранью человеческого восприятия. Пытаясь понять и объяснить это своё впечатление, я и решил написать этот текстик. Будем думать экспромтом, здесь и сейчас.

Итак, вот наш герой, тринадцатилетний паренёк по имени Амир. Его мать умерла родами, и потому отец втайне ненавидит его, не в силах простить смерть любимой. К тому же, мальчик характером совсем не похож на отца. Ему недостаёт решительности, смелости, а книжки и стихи милее футбола. Вместе с ними в доме живут слуги-хазарейцы - Али, старый друг амирова отца, и его сын Хасан, ровесник и молочный брат Амира. И такой же сирота, его мать сбежала практически сразу после родов. На первый взгляд, судьбы парнишек очень похожи, но Хасан наделён всеми качествами, которые Баба (имени у этого героя нет, Амир просто зовёт его "папа" по-афгански) так хотел видеть в своём сыне. Потому он постоянно хвалит Хасана, ставя в пример Амиру. Именно поэтому последний в глубине души начинает ненавидеть друга. Как же так, его Баба выделяет чужого парнишку, безродного слугу. А с родной кровью, наследником холоден и отчуждён. Хасан не виноват в том, что лучше и правильней Амира, он жизнь готов за него отдать. Но ненависть слепа к доводам разума. И потому преданный друг оказывается сначала преданным (какая жестокая ирония), а потом и оклеветанным. Мотивы Амира понятны, но всё равно жалко смотреть на труса, который даже не в состоянии признаться самому себе в своей трусости. Герой оказался попросту неспособен на поступок, который заслужил бы уважение отца и вознаградил преданность друга. И более того, оказался не в состоянии принять своё падение. Хасан для него - не более чем живое напоминание собственного позора. Я даже не понял сначала, что задумал Амир. Решил, что он хочет подарить деньги другу, чтобы хоть как-то искупить свою вину, и просто не может отдать приношение, глядя в глаза. Но то, что он совершает, действительно мерзко. Выходит, что наш герой - малодушный трус, каких поискать.

А встретившись с ним спустя пять лет, отчётливо понимаешь, что Амир ещё и эгоист до мозга костей. Он так хочет, чтобы его любили таким, каков он есть. И постоянно требует чего-то от людей вокруг. Когда на границе отец был на волосок от смерти, Амир думал лишь о том, как же он будет жить один, без помощи и опеки Бабы. Когда несколько лет спустя, уже в безопасной Америке, Баба смертельно заболевает, наконец-то ожидаешь от героя прозрения. Но он лишь вновь беспокоится только о своём будущем. Чернота его души шокирует. В конце концов, это ведь родной отец. И он заживо гниёт, страдая от метастаз и боли. Как можно в такой ситуации думать лишь о себе? Когда Амир женится, мне становится страшно. Очень страшно. Такая низость, такие преступления. Чьи ещё судьбы разрушит этот монстр?

Но тут наступает прозрение. Герой начинает меняться к лучшему, не вдруг, но упорно и постепенно. Здесь-то и приходит понимание гениальной задумки автора. Все двадцать с лишним лет своей жизни Амиру попросту некого было любить. В его душе странно сплелись любовь и ненависть к Бабе и Хасану. Амир полагает предателем не себя, а их - отца, отвернувшегося от сына, и друга, занявшего его место в сердце отца. Воистину, больнее всех раним тех, кого любим. Но теперь в жизни героя есть чистая любовь, не омрачённая ненавистью и грузом прошлых обид. И Амир начинает понимать, что сотворил. И просыпается, плачущий, по ночам. Неумолимо настигает раскаяние, и душит кошмарами, и сдавливает сердце железной рукой. Браво, мастер!

Вслед за раскаянием наступает черёд искупления, время правды. Амир узнаёт, что на самом деле связывало Бабу и Хасана. И его тоже. Оказывается, предательства не было, а было только умолчание, жалкое, гнусное, но всё же простительное. Осознание, что и великий Баба, оказывается, был не без греха, странным образом успокаивает Амира. Он отправляется в путь, в полный опасностей Кабул, чтобы взглянуть в глаза старым страхам и заплатить по старым счетам. Кабульские события символичны. Если обычно история повторяется в виде фарса, то здесь всё наоборот. Сказано и сделано всё, что должно. Амир понимает, что Хасан не просто простил его. Он даже и не обвинял друга ни в чём. И что же делает наш герой, кровью и страданием искупив ошибки прошлого? Тут же совершает новые, едва не ставшие куда более фатальными и страшными. Вот она, неверная нота. Не в чеканном слоге автора. а в душе его героя. Все эти годы Амир искал даже не прощения Хасана. Он всей душой стремился найти гармонию с собой, простить себя самого. И, достигнув этого, вновь позволил эгоизму взять верх. Занавес, агония, крик, изрезанные бритвой запястья. Амир должен был понять, ведь мы-то поняли. Зачем, автор? Почему вновь позволил страдать ребёнку, почему не дал прошедшему через ад герою увидеть правду сразу, без новых потерь и ударов судьбы? Неужели люди могут быть столь сокрушительно слепы? "Да", - говорит Халед-джан. Но я не верю ему.

Есть ещё пара моментов, которые коробят. Это уже, правда, чистой воды вкусовщина и придирки, но тем не менее. Первое - отношение автора к России и Америке. Русские, согласно Хоссейни, поголовно монстры и убийцы, адепты империи зла. А Америка - страна возможностей, оплот мира и справедливости, рай земной и далее по списку. Я прекрасно понимаю, что Хоссейни - афганец по рождению, что он в своём праве ненавидеть и обвинять, что в Америке он обрёл мир и новый дом. Но мне больно видеть, как человек, мастерством своим коснувшийся моего сердца, пытается делать глупые обобщения, стремясь подольститься, чтобы роман попал в тренд.

Кстати и об афганском происхождении автора. Читать между строк драмы о реалиях жизни в Афганистане - интересно, слов нет. Но не чувствуется духа Востока. Много характерных словечек и терминов, описания надменной гордости и предрассудков аристократии живы и убедительны, но книга оставляет впечатление совершенно американского склада ума и мировоззрения. Дело, наверное, в том, что автор покинул родину всего в одиннадцать лет. Есть в книге интересный момент, когда Амир в ответ на обвинения в предательстве родины говорит, что Афганистан всегда был в его сердце. И потом этот же человек со спокойной совестью готов вернуться в штаты, оставив племянника ещё на два года в приюте. Видимо, то же и с самим автором.

По итогам книга объективно шедевральна. Автор, хоть и привнеся в роман свои личные предубеждения, сумел описать подлинную трагедию, омытый кровью путь предательства и искупления. Но я всё же полагаю, что Хоссейни напрасно растянул финал. И там, где самое время кристально чистому финальному аккорду, всё ещё звучит мелодия. Такая прекрасная, но неуловимо неправильная. 9/10.

Ветка комментариев


Книга гениальна, одно из сильнейших потрясений для меня. Но с вами согласна- финал растянут.