Больше рецензий
3 июля 2020 г. 21:41
369
4
РецензияИз аннотации я почему-то сделала вывод, что это роман-триллер. С элементами детектива. Оказалось, что это почти поток сознания жертвы домашнего насилия.
Вначале сложные отношения в семье ничем не объясняются, но недоговоренность виснет тучей. И вскоре становится понятны причины таких отношений, гораздо раньше, чем они озвучиваются автором.
Прежде всего меня зацепила манера рассказа – совершенно лишённая желания приукрасить обычный поток мыслей. Немного смущали многочисленные повторы одного и того же предложения, подряд. Иногда с небольшими изменениями в порядке слов, иногда вообще без изменений. Но ведь в моменты обдумывания мы часто повторяем про себя одну и ту же мысль. Повторяем, чтобы самим ее раскусить и понять: а может быть, в повторяемых словах есть фальшь? А если немного поменять их местами? В конечном счете, Йорт удалось сохранить литературность даже повторов, так, что они не выглядели глупо и необоснованно.
Йорт удалось показать, что поток сознания по ерундовой, на первый взгляд, теме наследства может быть глубоко психологичен и интересен со многих сторон. Да и наследство может быть не только материальным, не только полезным. Часто ли мы задумываемся над этим?
Бергльот, героиня, от лица которой идет повествование, преодолевает страх осуждения, страх случившегося уже отвержения семьей и пытается донести свою правду родным. Она немолода, у нее уже есть внуки. Ее травма осталась в далеком детстве. И Йорт, обнажая незаживающие раны героини, ставит читателя перед фактом, что за свою правду и свободу нужно бороться сколько бы времени ни прошло. Стать свободным перед последним рубежом лучше, чем молчаливо позволить несправедливости властвовать навеки.
Вот только отчего в аннотации его продвигают, как еще один скандинавский триллер, мне все равно непонятно. Ведь целевая аудитория тут другая!