Больше рецензий

27 июня 2020 г. 16:10

3K

5 Где граница между любовью и одержимостью?

Если подумать, то ответить на вопрос, поставленный в заглавии, не так-то легко… На первый взгляд, любовь и одержимость, как ни странно (и как ни страшно) — похожи. Стремление быть рядом, видеть радость и тепло в глазах любимой, желание заботиться о ней и сознавать, что твоя забота приятна, нужна, а может быть даже необходима, — всё это естественно для человека любящего.

Но и болезненная одержимость может проявляться подобным образом — до поры до времени. Она притворяется любовью, и тот, кто подвержен этому безумию, искренне верит, что любит, любит по-настоящему! Он просто не понимает разницы, не видит её, и полностью убеждён в своей правоте и в своём праве — праве получить от "любимой" то, чего хочет, — радость, благодарность, покорность, понимание, восхищение… любовь!

Внутренний мир безумца страшен своей неколебимостью, своей, так сказать, искажённой логической стройностью. То, что для других — сумасшествие, для одержимого — единственно верно. Похищенная девушка должна быть ему благодарна, потому что он её "спас". Она должна его полюбить, потому что он о ней заботится, — вон, даже стул с дыркой купил и ведро снизу приставил, когда понял, что предмет его грёз оказывается испытывает естественные потребности тела. Правда, это его опечалило…

Она же — его идеальная мечта! Он ведь уже всё продумал — что она ответит, когда он скажет ей то-то и то-то, как себя поведёт, как будет ему улыбаться, как оценит его самого, его заботу, как будет счастлива… Даже купил её любимые конфеты! То-то она обрадуется. Он всё за неё придумал, расписал роль от и до — так, как делают при игре в куклы. Кукла всегда отвечает хозяйке то, что должна ответить. Она послушно ложится спать, если её положили, и с аппетитом ест, когда её кормят. Кукла обожает хозяина, она не возражает, не имеет своего мнения, не рвётся на свободу.

Страшно, когда понимаешь, насколько некоторые люди погружены в мир своих фантазий, при том что внешне они могут практически не отличаться от остальных или же выглядеть безобидными недотёпами и мечтателями. Они могут смотреть на вас, а видеть… куклу. И сами этого не понимать. Они просто не осознают разницы. И когда люди ведут себя не так, как они придумали, считают это преступлением и предательством.

Тема, поднятая автором, напоминает о знаменитом романе Фаулза "Коллекционер", и Элизабет Макнейл даже и не скрывает, что эта книга вдохновила её. Но Элизабет расширила перспективу и создала роман не только об одержимости, но и о любви, о борьбе за свободу, о мечте и о тех, кому хватает отваги идти к ней.

Действие романа происходит в Викторианской Англии. Главная героиня, Айрис, работает в кукольной лавке, бесконечно расписывая фарфоровых кукол, жизнь её тяжела и беспросветна, но у неё есть талант и — мечта. Она мечтает стать художницей и рисует по ночам, укрывшись в подвале, хотя времени на сон и без того не хватает.

В это время расцветает движение художников прерафаэлитов, и один из них, случайно встретив Айрис, предлагает ей поработать натурщицей.
("Прерафаэлиты (от лат. prae — вперед, и имени «Рафаэль»), это представители направления в английской поэзии и живописи середины XIX-го века, образовавшегося для борьбы с устоявшимися академическими традициями, условностями и подражательством классическим образцам.")

Решиться на это непросто. Работа в лавке, хоть и ненавистная, но дающая надёжный кусок хлеба, будет потеряна, семья осудит и откажется от блудной дочери, впереди — неизвестность и никакой определённости. Но Айрис решается, предварительно убедив художника пообещать, что взамен он будет обучать её. Так начинается путь Айрис к мечте. И к любви.

Но поблизости живёт тот, кого все считают жалким, тот, на кого не обращают внимания. Чучельник. Человек, чьё любимое занятие — превратить живое существо в чучело, в куклу. Но даже убивая, он убеждён, что совершает благое дело — сохраняет мимолётное для вечности! Превращает свободное, чувствующее, живущее — в искусно выделанный мешок, набитый наполнителем, с бусинами вместо глаз.

Роман прекрасно передаёт атмосферу далёкого от нас (к счастью!) Викторианского Лондона. Так и хочется сказать: Лондон — город контрастов. Здесь и богатые господа, и светлые мастерские, и открытие знаменитой Великой или Всемирной выставки — хрустальный дворец, фонтан из розового стекла и прочее великолепие, а рядом — нищета, вынужденная проституция, улицы, заваленные грудами отбросов, отсутствие элементарной канализации и всё, с этим связанное…

Кроме того, в книге фигурируют вполне реальные исторические личности — те самые художники прерафаэлиты. Насколько я понимаю, автор бережно отнеслась к исторической основе, хотя главный герой — возлюбленный Айрис — персонаж вымышленный.

Читать было интересно и увлекательно, героиня иногда немного раздражала, но в конечном итоге — это просто замечательно, что она оказалась настолько "с характером". Именно он помог ей не сдаваться и бороться — бороться до конца, на пределе и за пределом сил — за жизнь и свободу. Характер, сила духа и… память о любви. О любимом мужчине и сестре.

Любовь придаёт силы. От любви вырастают крылья. Одержимость пытается превратить человека в куклу.

Комментарии


Классная книга читала очень понравилась

Согласна - классная) Спасибо за коммент:)