Больше рецензий

26 июня 2020 г. 14:40

2K

5 Статья: Мария Папер - Женщина лунного света.


Взгляни на дом свой, ангел.
Орфейным взором обернувшейся памяти что-то в нас смотрит на Серебряный век русской поэзии: там, женская душа, и мужская, как два симметричных крыла андрогина, впервые так пророчески и творчески выровнялись.
Но почему же, творчески свободные, мы всё чаще оглядываемся на тот Серебрянный, лунный век?
Почему нас так манят люди лунного света, как сказал бы Розанов?
Может, мы что-то утратили в своей свободе и творчестве?
И почему такая неизъяснимая грусть у этих голубых плеч обернувшегося взора?
 
Вскрик камня во тьме — отблеском лунным: Эвридика; внутреннее кровотечение вечно-женственного…
Ангел стоит, у зацветшего, как сакура, распрямлённого крыла, ожидая на свидание что-то несказанное, нежное.
Но его нет. Что-то не так.
Глаза и сердце привыкают к сумраку, видят страшное в той лунной эпохе: в муке умирает поэтесса Мирра Лохвицкая, сестра Надежды Тэффи: одиночество, невыносимые сердечные боли и спасительный холодок опиума на губах, и забытьё на два дня, и сладостный бред, похожий на грустную сказку или чью-то судьбу.
А вот Анастасия Чеботаревская: феминистка и поэтесса, жена Сологуба: бросается осенью с моста, не в силах пережить сумерки ада советского безвременья, гибель Блока и мытарства надежды ( Эвридиковой) — не выпускали из Ада.
Её обезображенное тело вынесло весной на белой, как крыло, льдине, напротив дома убитого горем Сологуба.
Нина Петровская, поэтесса и любовница Бальмонта: встала на колени, как при молитве, засунула голову в духовку, и включила газ.
И, наконец, милая Надя Львова: поэтесса и любовница Брюсова: у неё был маленький недостаток, как и у многих у нас: она не могла выговаривать «к» — инжал, уст, рыло…
несчастный, заколотый под кустом ангел, над которым подсмеивались.
На предсмертном письме Нади, хотелось бы остановиться подробнее.
 

И мне уже нет сил смеяться и говорить тебе без конца, что я тебя люблю, что тебе будет со мной совсем хорошо.
Как хочешь — «знакомой, другом, любовницей, слугой» — какие страшные слова ты нашёл!
Люблю тебя — и, чем хочешь, — тем и буду. Но не буду «ничем», не хочу и не могу быть.
Ну, дай же мне руку, ответь мне скорее — я всё таки ждать долго не могу ( ты не пугайся, это не угроза, это просто правда)

Дальше был выстрел в сердце.
Невозможно это письмо читать со спокойным сердцем, как и думать обо всех этих милых женщинах — спокойно.

картинка laonov

Но среди этих трагических и прекрасных женщин, была одна, о которой мало кто знает: Мария Папер.
Её жизнь и робкое дарование — словно затравленный в цветах солнечный зайчик.
В ней было что-то неуловимое от всех этих женщин, от той лунной эпохи.
Судьба Марии как бы нежно бредила на бессонных устах ворочающегося на смятой простыне белых крыльев — утомлённого ангела.
 
Её душа, отвергнутая огненным и властным ангелом поэзии, желала быть с ним, кем угодно: слугой, любовницей, другом.. только бы рядом с ним — быть!
Легенду об этой трагикомической женщине-Пьеро и Дон Кихоте прекрасного, создали два человека: Цветаева и её друг и поэт — Волошин.
Мария была среди поэтов, словно травимый среди школьников ребёнок.
Это был удивительный и редкий образ маленького и ранимого человека Достоевского в женском обличие: Мария — это Илюша Снегирёв Серебряного века.

картинка laonov
Мария Папер - 1915 г.
 
Однажды Цветаева гостила у друзей. В доме была маленькая и озорная девочка, игравшая под столом, перепутывая ботиночки, которые сняли со своих ног женщины.
В конце вечера, лишь одна пара ботиночек осталась нетронутой: Цветаевой, заметившей, как девочка подкрадывается к женщинам: когда девочка подкралась к ней, она уколола её булавкой. Девочка попробовала снова, но Цветаева вновь уколола её: девочка поняла, что шутить с ней опасно.
Вспоминая о Марии, на сердце приходит именно этот образ девочки-шкоды под столом поэтов и взрослых.
 
Почему даже у прекрасных, талантливых людей, есть эта странная потребность ущипнуть, причинить боль чужой судьбе, душе, словно в детстве, когда ребёнок с любопытством брезгливости и очарования держит на ладони бабочку, и.. в следующий миг, отрывает у неё крыло?
Это ведь образ души, а всякий поэт и влюблённый испытывает потребность сделать больно себе, через этот голубой и расширенный зрачок боли, желая разглядеть что-то в себе и мире.
 
С литературного пейзажа Серебряного века имя Марии пропадает в 1912 г., как пропадает забавно-грустное слово, написанное на школьной доске и стёртое чьей-то дрожащей ручонкой.
Последнее воспоминание о ней Ходасевича, похоже на портрет всей её грустной судьбы.
 

Влюбившись в поэта Нилендера, Мария приехала в Тарусу.
Мужик привёз её на телеге, протряся вёрст 15 со станции в знойный июльский день.
Она прочитала десятка 3 стихов среди публики, отказалась от пищи и питья, взгромоздилась опять на телегу и уехала.
Оставшиеся долго смотрели ей вслед, как она подскакивала на выбоинах, распустив чёрный зонтик и вытянув ноги в ослепительно сверкавших калошах.
С тех пор её след затерялся

Не правда ли, похоже на какую-то печальную, гоголе-блоковскую Незнакомку?
Умиляет то, что проехав столько по жаре, словно лунатик — луне, Мария читала одной поэзии, не людям, забыв про земную пищу и питьё.
Но вот, её, лунную, окликнули в солнечный день, и она сорвалась, опомнилась, уехала бог знает куда, в какую-то свою страну любви, луны и детства.
Так и кажется, что если бы её не прервали, она бы читала свои стихи до обморока… нет, не слушателей, но себя: Мария словно бы хотела выговориться всей этой пеной стихов и цветов, наплывающих на голубоглазые окна.
В ней и правда было что-то кротко-эпилептическое, в смысле ангела, бредящего о чём-то в цветах вместе с осколком стекла с отражённым в нём раненым солнцем.
Вместо пены на губах было незримое для многих белое крыло, зажатое в губах, от боли жизни и судьбы.
 
Возможно, если бы она выговорилась, пробредила, то в звенящей, округлой синеве какой-то циркульной тишины ( балетный пируэт циркуля в скучающей детской руке), если бы её кто-то полюбил, она бы могла полюбить так чисто и светло, то этому изумились бы глумящиеся над нею поэты, часто только в стихах умеющих любить.
А поэты были с ней до странности жестоки: открыто смеялись над ней, Есенин коверкал её фамилию — Попер,
Зачем-то зло окарикатурили довольно трагический факт того, как Мария по алфавиту делала визиты к поэтам, к их ужасу: её появление некоторые даже могли предсказывать как стихийное бедствие.
Вспоминается грустная строчка из стиха Марии О, люди, откройте мне двери!
 
Человек, с фамилией пылкой страсти в стихах Марии — Португалов, писал своему другу:

сейчас пишу и с опаской в окно поглядываю. Дело в том, что меня разыскала Мария П. В прошлый праздник прикатила. Еле выпер.
Велел сказать, что нет дома, да боюсь, не поверит, влетит, небось, в квартиру, и станет искать. Так я в платяной шкаф: авось не догадается.

Само появление Марии в Серебряном веке таинственно и призрачно, словно бы её дух вызвали случайно на спиритическом сеансе: застучало что-то в комнатах, послышались шаги на лестнице, лестницах, ведущих сразу — в небо.
Так кого же вызвали поэты? Быть может, это то ранимое, поруганное, что останется на руинах земли через тысячу лет, когда сам человек, свободный, талантливый, обесценит и высмеет само понятие красоты, любви, музы, женственности?
Так, былинка пыльная проросла на руинах и бредит о чём-то на ветру..
 
О Марии мало что известно. Ни об отце, ни о матери — ничего нет: даже возраст её неизвестен.
И правда, возникла — из ниоткуда.
Хотя, нет, была её тётя, феминистка, акушерка и революционерка ( чудесный набор нежно-странного ангела, которому толком не объяснили что творится на нашей безумной земле), сосланная в Екатеринославль.
Таинственно и чуточку нелепо: нет ни отца, ни матери, а есть мистическая тётя-акушерка, как в сказке, вымолившая у природы- грустного и странного ребёнка, которую она словно бы нашла где-то в вечерних цветах ландышей.
 
Странным образом, литературное рождение Марии почти совпало с литературной смертью Черубины де Габриак.
Жила была кроткая учительница, Елизавета Димитриева, с маленьким, байроническим дефектом тела — хромотой.
Но эта хромота компенсировалась удивительной окрылённостью испанской души в её стихах.
Цветаева тонко написала об этом: катастрофический союз души и тела: очная ставка двух зеркал: тетради, где её душа, и зеркала, где её лицо и лицо её быта
Волошин придумал ей новое имя и легенду о таинственной девушке, живущей в строгой католической семье где-то на юге России.
Вскоре, Москва влюбилась в загадочную Черубину, чьи стихи присылались в издательство «Аполлон», с заложенными в них цветами.
Всем представлялась черноглазая и блещущая красотой испанка с длинными локонами..
Был некто, кто выследил её, хромоножку, и тайна была раскрыта.
Это было трагедией для Лизаветы: хромало уже не тело её, но крыло её дара — в воздухе: она перестала писать, травимая толпой.
 
В 1909 г. Волошин вступился за честь Елизаветы и вызвал на дуэль Гумилёва.
Здесь случилась одна деталь, повлиявшая на трагический миф о Марии: стрелялись зимой, на Чёрной речке, как Пушкин с Дантесом, и Волошин ( чем-то похожий на Пьера и ВиМ) потерял в снегу свою калошу, после чего над ним долго подсмеивались, называя — Макс ( Вакс) Калошин.
Напомню, что именно калоши были самой запоминающейся деталью Марии.
Грустная ухмылка судьбы: замечательный человек и поэт, заступаясь за честь одной женщины на дуэли, выстрелив на ней бог знает куда: в солнце, одинокую веточку на ветру… попал в судьбу другой женщины, смертельно ранив её.
Между Марией и Черубиной и правда было странное сходство, в некоторой мере Мария была неким трикстером Черубины, вот только у неё сразу хромала — душа, чистая и ранимая.
Мария могла о себе сказать так:
 

Другие — дым, я тень от дыма,
Я всем завидую, кто дым

У женской души есть одно таинственное и пророческое качество ( оно есть и у мужчин, но в силу исторического развития и притеснения, это качество, как межзвёздный туман, именно у женщины сжалось в нечто сияющее, звёздное).
Женщина часто имеет жизненную потребность окунуться обнажённым сердцем в атмосферу наивных историй о любви.
Мужчинам это не понятно. Они обвиняют женщин в дурновкусии и т.д., не понимая таинственный механизм этого восприятия: женщина бессознательно отбрасывает, как шелуху, все логические и наивные нестыковки, беглость смысловых мазков, и просто дышит обнажёнными чувствами в обнажённых и часто, рушащихся декорациях любви, которой нет места на земле: всё зависает в какой-то невесомости, бестелесности даже.
Фактически, здесь тайна самой поэзии: черновики снов женщин о любви.
 
Мужчины часто любят собой, в одной жизни и для одного мига — сейчас.
Это тоже хорошо. Но женщина любит дальше себя, как бы смутно ощущая себя той — кем она будет через 100, 1000 лет, чем была до своего рождения: частью цветов и звёзд.
Частое легкомыслие женщин в поэзии и жизни — смутная попытка припомнить себя — цельную, в веках и вечности.
В мужчинах это тоже есть. Но часто они боятся это припомнить, стесняясь своей нежности, ранимости. Но во влюблённости и творчестве это прорывается.
Всем известен этот нежнейший и неуклюжий язык влюблённых на первом свидании.
Мария — признавалась в любви поэзии, красоте жизни.
Она вся, целиком — была это признание. Как только её разлучили с ним — она умерла.
Лишите поэзии 90% творческих людей, и они переживут это, хоть и с болью.
Мария не смогла, и в этом она больший поэт, чем многие именитые.
 
Вообще, удивительно, как многие поэты: Бальмонт, Северянин.. чувствовали, что в опасных и горних областях пошлости и фальцетовой нежности, есть дивный рубеж, стратосфера розовая чувств, где душа — как никогда близка к звёздам.
В этом смысле интересно одно высказывание Волошина: Если только существует какая-нибудь целесообразность в природе, Северянин и Мария П. должны полюбить друг друга, они созданы друг для друга и взаимно будут нейтрализовывать друг друга.
Забавная, но несколько злая мысль.
В одной заметке о Марии и Северянине, Волошин пишет: Вульгаризировали тайны стихосложения, и теперь всякий может писать формально хорошие стихи.
Похоже на мысль грустного придворного поэзии, чей замок — разграбили, точнее — вернули награбленное простым людям, которые ещё толком не умеют им пользоваться.
 
Остаётся удивляться, как Волошин, Цветаева и другие поэты, именитые критики, не разглядели в явлении Марии симптом и боль времени на пороге самых страшных событий эпохи.
Это ведь… трагическая смесь Катерины Ивановны из ПиН Достоевского, в отчаянии, в предчувствии конца всего, вышедшей на улицу с детьми — петь и умирать, и безумной Офелии, поющей о цветах, вплетая в волосы цветы, перед тем как покончить с собой.
В журнале «Млечный путь» Мария некоторое время подписывалась как Мария Папер-Митропольская.
Возможно, за этим стоит некая трагедия. Арсению Митропольскому она посвящала эротические стихи: Танатос и Эрос..
Это поэт Арсений Несмелов, воевавший на австрийском фронте в 1 Мировую и позже примкнувший к белому движению, а потом, перебравшийся ближе к Китаю ( взяв фамилию своего убитого товарища) и вступившего в союз русских фашистов: скончался он в сталинских лагерях.
Мария, эта кроткая русская еврейка, как бы обняла своей судьбой трагически изогнувшуюся судьбу России в 20 веке, прижав её к груди.
 
Волошин довольно легко препарирует поэтический крик Марии:
Строфа, ставшая притчей во языцех , сделавшую из Марии — посмешище: маленький штрих смеха, и вот, стих приобрёл пикантно-пошлые черты:
 

Я великого, нежданного,
Невозможного прошу!
И одной струёй желанного
Вечный мрамор орошу!

Волошин слащаво исказил строку: ягодной струёй.
Этот печально известный стих знаком многим, но мало кто знает его целиком.
 

Я — растоптанная лилия,
Осквернённый божий храм…
Я последние усилия
Посылаю к небесам.
 
Я великого, нежданного,
Невозможного прошу!
Я одной струёй желанного
Вечный мрамор орошу!
 
Перейду дорогу дольную
И сорву свои цветы.
Жадно выпью чашу полную
Винной влагой красоты

Между прочим, замечательный спиритуализм инверсии стиха, взгляда на себя по ту и по сю сторону лирического расщепления «я» — к слову, все знакомы с этим стихом по маленькой но важной ошибке:»я», а не «и» — одной струёй желанного.
Фактически, перед нами жрица Адониса. Да, хмельная, но жрица ( образ жрицы не раз встречается в стихах Марии, особенно в «Отчаянии»).
К слову сказать, такая корявенькая нежность стиха похожа на стихи Рильке, пробовавшего писать на русском языке:
 

Я так устал от тяжбы больных дней
пустая ночь безветренных полей
лежит над тишиной моих очей.
Мой сердце начинал как соловей,
но досказать не мог свой слова;
теперь молчанье свое слышу я —
оно растет как в ночи страх
темнеет как последний ах
забытого умершего ребенка.

Никто не сомневается в гении Рильке на родном языке.
Более того, люди с поэтическим вкусом легко выровнят данный стих.
Может, мы все чуточку зазнались, забыли, что родина человека — не совсем Земля, и каждый человек на ней — гений, говорящий порой с другой родины языка и души, как Мария?
 
Волошин как нарочно разбирает именно трагическую немоту, хромоту души ( чуть позже я приведу действительно нежные образцы поэзии Марии).
Или вот ещё, немота уже интимного:
Близ тебя я проснусь и созрею, близ тебя, я как роза нальюсь
Кто хоть раз просыпался рядом с любимым, тот даже в «переводе» поймёт аромат оригинала такого пробуждения.
Волошин пишет, что Мария любит запутывать массу известных лиц в свои интимные переживания: она посвящала стихи Бальмонту, Сологубу, Байрону, Городецкому, известному своим гомосексуализмом и нежно-странной поэзией: она называла его своим стройным и гибким мальчиком, с лилейной синью глаз ( какая гадость  — замечает Волошин).
Сергею Ауслендеру напоминает о девственно пышном страсти махровом цветке ( сознаюсь, тут Марию защищать сложнее).
Осипу Дымову покровительственно говорит: мы с тобою, дитя, прощались навеки, но не навсегда.
Обращается она и к умершим: Жорж Санд называет — сестрой.
Байрона — братом, кровным ( Волошин грустго замечает: Байрон — еврей?)
Здесь у Волошина злоба затмила вкус. В стихе Марии, посвящённом Байрону, есть важная строка: живёт во мне победный образ Клер, и он в мечтах черты Терезы стёр!
Тереза Гвиччиоли — любовница Байрона.
Клер Клермонт — одна из самых ярких феминисток 19 века, сестра Мэри Шелли и нежный друг Перси Шелли, после гибели ребёнка от Байрона уехавшая в Россию на пару лет. Интересно, но по срокам примерно совпадает смерть Клермонт и рождение Марии.
Мария с женской чуткостью пишет о кровном родстве, в смысле ребёнка, зачатого Клер от Байрона, с которой она себя прямо ассоциирует.
 
Показательно, что Мария называет мужчин под 30 лет — мальчиком и ребёнком ( поруганное и кричащее материнство в ней).
Какое-то мировое сиротство, ищущей и заблудившейся во времени души-ребёнка: желание найти брата и сестру хотя бы в умерших поэтах!
В сердце вспыхивает образ вовсе не пошлой поэтки, а именно крик и боль целой эпохи, поруганной вечной женственности и вечной мужественности, которых зачем-то разделили, опошлили, доведя мир до ада войны: некоторые свои стихи Мария подписывала мужским именем: Марио Папр.
Почему-то кажется, что это чисто детская интимность и затравленность.
Это судьба почти Бодлеровской «больной музы», одинокой и маленькой женщины, затерявшейся в жестоком мире взрослых.
Быть может, у неё в детстве случилось что-то трагическое и её сердце, разум, надорвались?
У Цветаевой есть трагичнейший стих о поруганной музе в лохмотьях, всеми отверженной, идущей одиноко куда-то.
Но Цветаева не узнала эту поруганную музу в жизни.
Остались её пометки на книге стихов Марии ( сквозь года, улыбка и смех Марины доносится до нас).
 
картинка laonov
Леснушка
 
Стих, посвящённый Бальмонту: Губы сверкают тайной влюблённой, страстно-истомны пятна румян, юноша гибкий, фавн-полонённый, нежный поэт упоительно пьян! ( приписка Цветаевой: бедный Бальмонт!) Городецкий наверное ревновал.
 
картинка laonov
 Помета Цветаевой - Решительно!

А теперь время привести из эссе Цветаевой действительно забавный и трагичный портрет Марии.
……………………………..
– М. И., к вам еще не приходила Мария Паппер?

– Нет.

– Значит, придет. Она ко всем поэтам ходит: и к Ходасевичу, Брюсову.

– А кто это?

– Одна поэтесса. Самое отличительное: огромные, во всякое время года, калоши. Обыкновенные мужские калоши, а из калош на тоненькой шейке, как на спичке, огромные темные глаза, на ниточках, как у лягушки. Она всегда приходит с черного хода, еще до свету, и прямо на кухню. «Что вам угодно, барышня?» – «Я к барину».– «Барин еще спят».– «А я подожду».Семь часов, восемь часов, девять часов. Поэты, как вы знаете, встают поздно. Иногда кухарка, сжалившись: «Может, разбудить барина? Если дело ваше уж очень спешное, а то наш барин иногда только к часу выходит. А то и вовсе не встают».– «Нет, зачем, мне и так хорошо». Наконец, кухарка, не вытерпев, докладывает: «К вам барышни одни, гимназистки или курсистки, с седьмого часа у меня на кухне сидят, дожидаются».– «Так чего ж ты, дура, в гостиную не провела?» – «Я было хотела, а оне: мне, мол, и здеся хорошо. Я их и чаем напоила – и сама пила, и им налила, обиды не было».

Наконец встречаются: «барин» и «барышня». Глядят: Ходасевич на Марию Паппер, Мария Паппер на Ходасевича. «С кем имею честь?» – Мышиный голос, как-то всё на и: «А я – Мария Пааппер».– «Чем могу служить?» – «А я стихии пиишу...»

И неизвестно откуда, огромный портфель, департаментский. Ходасевич садится к столу, Мария Паппер на диван. Десять часов, одиннадцать часов, двенадцать часов. Мария Паппер читает. Ходасевич слушает. Слушает – как зачарованный! Но где-то внутри – пищевода или души, во всяком случае, в месте, для чесания недосягаемом, зуд. Зуд всё растет, Мария Паппер всё читает. Вдруг, нервный зевок, из последних сил прыжок, хватаясь за часы: «Вы меня – извините – я очень занят – меня сейчас ждет издатель – а я – я сейчас жду приятеля».– «Так я пойдуу, я еще приидуу».

Освобожденный, внезапно поласковевший Ходасевич;

– У вас, конечно, есть данные, но надо больше работать над стихом...

– Я и так все время пиишу...

– Надо писать не все время, а надо писать иначе...

– А я могу и иначе... У меня есть...

Ходасевич, понимая, что ему грозит:

– Но, конечно, вы еще молоды и успеете... Нет, нет, вы не туда, позвольте я провожу вас с парадного...

Входная дверь защелкнута, хозяин блаженно выхрустывает суставы рук и ног, и вдруг – бурей – пронося над головой обутые руки – из кухни в переднюю – кухарка:

– Бааарышни! Баарышни! Ай, беда-то какая! Калошки забыли!

...Вы знаете, М. И., не всегда так хорошо кончается, иногда ей эти калоши летят вслед... Иногда, особенно если с верхнего этажа, попадают прямо на голову.

…………………………………...…...
 
В воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть эпизод из 1911 г, когда Марина и Волошин разыграли её, приехавшую в Коктебель: роль Марии играла Вера Эфрон. Сам Эфрон — Северянина.
Цветаева запугивала сестру: сюда едет Мария Папер, читать стихи! Она ходит гордо опираясь на меч ( Цветаевский вкус даже в шарже разглядевший в Марии — Дон Кихота). Умоляю тебя, не вздумай сказать что не нравится! Она никогда не простит! Слушай бред, и молчи!
 
Цветаева забавно обыграла в конце строчку из «Silentium» Тютчева.
На два года жизнь и душа Марии смолкла: 1910-1911.
В это время что-то случилось.
Это вообще одна из грустных закономерностей жизни: с душой и сердцем всегда что-то случается.
В 1911 Мария уже стала всеобщим посмешищем, «чучелом».
Словно затравленный и защищающийся ребёнок, она пишет драму: Без выхода. Трагедия одинокой души.
Участвует в феминистских журналах «Женское дело» и «Мир женщины».
В 1915 пишет памфлет О праве женщин на любовь и на свободное развитие личности.
Переводит стихи Альфреда Мюссе, например, прелестный Bonjour, Suzon!
Мария несколько меняет тональность и образность стиха, превращая игривый стих в крик одиночества женщины, души бесприютной.
 

Здравствуй, Сюзанна, цветок мой лесной!
Ты прекрасна-ль, как раньше, теперь?
Всё желаешь ли быть неразлучной со мной?
Я вернулся, открой свою дверь…

Я в волшебной стране, я в Италии был,
Я не то уж… не то, чем ты знала меня,
Много было и бурь, и святого огня…
Много песен я новых сложил…

О, скажи, ты добра-ль, как и прежде, теперь,
Я устал, я другую безумно любил…
Сможешь ты мне простить, отворить свою дверь?
О, утешь, приласкай, пожалей!



В 1918 г. литератор Никольский писал Садовскому: От гражданки Папер получил не совсем вменяемое письмо, на которое, на которое, как и на другие, не успел ответить.
Весьма символично и и чем-то грустно-похоже на последнее письмо Нади Львовой, перед её самоубийством.
Что было в этом письме? Загадка. Оно затерялось, как и душа Марии в мире.
 
Поэт Ходасевич, с неосторожной полушутки которого ( Волошину)  во многом и началось глумление над Марией ( в своей драме она вывела одного персонажа под именем «Хотсевич»), писал о ней поразительно тонко: Люди мягкотелые и лживые её обнадёживали, другие — советовали бросить.
Она с одинаковым безразличием пропускала мимо ушей и то и другое, и писала, писала.
Она не была графоманкой. Она была обуреваема самыми поэтическими чувствами, и стихи ей звучали откуда-то, словно голоса ангелов — вся беда в том, что это были какие-то очень глупые — ангелы, или насмешники.

 
Вот так вот. Женщина просто хотела любить и быть любимой, матерью, быть может от боли судьбы, чуточку помешалась в уме: Розанов называл таких — люди лунного света.
Трагическое стихотворение-крик Марии, перекликающееся со стихом Сологуба.
 
Пленная
 

Я вся горю.. я рвусь, лечу
Из мира грёз, из мира сна.
Я жить хочу… любить хочу…
Я вся — весна.. сама весна..
 
Как без луны ужасна ночь!
Я здесь одна… я здесь умру…
Нет сил попрать и превозмочь
Судьбы жестокую игру…
 
Сердца людей — холодный склеп…
Вокруг лишь тьма… без звёзд, без дня..
И он прошёл, и он был слеп
И не узнал во тьме меня…

картинка laonov
Ходасевич с женой Ниной Берберовой

Завершить статью хотелось бы воспоминанием того, с кого, по сути, всё и началось: Ходасевича.
Незадолго до смерти он вспоминает реальный эпизод встречи с Папер, а не гротескный, как его «увидела» Цветаева.
Всё случилось в ночь на рождество, как в сказке. Он вернулся с маскарада поздно, лёг спать, а его с 7 утра до полудня, на кухне ждала женщина: ангел переодетый: Херувим, Черубин — чёрный, бесприютный ангел.
В связи с поиском Марией своего дома, в гостях у поэтов, вспоминается стих Сологуба
 

В село из леса она пришла, —
Она стучала, она звала.
Её страшила ночная тьма,
Но не пускали её в дома.
И долго, долго брела она,
И тёмной ночью была одна,
И не пускали её в дома,
И угрожала ночная тьма.
Когда ж, ликуя, заря взошла.
Она упала, — и умерла.

Ходасевич сразу выбирает верный, Ивано-карамазовский тон воспоминаний ( комната с чёртом): Там сидело на табуретке какое-то существо в чёрном пальто, барашковой шапочке, перчатках чёрных и платке, перекрещивающимся на груди, сзади завязанный в толстый узел.
При моём появлении существо не пошевельнулось. Оно продолжало сидеть. Снег, принесённый на калошах, растаял посреди кухни широкой лужей.
На вопрос, кто она, существо пропищало, не поворачивая головы: Мария Папер.
Личико — крошечное и розовое, не то младенческое, не то старушечье.
Достала две тетрадки из муфточки, и, не глядя, ни на меня, ни на тетрадку, стала как-то бредить стихами, быстро и непонятно их проговаривая.

 
Ходасевич попросил у неё оставить тетрадки у себя на один день.
Когда Мария пришла через 2 дня, он ей прямо сказал: стихи плохи.
Мария, невозмутимо: А я написала ещё ( достаёт снова 2 тетрадки).
Удивление Ходасевича: когда вы успели?
- Не знаю.. вчера, сегодня.. ( боже, да это же князь Мышкин после припадка!).
Выслушав стихи, где главной темой были любовь, эротика и страсть, Ходасевич с грустной улыбкой заметил: зачем же вы пишете о том, чего не знаете и чего не было?
Мария, потупившись: но ведь… я только об этом и думаю!
 
И ещё важное воспоминание Ходасевича:

Читая стихи, Мария влюблялась в слушателей, не подозревающих о её пылких чувствах.
Сама она в своей одержимости была почти счастлива, почти блаженна.
Она пела, закрыв глаза, и песней своей упивалась.

Добавить к этому уже нечего.
Хотя...Есть у Марии загадочный стих — Недотыкомка, посвящённый Сологубу.
Это таинственное существо, какое-то случайное дитё чёрта Ивана Карамазова.
Может, не так уж и случайно Цветаева в письме к Ходасевичу назвала Марию — монстром?
Только это нежный и ранимый монстр ( Цветаева сама не раз себя называла — чудовищем) с бескожной душой, искушающей и многовидной.
Блок писал, что Недотыкомка — это ужас житейской пошлости, во многом схожий с пауком из сна Ипполита в «Идиоте.
Воплощённый знак страха, отчаяния и бессилия, нечто неприкаянно мытарственное в нас самих, перед вечностью.
Нежить, продукт распада жизни, томящейся по красоте и… жизни ( как в том самом рассказе Чёрта — Ивану, где-то меж звёзд, миллионы лет)

картинка laonov
Рисунок Добужинского к роману Сологуба "Мелкий бес" - Недотыкомка

Мужчинам сложно разглядеть в жуткой Недотыкомке — нечто безумно нежное и ранимое.
Мария — блаженная и гонимая поэтесса, разглядела, в отличии от гениальных поэтов — нечто мучительно-женственное, человеческое вообще: это взгляд высокой души.
Может, потому Мария многих так и ужасала, что словно Ворон Эдгара По, она к каждому зеркально несла их пошлость и вечный «Nevermore»?
 
Не случайно на единственном портрете Марии, у неё на груди, был медальон — с молящимся ангелом.
Хочется сквозь время откликнуться на стихи и душу Марии, протянуть ей руку.. защитить её, вызвав на дуэль нечто пошлое в мире, глумящееся не только над ней и в наши дни, но и над ранимостью красоты вообще.
 
 
  картинка laonov

Комментарии


Возможно, если бы она выговорилась, пробредила, то в звенящей, округлой синеве какой-то циркульной тишины ( балетный пируэт циркуля в скучающей детской руке), если бы её кто-то полюбил, она бы могла полюбить так чисто и светло, то этому изумились бы глумящиеся над нею поэты, часто только в стихах умеющих любить.

Благодарю за эту трогательную статью. Я не знала этого, мне все вновь, я не удивляюсь, я так и представляла и представляю тот (этот) мир. Для меня всегда ужасна такая травля, но те, кто в ней участвуют (это ужасно) часто не замечают. Я не оправдываю, вы все правильно написали.
Я жалею всех "глумящихся над нею поэтов", думаю им уже стыдно. Может быть кому-то было стыдно уже тогда, часто стыдятся не того, чего нужно стыдиться и идут на поводу общей волны. Это ужасно пошло. А за Марию рада и благодарна вам, Саша, за то что вступился, защитил сквозь время, сейчас.
Это очень благородно и талантливо.
Спасибо. )


Вика, спасибо тебе.)
Хорошо написала. Ходасевич ведь потом как бы исправил свою ошибку, написав о Марии так как нужно.


Прекраснейшая статья, Саш! Спасибо огромное! )))

Орфейным взором обернувшейся памяти что-то в нас смотрит на Серебряный век русской поэзии

После ниже затронутых судеб женщин той эпохи мне как-то перехотелось быть барышней Серебряного века.

И, наконец, милая Надя Львова: поэтесса и любовница Брюсова: у неё был маленький недостаток, как и у многих у нас: она не могла выговаривать «к» — инжал, уст, рыло…

Тут не могла не вспомнить, что я тоже картавлю, толком не выговариваю букву "р". К счастью, ни разу мне это не ставили в вину. Письмо Львовой прекрасно, но судьба - это ужас.
...Читаю дальше и поражаюсь: какие же у них, в литературном сообществе, запутанные отношения были!

Женщина часто имеет жизненную потребность окунуться обнажённым сердцем в атмосферу наивных и порой даже слащавых историй о любви.
Мужчинам это не понятно. Они обвиняют женщин в дурновкусии и т.д., не понимая таинственный механизм этого восприятия: женщина бессознательно отбрасывает, как шелуху, все логические и наивные нестыковки, беглость смысловых мазков, и просто дышит обнажёнными чувствами в обнажённых и часто, рушащихся декорациях любви, которой нет места на земле: всё зависает в какой-то невесомости, бестелесности даже.
Фактически, здесь тайна самой поэзии: черновики снов женщин о любви.

Истинная правда. И как выражена мысль - снимаю свою маленькую дамскую шляпку. Без шуток - великолепно. ))

Лишите поэзии 90% творческих людей, и они переживут это, хоть и с болью.

Не верю, что 90% поэтов переживут расставание с поэзией. Как по мне, быстро сопьются, разобьются и прочие прелести самоуничтожения. У творческих людей могут быть простои, они могут затягиваться даже на годы, но чтобы лишиться этого смысла навсегда - так это же гарантированная смерть.

Быльмонт

Улыбнуло. Спасибо. ))
...Отрывок с Ходасевичем и Марией чем-то меня напомнил. Вспомнила о своей ужасной черте, от которой все пытаюсь (надеюсь, небезуспешно) избавиться, - о навязчивости. Кажется, с Марией это никак не связано, да и не похожи мы, но вот вспомнилось.

В 1911 Мария уже стала всеобщим посмешищем, «чучелом».

Увы, но литературное сообщество очень жестоко. Литераторы и поэты презирают за бездарность и ненавидят за талант. Ничего нового, как известно. Чтобы в такой клоаке выжить, нужно быть неимоверно сильной и жесткой. Мария, судя по всему, была слишком трогательной для этого общества. Оттого же я так ненавижу в себе свою трогательность и неуместную нежность. Понимаю же, что с таковыми данными долго не терпят.

Удивление Ходасевича: когда вы успели?
- Не знаю.. вчера, сегодня.. ( боже, да это же князь Мышкин после припадка!).
Выслушав стихи, где главной темой были любовь, эротика и страсть, Ходасевич с грустной улыбкой заметил: зачем же вы пишете о том, чего не знаете и чего не было?
Мария, потупившись: но ведь… я только об этом и думаю!

Это очень грустно, на самом деле, если все действительно было так. Нельзя в литературу идти за чувствами, за переживанием любви. Когда человек пишет (неважно, стихи, прозу ли), мечтая, именно мечтая о каких-то чувствах, получается кошмар. Литература не терпит мечту. Мечтания превращают даже очень талантливого человека в графомана, литературного наркомана. Это очень страшно.
Марию искренне жалко, из нее могла бы выйти поэтесса уровня Цветаевой. Но ей не хватило жесткости в характере, в своем творчестве она была легка, но внутренний цинизм, так необходимый для любого творчества, это не заменит. Увы. (((


Ведь неформат явный! Вы, ShiDa, активный участник обсуждений (как, кстати, и читатель laonov) в теме неформата. Что же вы хвалите тут несомненно неформатный материал: куча картинок, не всегда и не явно относяшихся к теме, какие-то врезки со старой орфографией, рисунки, наконец, объем и содержание самого текста -- разве это форматная рецензия?! Справедливость, дорогие мои, должна быть или для всех, или ее нет вовсе.


А что такое "формат"? Такие рецензии больше отражают настроение и содержание книги, чем мой "формат", например.
Это же ценно, что каждый отражает свое впечатление от книги в своей манере.


Есть правила, это и есть "формат". Кто-то, напротив, способен отразить свое впечатление от книги лишь двумя словами: "Круто! Советую!" Это же его манера, не так ли? И что делать будем?


Есть правила, это и есть "формат".

Я знаю только правило "минимум пять предложений". ) А все остальное на усмотрение пишущего.

И что делать будем?

Читать то, что нравится. Я с интересом читаю разные рецензии и истории. Люблю и переписку о рецензиях читать, нахожу в этом много полезного для себя.


Мало знаете. Любите читать рецензии, истории и переписку? Ради разнообразия прочитайте и правила.


Простите, вы серьёзно?
Это полноценная статья, над ней проведена огромная литературоведческая работа ( вам знакомо что значит огромная литературоведческая работа?).
Статья основана частью на эссе Цветаевой. Все картинки - к месту, и очень редкие в большинстве: ценный и редкий литературоведческий материал.
Рисунок - это эскиз известного художника Добужинского к роману Сологуба ( этот "рисунок" висел у писателя над кроватью). Не позорьтесь, выставляя своё невежество.
И исключения всегда есть. Сама жизнь состоит из исключений.
Одно дело, когда пишется дурновкусная и пошленькая рецензия, коих тут полно, другое дело - если пишется полноценная и редкая статья.
Всего доброго.


Рецензии публикуются в разделе "рецензии", истории -- "истории". А со статьями можно попробовать в группу "Статьи" попытаться. Но, знаете, я сомневаюсь в успехе этого предприятия. И вы, думаю, тоже.


Это не рецензия и не история - это статья. Полноценная статья, на которую положено много сил, понимаете?
В логике, она будет неформатна и в историях и в рецензиях.
Но те, кто не равнодушен к искусству и свободе, пониманию вообще ценности и ранимости слова в мире, поймут, что это хорошая с чисто литературной стороны - статья, о редкой женщине Серебряного века, о которой мало кто знает и она заслуживает того, что бы о ней узнали.
Не думаю, что кто-то сильно пострадает, есть в рецензиях будет редко публиковаться очень редкие и эксклюзивные статьи о прекрасных людях.
Я уже писал статьи на ЛЛ в группе статей и даже занял первое место в 2019 г. в голосовании и получил приз, как лучший автор статей ( так что ваш сарказм по поводу " сомневаюсь в успехе" тут мимо и работает против вас) но меня не устраивали те условия, довольно некрасивые, которые были в группе где я писал статьи и я ушёл из неё ( как и от приза отказался).
Мне важно, как автору, что бы о тех людях, о ком я пишу, узнало как можно больше людей: они этого достойны, как и их творчество.
В историях меня читают только друзья, не очень много.
А в рецензиях меня читают все друзья и не только.


Ладно, ладно, Саша, обезоружили. Улыбнитесь -- прекрасное утро! :)


Просто не обращай внимание, Саш. Я лучше прочту сотню прекрасных статей, чем одну посредственную рецензию. ))


После ниже затронутых судеб женщин той эпохи мне как-то перехотелось быть барышней Серебряного века.

О, да, в каждой эпохи есть свои прелести)
Но ты права, Даян. Если брать тот век - то нужно брать и те чувства. Если жить там - то с ними.
А ведь и в нём жили чудесно. Всякое бывает.

Не верю, что 90% поэтов переживут расставание с поэзией. Как по мне, быстро сопьются, разобьются и прочие прелести самоуничтожения. У творческих людей могут быть простои, они могут затягиваться даже на годы, но чтобы лишиться этого смысла навсегда - так это же гарантированная смерть.

Ну, тут вопрос дискуссионный.
Но в общем ты права. Просто.. очень большой процент отсеется тех, считает себя поэтом и думает что не жить не сможет без поэзии.

Оттого же я так ненавижу в себе свою трогательность и неуместную нежность. Понимаю же, что с таковыми данными долго не терпят.

Даян, ты чего? Зачем ненавидеть в себе эти милые качества? Потому что они не вписываются куда-то, для кого-то? Чушь. Будь собой.

Нельзя в литературу идти за чувствами, за переживанием любви. Когда человек пишет (неважно, стихи, прозу ли), мечтая, именно мечтая о каких-то чувствах, получается кошмар. Литература не терпит мечту.

Так те времена были - расцветом символики. Искусство часто путали с жизнью, и наоборот.
Про мечту ты интересно...

Марию искренне жалко, из нее могла бы выйти поэтесса уровня Цветаевой.

Ну, тут ты несколько переборщила))

Спасибо за чудесный коммент, Даян)
Рад что тебе понравилась статья.


Саш, название очень метко подобрал про "женщину лунного света", оно сразу даёт читателю смутное представление о женщине, о которой мало кто знает, об этой немножко "сумеречной" героине.

Глаза и сердце привыкают к сумраку, видят страшное в той лунной эпохе: в муке умирает поэтесса Мирра Лохвицкая, сестра Надежды Тэффи: одиночество, невыносимые сердечные боли и спасительный холодок опиума на губах


Я вот иногда думаю, что мы сейчас можем разглядеть мрачное и гнетущее в той эпохе, но действующие лица, вероятно, это переживали иначе... предчувствовали, но не видели. Думаю, нам никогда до конца не понять их чувств, хотя нас и разделяет сравнительно небольшое расстояние... но такие статьи, как твоя, немножко помогают приблизиться к ним. Это действительно ценно!

если бы её кто-то полюбил, она бы могла полюбить так чисто и светло, то этому изумились бы глумящиеся над нею поэты, часто только в стихах умеющих любить.


Как точно ты заметил про поэтов, которые часто не переживают тех чувств, о которых они так талантливо повествуют. Это, вероятно, относится к творческим людям в целом. Не стоит путать личность творца с продуктами его творчества. Но я в этом ничего плохого не вижу... Прекрасное произведение литературы прекрасно само по себе, даже если его автор полон недостатков... или даже оно глубоко берёт за душу потому, что его создатель- грешный человек.

замечательный спиритуализм инверсии стиха, взгляда на себя по ту и по сю сторону лирического расщепления «я» — к слову, все знакомы с этим стихом по маленькой но важной ошибке:»я», а не «и» — одной струёй желанного.


О, эти маленькие детали, от которых так много иногда зависит... и такое распространённое пренебрежение к деталям, которое часто себе позволяют разные цитирующие. Дьявол кроется в мелочах...

Цветаевский вкус даже в шарже разглядевший в Марии — Дон Кихота


Тонко... действительно, иногда такие мерцающие грани правды просвечивают сквозь язвительную насмешку.

Мария с женской чуткостью пишет о кровном родстве, в смысле ребёнка, зачатого Клер от Байрона, с которой она себя прямо ассоциирует.


Это, Саш, мог заметить только человек одновременно деликатный, в хорошем смысле заинтересованный и хорошо знакомый с историей Байрона и Клер Клермонт (не буду показывать пальцем) А Волошин, если судить по его "умному" замечанию, таковым, видимо, не являлся...

Женщина часто имеет жизненную потребность окунуться обнажённым сердцем в атмосферу наивных и порой даже слащавых историй о любви.


Ну, не знаю) Я не перевариваю слащавые истории о любви с картонными по сути персонажами, которые наполнены логическими противоречиями и вульгарной "наивностью". Особенно я не терплю, когда в качестве героев таких пошленьких историй выводят реальных исторических фигур прошлого) Но мы это уже не раз обсуждали)

Никто не сомневается в гении Рильке на родном языке.
Более того, люди с поэтическим вкусом легко выровнят данный стих.


Здесь хотелось бы предложить "особо одарённым" попробовать написать четверостишие на немецком... да что там четверостишие, вообще написать что-нибудь связное на немецком без ошибок)

Напомню, что именно калоши были самой запоминающейся деталью Марии.


В этом есть что-то очень трогательное)

Может, потому Мария многих так и ужасала, что словно Ворон Эдгара По, она к каждому зеркально несла их пошлость и и вечный «Nevermore»?


Надо как-нибудь перечитать "Ворона".

Она не была графоманкой. Она была обуреваема самыми поэтическими чувствами, и стихи ей звучали откуда-то, словно голоса ангелов — вся беда в том, что это были какие-то очень глупые — ангелы, или насмешники.


То есть Ходасевич заметил поэтическую, "счастливую" одержимость Марии, но считал её ангелов-вдохновителей глупыми... Но это только субъективное мнение.
Про "людей лунного света" по Розанову, запомню.

Ходасевич сразу выбирает верный, Ивано-карамазовский тон воспоминаний: Там сидело на табуретке какое-то существо в чёрном пальто, барашковой шапочке, перчатках чёрных и платке


Тон, положим, верный... но мог бы всё же не называть Марию существом)

Сашуль, спасибо тебе за замечательную статью, познавательную (понятно, что за видимой лёгкостью стоит проделанная работа), интересную... и актуальную. К сожалению, злоба и зачастую иррациональное желание причинить боль в людях, талантливых или нет, никуда не делись. Поэтому особенно здорово, когда кто-то с такой деликатностью и одновременно честностью (ты ведь не делаешь из героини великой поэтессы, не пытаешься отыскать то, чего нет) оживляет для нас давно ушедших людей...
И должна заметить, что ты выбрал очень верную ноту в конце, привёл стих "Недотыкомка" и дал слово самой героини. В конце концов, всё, что о ней думали и писали другие, это всего лишь их точки зрения, а Мария заслуживает, чтобы мы "послушали" её речь.
Спасибо!


Саш, название очень метко подобрал про "женщину лунного света", оно сразу даёт читателю смутное представление о женщине, о которой мало кто знает, об этой немножко "сумеречной" героине.

С названием я долго думал) Был черновой вариант, отсылающий к словам Ходасечвича: Голоса ангелов.
А так, ты права, Ник, именно смутное представление об этой "сумеречной" женщине, о которой мало кто знает.
Кроме того, название обыгрывает косвенно стих Сологуба из статьи о женщине, которая пришла из леса ночью и стучалась в дома но ей не открыли, а более явно, название обыгрывает работу Розанова - Люди лунного света.
В этой работе и в письмах Розанова есть градация этих людей. Одна из таких градаций - это частый на Руси тип некой юродствующей женщины, или мужчины.
Мне показалось при изучении творчества Марии и воспоминания о ней - в ней было это качество, весьма печальное, надломленное чем-то.

Думаю, нам никогда до конца не понять их чувств, хотя нас и разделяет сравнительно небольшое расстояние...

Ты как всегда права. Это мысль часто встречается и в твоих исторических исследованиях: большое видится на расстоянии)
Нам в этом плане легче. Многое в эпохе и чувствах тех успокоилось и как бы осело, как в успокоившейся реке и она стала чуть прозрачней)

Как точно ты заметил про поэтов, которые часто не переживают тех чувств, о которых они так талантливо повествуют. Это, вероятно, относится к творческим людям в целом. Не стоит путать личность творца с продуктами его творчества. Но я в этом ничего плохого не вижу... Прекрасное произведение литературы прекрасно само по себе, даже если его автор полон недостатков... или даже оно глубоко берёт за душу потому, что его создатель- грешный человек.

Всё выделил) Столько всего важного очертила, Ник.
Часто встречаюсь с мнением, что вот Есенин или ещё кто, в своих стихах не такой как в жизни и т..д. И вот уже идёт деление на человека и его творчество, мужское и женское.. что абсурдно.
В творчестве человек как бы желает преодолеть свою судьбу, вырваться за её кокон.
Как сказала Цветаева: в любви мы видим человека таким, каким его задумал бог, а не создали родители ( и, добавлю - общество).
Вот и в творчестве, человек как бы спасает лучшую, небесную часть себя. Это тот же он что и в жизни.

Это, Саш, мог заметить только человек одновременно деликатный, в хорошем смысле заинтересованный и хорошо знакомый с историей Байрона и Клер Клермонт (не буду показывать пальцем) А Волошин, если судить по его "умному" замечанию, таковым, видимо, не являлся...

Долго я искал сборник стихов Марии и там нашёл этот стих.
Вообще, странное сближение какое-то у Клер и Марии, какая то общая недовоплощённость судьбы и затравленность.
Да и второе имя у Клер было - Мэри, Мария. Забавно.
Не, Ник, Волошин очень хороший человек и поэт. Люблю его.
Просто так бывает, попал в общую струю насмешек и мнения, да и.. чуточку наша с тобой тема: нам сейчас легко об этом размышлять, но тогда многое рушилось и многое создавалось. Он просто оберегал чистую красоту и храм поэзии от тех, кто торгует ею и размывает её черты.
Это сейчас, спустя время, многое уже видно. Да и предположения это наши, Ник. Мария в моей статье - это всё же чуточку, или не чуточку, Мария именно в моей статье.
Возможно, кто-то о ней скажет более верное слово, но почему-то стыдятся говорить о ней серьёзно.
А это ведь типаж гоголевский и Достоевский, сологубовский: целый витраж живой образов.

Ну, не знаю) Я не перевариваю слащавые истории о любви с картонными по сути персонажами, которые наполнены логическими противоречиями и вульгарной "наивностью". Особенно я не терплю, когда в качестве героев таких пошленьких историй выводят реальных исторических фигур прошлого) Но мы то уже не раз обсуждали)

Ник, когда я пишу вот такие мысли, мне хочется оговорится и пояснить)
Так. Начну с того, что про слащавость я переборщил. Сорвался с тона ( исправлю).
Да и не о женщинах ведь речь. Это так, символ в тон статьи.
Да и не про книги ведь речь. Нечто в нас порой пленяется простенькой мелодией, даже не вникая в слова, а насыщая её нечто своим, и фильмы мы порой смотрим простенькие, улыбаемся на милую чепуху в словах друзей.
Нам просто важна часта именно эта лёгкость жизни, как даже лёгкая степень бунта серьёзности жизни.
Про исторических фигур прошлого ты права)

В этом есть что-то очень трогательное)

Эт про калоши) В черновиках статьи я этот образ чуточку развил в гоголевском духе, с Акакием Акакиевичем и его Шинелькой.

То есть Ходасевич заметил поэтическую, "счастливую" одержимость Марии, но считал её ангелов-вдохновителей глупыми... Но это только субъективное мнение.

Ник, а ты поняла эти его слова об ангелах как о людях, которые ей говорили всякое и вдохновляли?
Просто тема ангелов у Ходасевича ( его поэзии) особенная.
Мне кажется, что ангелы - это реальные ангелы. Кто знает, может.. и среди ангелов есть свои лунные ангелы, чуточку юродивые и несчастные, потерявшиеся меж небом и землёй ( это можно рассматривать и как символ наших сокровенных чувств)

Тон, положим, верный... но мог бы всё же не называть Марию существом)

Ник, когда я писал что он выбрал Ивано-Карамазовский тон, я имел в виду, что он выбрал тон-атмосферу и диалога Ивана с Чёртом, т.е. с посланником из иного мира.
А как ты помнишь, Чёрт всё мечтал воплотиться в кого то на земле, и, по возможности, в нечто прозаичное и даже пошленькое.
Так что, именно "существо" - самый верный, инфернальный даже тон. Он - ключик к Марии, как мне кажется)
В том числе этот тон я и попытался развить в статье.

И должна заметить, что ты выбрал очень верную ноту в конце, привёл стих "Недотыкомка" и дал слово самой героини. В конце концов, всё, что о ней думали и писали другие, это всего лишь их точки зрения, а Мария заслуживает, чтобы мы "послушали" её речь.

Ника, Никушка! Огромное тебе спасибо и за чудесный коммент и особенно.. вот за эту деталь в конце! Она очень важная и для меня, что я хотел донести этой статьёй.
По сути, в этом и ключ ко всей статье.
Недотыкомка... это ведь теневое название всей статьи.
Но грубо было бы его выводить в начале.
По сути, всё что у нас есть от Марии - это её слово, творчество. Все воспоминания о ней - сплошной гротеск и насмешка ( уникальный и трагичный на самом деле случай).
С таким персонажем очень сложно работать, попросту зависаешь в невесомости и не знаешь как её подать.
В разумном и трезвом виде - её подавать опасно: можно съехать в уничижительный тон.
Она словно сошла со страниц каких-то книг.
Так что, в конце я дал ей слово. И именно в этом стихе.
В нём - она вся. Она - мерцает вся, неуловима.
Да, она и та кем её видели Цветаева и Волошин, и та, кем видел её Ходасевич, но и та, кем вижу её я и кто много ещё видит, и кем видит или желала видеть она себя сама: она как тень от дыма.
Её просто нельзя зафиксировать в одной форме и лике.
Я лишь попытался уловить движение этого дыма на цветах.
Никуш, огромное спасибо тебе за эту чуткость прочтения.)


Название обыгрывает работу Розанова - Люди лунного света. В этой работе и в письмах Розанова есть градация этих людей. Одна из таких градаций - это частый на Руси тип некой юродствующей женщины, или мужчины.

Ох, сколько в названии аллюзий! Но я догадывалась, что ты тщательно его выбирал)

о женщине, которая пришла из леса ночью и стучалась в дома но ей не открыли,

Очень грустный образ, когда все двери вот так оказываются закрытыми...

Не, Ник, Волошин очень хороший человек и поэт. Люблю его.
Просто так бывает, попал в общую струю насмешек и мнения,

Ну, это я говорила конкретно о его высказывании про Марию и Байрона. А так, я тоже к творчеству Волошина с симпатией отношусь... И ты прав, Саш, всех иногда заносит немножко не туда. Сарказм ведь тоже затягивает.


Да и не про книги ведь речь. Нечто в нас порой пленяется простенькой мелодией, даже не вникая в слова, а насыщая её нечто своим, и фильмы мы порой смотрим простенькие, улыбаемся на милую чепуху в словах друзей.

Не переживай, Саш, я догадывалась, что ты говорил не о слащавых любовных романах. Просто решила высказаться и на эту тему) А про простенькие мелодии и фильмы, согласна! Иногда приятно, может быть даже нужно посмотреть или почитать что-нибудь лёгкое, ни к чему не обязывающее. Главное только, на мой взгляд, чтобы эти простенькие произведения не претендовали на нечто большее, не грешили неуместной претенциозностью)

Ник, когда я писал что он выбрал Ивано-Карамазовский тон, я имел в виду, что он выбрал тон-атмосферу и диалога Ивана с Чёртом, т.е. с посланником из иного мира.

Саш, спасибо за разъяснения... теперь всё встало на свои места.

Мария в моей статье - это всё же чуточку, или не чуточку, Мария именно в моей статье.

Но это нормально и даже правильно, ты ведь автор статьи, значит это чуточку твоя Мария. И это особенно ценно, потому что о ней "стыдятся говорить серьёзно". Знаешь, здесь опять так называемые тенденции, когда о том или ином герое или героини все говорят в одном ключе, как бы "заражая" друг друга. Да, "с таким персонажем очень сложно работать". Здесь важно сломать лёд, поменять тон... что ты и сделал.

Да, она и та кем её видели Цветаева и Волошин, и та, кем видел её Ходасевич, но и та, кем вижу её я и кто много ещё видит, и кем видит или желала видеть она себя сама: она как тень от дыма.

Здорово написал! И да, это важно, кем она сама хотела себя видеть... это тоже говорит немало о человеке.

Сашуль, спасибо тебе ещё раз за такую оригинальную и интересную статью! Такой материал - редкость большая на лайвлибе... и не только на нём.)


А так, я тоже к творчеству Волошина с симпатией отношусь... И ты прав, Саш, всех иногда заносит немножко не туда. Сарказм ведь тоже затягивает.

Ты права, Ник: сарказм затягивает. Вообще, поразительно, как многие вещи нас затягивают и как бы уводят от себя.. пусть и на миг.
Кстати, а ты знаешь, что Волошин был ещё и прекрасным художником? У него картины похожи на работы Рериха и Куинджи.

Саш, спасибо за разъяснения... теперь всё встало на свои места.

Тебе спасибо) Только сейчас дошло, что я смутно выразил свою мысль о чёрте. Щас исправлю)

Ника, ты прям Робин Гуд: два твоих коммента и я два раза правлю статью)
Спасибо ещё раз)


Кстати, а ты знаешь, что Волошин был ещё и прекрасным художником?

Слышала, но мало что знаю. Он ведь пейзажи в основном рисовал? Надо будет ознакомиться)

Ника, ты прям Робин Гуд: два твоих коммента и я два раза правлю статью)

Саш, вижу, ты уточнил про комнату с чёртом. Творческий процесс идёт и становится всё более отточенным)
Я тоже люблю редактировать свои тексты, даже иногда слишком) Бывает, что могу "исправить" вполне хороший вариант на худший... Такой испорченный перфекционизм получается :)


Он ведь пейзажи в основном рисовал? Надо будет ознакомиться)

Да вроде только пейзажи) У него и в стихах пейзажи чудесно описаны.

Ты тоже любишь редактировать?)
Эх, ещё бы знать что ты там отредактировала )
У меня один раз рекорд был: почти70 % истории какой-то полностью переписал и вышло, что лайки вроде как стоят совсем другой истории))
Ты молодец, Ник.)


Орфейным взором обернувшейся памяти

Шура..Шура.. Опять вы меня покорили, ввели в состояние какой-то томительно-покалывающей ноющей нежности.

Но почему же, творчески свободные, мы всё чаще оглядываемся на тот Серебрянный, лунный век?

И почему такая неизъяснимая грусть у этих голубых плеч обернувшегося взора?

Поэты и писатели чернилами и кровью донёсшие до нас отголоски того страшного смутного содрогнувшегося времени кажутся нам иногда исполинами, а между тем и они при всей их обострённой этим самым временем гениальности были людьми.
Со своими недостатками, человеческими желаниями, со своими семьями, со свалившимися на них проблемами, со своими в конце концов личными трагедиями.. они совсем не хотели обременять себя вниманием к бредящей странными стихами не от мира сего девушки, жаждущей их внимания.
И если некоторые мужчины были терпеливы, то женщины.. Женщины часто бывают особо жестоки к своим молодым современницам.
Как же бесконечно жаль, что не нашлось ни одного (!) человека, готового бескорыстно протянуть ей руку, искренне выслушать её. Ни матери, ни отца, ни друга.

Так, былинка пыльная проросла на руинах и бредит о чём-то на ветру..

Её стихи – не дар людям, а крик, мольба.

она бы читала свои стихи до обморока…

Но..

не пускали её в дома.

Хочется сквозь время откликнуться на стихи и душу Марии, протянуть ей руку.. защитить её, вызвав на дуэль нечто пошлое в мире, глумящееся не только над ней и в наши дни, но и над ранимостью красоты вообще.

Шура, спасибо вам за кропотливый труд, за ваш особый слог и за вашу необыкновенную чуткость.


Как же бесконечно жаль, что не нашлось ни одного (!) человека, готового бескорыстно протянуть ей руку, искренне выслушать её.

Да, жаль. Но мы точно ведь не знаем. Может кто-то и был. Но я сильно сомневаюсь.

Вы всё правильно написали про поэтов и их личные трагедии и суматоху дней.
Вера, большое вам спасибо за внимание.
Рад, что вас так тронула судьба Марии.
Такие судьбы как у неё - напоминание нам о чём то главном и хрупком в жизни и в нас.


Как здорово! Огромное спасибо, что вы пишете, и за то, КАК вы пишете. Мария Папер получилась совершенно живая. Я бы узнала её в толпе и пригласила ко мне на чашку чая. Мы бы читали друг другу стихи и были совершенно счастливы. Я ведь из того поколения, которое ещё успело поносить галоши:) Мои дети, помню, робко уточняли, что именно со слезами просит прислать голодный крокодил в "Телефоне" Чуковского... Прошу прощения за оффтоп:)
Да, было очень интересно. Вот эта фраза:

Её жизнь и робкое дарование — словно затравленный в цветах солнечный зайчик.

восхитила до слёз. Как же здорово сказано! Вы сами поэт, Саша.
А история о том, как Марина колола булавкой девочку, что играла с обувью под столом, показалась жутковатой. Ну пусть бы ребёнок поменял обувь, это же ерунда. Но колоть булавкой!.. По-моему, это злодейство, колоть ребёнка. Какая-то "тёмная сторона" поэтессы.


А вы приглисиои бы её на чай зимой? просто калоши Марии мило бы смотрелись рядом с вашими сапожками)
Хотя ... интересно было бы глянуть на Марию в наше время, без калош.
Интересно, какой бы стиль у неё был бы?
Живо представил её у вас за чаем)
Спасибо вам за это, Светлана.
Мне важно было создать именно живой её образ.
А кстати, какие бы вы стихи свои ей читали?
Не так давно зашёл к вам на страничку с рассказами вашими, а она... точнее, ссылка на эту страничку нерабочая. грустно.

У Марины много тёмных сторон. Она окружена ими, по той простой причине, что она - луна.
Она как то призналась... что боится детей. своих не боялась.

Огромное вам спасибо, Светлана. Важно было узнать ваше мнение и рад что не разочаровал)