Больше рецензий

Homa19

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2020 г. 14:56

1K

5 Зачем женщины врут? - да просто чтобы подняться над суетой и обыденностью...

Необычный сборник рассказов, вышедший в 2003 году и объединенный общей героиней Женей и... общей идеей. Идея эта в аннотациях разных издательств звучит по-разному. Издательство Эксмо описывает книгу так:

Встречи и невстречи, притяжения и отталкивания, парные случаи из жизни… Истории, собранные в повести «Сквозная линия», связаны темой лжи, а точнее – выдумки. Героини, будь то девочка-подросток, или мать семейства, или старая преподавательница литературы, профессор, сочиняют (или дописывают) собственную жизнь, тем самым уходя от обыденности, предопределенности – да просто потому, что так интереснее, значительнее…

АСТ приводит аннотацию самого автора:

«Как определить ложь? Во все времена – от Адама и Евы до злодея Яго – ложь оказывается завязкой драмы, причиной страданий и смертей, катализатором истории. Истории, собранные в книге “Сквозная линия", касаются этой огромной темы, но ложь, о которой здесь пойдет речь, взята в ее самой легкой и безобидной разновидности: ложь для украшения жизни. Героини этой книги – бескорыстные лгуньи. Эти выдумщицы и обманщицы всех возрастов – от девочки до старухи – мои друзья, близкие или отдаленные. Самое же в книге забавное, что эта книга о лжи – самая правдивая из всех написанных мною книг…»

Меня восхитила структура книги: она состоит из якобы независимых рассказов, каждый из которых можно читать отдельно без ущерба для общего понимания, - и в то же время все они складываются в повесть жизни одной героини - Жени, сначала молодой аспирантки, потом журналистки и кандидата филологических наук, а в конце сотрудницы (и совладелицы?) издательства. Собственно филологии посвящен только один рассказ - о старой преподавательнице, которая любила поэзию. Остальные истории связаны с самыми разными проявлениями... лжи.

Когда я слушала первый рассказ, "Диана", я не удержалась и посмотрела дату выхода книги. Нет, не может быть, в 2003 году мы уже давно отучились. Дело в том, что в университете у нас в группе была девочка, которая последовательно и вполне правдоподобно излагала нам историю семьи своего брата. За пять лет учебы история эта обросла разными подробностями, у брата родилось пять (!) детей... и вдруг случается авария, и из пяти остается двое, старшая девочка и младший мальчик. И тогда у нас с подругой возникло первое подозрение, что остальных троих... и вовсе не было. Зачем ей было городить все эти подробности, рождения и смерти, встречи и прощания? Это для нас так и осталось непонятным...

Герои - а скорее героини - Улицкой создают тоже свои собственные выдуманные миры. Насчет первого сюжета с Дианой мотив такой лжи остался не совсем понятным - как и в нашей реальной истории. Другие мотивы были более прозрачными: мечта о старшем брате, грезы о любви, желание получить свой кусочек славы, желание оправдать свое неприглядное ремесло... Зачем им это было? - да чтобы оторваться от скучной или откровенно позорной настоящей жизни. Ложь не во спасение - а ради красоты и смысла. Неужели вам такое не знакомо?

Но была еще одна глобальная идея: идея помощи другим людям. Может ли один человек, пусть даже успешный и нашедший свое место в мире, помочь "всем и сразу"? А если может, то до какого момента? И что будет, когда его силы иссякнут - придут ли ему на помощь те самые "спасенные", которые долгие годы питались его энергией... и содержимым кошелька? Эта последняя глава - "Искусство жить" - пожалуй, была самой сильной и впечатляющей.

В аннотации было еще одно предупреждение:

Содержит нецензурную брань!

Это меня несколько покоробило, но чисто как эстета. "Для достоверности" эти словечки, может, и были уместны... но все же без них запросто можно было обойтись.

По книге в 2005 году сняли телеспектакль с тем же названием, включающий три новеллы из шести. Идея спектакля была та же: зачем женщины врут? И причин можно назвать кучу...

Чудная книжка для тихого вечернего чтения.