Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июня 2020 г. 22:46

3K

2.5 Вот такая вот диалектика…

Что не так с Крапивиным? Я думал, что не люблю только его фантастику. Ан нет, с реализмом его у меня тоже всё плохо. Мне кажется, что ВПК свойственно искажение действительности. В реальной жизни всё не так – не всё делится на чёрное и белое, есть оттенки. У меня по большому счёту две, ну – три, претензии к автору. Но для меня они затмевают всё положительное в прозе Владислава Петровича, что, безусловно, в ней присутствует.

1. Взрослые персонажи в реалистической прозе Крапивина либо отрицательные, либо индифферентные к детям: не понимают их проблем, не хотят разбираться, а наказывают или ругают их, почём зря. Родители детей из компании Джонни все сплошь разъехались по командировкам, а детей оставили на попечение бабушек, тётушек, старших сестёр. Которые по-своему занимаются воспитанием их чад, разумеется, «безуспешно и неправильно». Ну, хоть одного бы нормального взрослого: «Нет!», - отрубил Владислав. На всю детскую (!) повесть из всего окружения главных героев нет ни одного хорошего человека. А это обычный городок, ни детский дом, где всякое бывает, ни вольное поселение бывших уголовников. Почему так сурово? При чём, всегда.
2. Почему у Крапивина антагонисты главных героев всегда отрицательные? На каждого «Тимура Гараева» у Крапивина есть свой «Мишка Квакин». Соответственно, всегда – хорошие и плохие. Здесь – это «хорошие» ребята Серёги Волошина и «плохие» Тольки Самохина. Целых 15 «плохих» детей. Плохих, потому что хорошие к Самохину не пойдут. Это странно. И антагонисты, естественно, ведут себя неблагородно – давят силой, пятнадцать против пятерых. Почему у той же Астрид Линдгрен нет этого диалектического материализма в прозе? В трилогии о Калле Блюмквисте, например, две «враждебные» группировки детей ведут войну Алой и Белой Розы. И антагонисты главных героев – честные и благородные. Нету деления на чёрное и белое – и получается настоящее.
3. Клишированные типажи. Все главные герои ВПК как на подбор – светловолосые мальчишки со сбитыми коленками, непослушными вихрами, читающие приключенческие книги и обязательно - романтики. Не дай Бог стать прагматиком – сразу станешь плохим (так происходит с одним из героев цикла «Мушкетёр и фея» в следующей повести – «След крокодила»). Хорошие дети – только романтики, у Крапивина по-другому – никак.

Сюжет увлекательный, чего уж там. От компании Серёги Волошина на лето осталось всего пять человек, а противный Толька Самохин собрал свою компанию в 15 человек, вооружил их щитами, мечами, надел на них рогатые шлемы, сделанные и чайников и прочих тазиков, и выводил наводить ужас на окрестности стройным варяжским клином. Кстати, если я не ошибаюсь, у викингов не было рогатых шлемов, это инсинуации. Дальше ещё интереснее. Довольно оригинально 15 рогатых викингов были обращены в бегство с помощью козы. Хитроумный военный манёвр Джонни Воробьёва феноменален по замыслу – коза Липа как боевая машина пехоты!

При всём при том, что история рассказана интересная, рассказана она, в общем-то, хорошо, но негатив настолько всё давит, что в целом впечатление удручающее. Читал для дочери-второклассницы. И ей-то понравилось. Я не претендую на истину в конечной инстанции, но я и правда считаю, что не такие книги нужны детям. Прекрасной детской литературы – русской, современной, иностранной, отечественной, советской, классической – океан. А крапивинская литература – как минимум спорная. И я понимаю за что, собственно, её любят взрослые и дети. За романтику. Но, на мой взгляд, романтика должна быть здоровой. Простите меня, уважаемые любители творчества Владислава Петровича Крапивина, я не со зла, не из вредности и не из духа противоречия так пишу. Я так действительно вижу.

Источник

Комментарии


Похоже Крапивин "подстраивается" под детский мир, апеллируя к нему. А в детском мире так: "взрослые, которые нас не понимают", " уж вот я вырасту, и таким точно не буду", однозначное деление "черное-белое", " свои-чужие". Вот для детей Крапивин "свой".
Во всяком случае я так в школе Крапивина воспринимал, и фанател им наравне с Носовым.
После " Колыбельной..." мы пытались переделать на Волге ничейную лодку-гулянку в парусник, и уже продырявили крышу каюты под мачту, но у неё вдруг нашёлся хозяин, да ещё злой. Однако и мы, быстро бегали, и таким образом оставили хозяина в приятном неведении, кто мы такие и откуда.
А кто виноват? Крапивин.


Крапивин ещё и создал детский коллектив-легенду "Каравелла". У него много заслуг, которые я не умаляю. У меня есть опыт общения с детьми - 5 лет я преподавал в общеобразовательной школе СПб и более 20 лет занимался отрядной педагогикой. И дети все эти 20 лет менялись. Но даже вспоминая своё такое разное детство: вокруг меня жили удивительные взрослые и дети и я это тогда понимал и ценил как умел. И они не были однозначно хорошими или плохими, они были сложные. Я общался с большим количеством детей в своей жизни, но "крапивинских мальчиков не встречал". А вот критический взгляд, это вот: "Вы меня не понимаете", - пришло как раз достаточно поздно, лет эдак в 17. Крапивин прошёл мимо меня в детстве. Начал его читать я уже в осознанном возрасте и да - "Колыбельная для брата" меня потрясла... тогда, сейчас даже боюсь перечитывать. Я бы не хотел общаться ни с одним из героев Крапивина, в отличие от компашки Калле Блюмквиста, Дениски Кораблёва или носовского Мишки, например. То что описано у Крапивина - не романтика, это фанатизм.


Соглашусь пожалуй, фанатизм, но в детском возрасте шёл на ура, впечатляли именно такие персонажи, одержимые. Нужен ли Крапивин сейчас?
Скорее всего будет не конкурентоспособен. В отсутствие какой либо внятной идеологии, её место всегда занимает идеология вражеская. По этому уже в 90е мой старший сын читает гарри-поттеров, орков-эльфов. Вроде чушь собачья, а детям нравится...
Младшему 17 и он вообще ничего не читает...


Я правда считаю, что такие "отзывы" не нужны ни детям, ни взрослым. Сплошной плагиат "отзывов" других таких же диванных критиков, хоть бы что-нибудь новое придумывали, так нет, очередной рассказ про плохих и бессердечных крапивинских взрослых (Корнелий Глас, Михаил "Гай" Гаймуратов, Пассажир и многие другие крайне злые взрослые передают привет), всегда отрицательных антагонистов (абсолютно однозначно отрицательные Шпуня и бабка Наташа прямо из "Мушкетера и феи" (сборника, который вы либо не читали, либо даже не пытались понимать), Кантор, Элиот Красс передают его же) и конечно же про клишированных персонажей, без них чудовищно клишированный отзыв никуда не годится. Удивительно, что не написали про советскую пропаганду и как она вас давит, срочно исправляйте.