Больше рецензий
18 февраля 2012 г. 04:39
469
3
РецензияНравится мне всё-таки язык Голдинга. Тянууучий такой, переливающийся из одного в другое, очень сложный для непрерывного восприятия, потому что нет акцентов (а на деле — акцентов нет, потому что пропускать ничего нельзя), но сама книга долгое время оставляла в недоумении.
Страниц сто я пытался понять, почему существа, которые способны лишь на самый низкий уровень абстракции, которые неспособны (вернее, неспособен был именно тот неандерталец, от лица которого и вёлся рассказ) на сравнения, метафорическое мышление, с ограниченным запасом памяти (им нужно видеть в голове — это и воспоминания, и фантазия), всю книгу опровергали всё вышесказанное: постоянно употребляли очень сложные даже для меня метафоры (а они на них неспособны, как мы помним), они умеют разводить огонь, у них есть очень продвинутая религия (монотеизм, между прочим), очень сложный букет ощущений и чувств (и при этом, они неспособны на искусство — почему???); откуда у первобытного человека такое неадекватное отношение к охоте (мясо они едят, но животных не убивают, ибо грех); почему они настолько неадекватны в отношении кроманьонцев — ведь даже животные, после начального любопытства, понимают, что если твоих сородичей убивают, надо сваливать. А ещё они были телепатами! Кроманьонцы меня тоже поражали: умение делать вино и медовуху, очень продвинутые орудия труда, способность к искусству, развитая речь и т.д., но такое неадекватное поведение??? Короче, очень многое мне было совершенно непонятно. А потом я и перестал пытаться понять.
До самого последнего момента думал, что поставлю низкую оценку (бездушная цивилизация кроманьонцев задушила нравственность и духовность бедных лапушек неандертальцев? Да не смешите меня!) Но последние 3 главы, конечно, очень многое изменили. Всё гораздо сложнее. Всё дело в общем непонимании, в нежелании понимать. В страхе. А те, кто хочет хоть что-то постичь, — получают в ответ лишь зло, боль и страдания. В этом, как я понимаю, и заключалась главная мысль всего романа (или повести, наверное, всё-таки).
Но даже если и закрыть глаза на общие несостыковки и недоумение, возникающее при прочтении описания этих двух цивилизаций — победившей и вымершей, — всё равно книга слишком сложна для понимания. Не тем, что в ней слишком много смысла, а тем, что он вложен туда левой ногой (как мне показалось). А если это не баг, а фича, то мне не нравятся подобные фичи.