Больше рецензий

29 мая 2020 г. 14:53

2K

5 Сквозь тусклое стекло

Байрон говорил, что читать старые письма уже тем приятно, что на них не нужно отвечать.
Нет, кто хоть раз любил, знает, что ответить мучительно хочется, даже если человек уже умер.
Написать письмо умершему человеку со странным адресом на конверте? 
Страны — нет. Есть нитевидный пульс строчки из стиха Бунина И цветы, и шмели, и трава, и колосья.
Дом? Бесприютная красота земли: ей тоже нет места, нигде, как и душе.
Красота и душа, словно новые Дон Кихот и Санчо Панса, идут по полю куда-то…
Вот — мельница на заре, перемалывает тёплое зерно первых звёзд.
С ней не нужно бороться. Она замерла в тишине: на кресте мельницы распят ветер. Что-то распято в мире, что хотел зарисовать Ван Гог…

В первом письме к брату Ван Гог пишет: я хотел бы уйти от всего… я доставляю другим одни неприятности.
Это слова какого-то перелётного ангела, потерпевшего крушение на нашей безумной земле.
Читая о скитаниях Ван Гога, ночёвках в телеге, утром покрывающейся инеем, его проповеди среди «униженных и оскорблённых» — шахтёров и проституток, на ум приходит библейская притча о блудном сыне, выросшая, как тень от качнувшегося фонаря, до экзистенциальных размеров, растушевавшись на дома и поле вечернее: сын пришёл к богу-отцу, с которым он поссорился, а бог — умер, но что-то в мире странно воскресло, проросло красотой).

В черновиках Достоевского есть заметка о дуэли двух самоубийц.
На примере Винсента эта страшная строчка сбылась.
Страдающий эпилепсией, обессиленный, потерявший надежду примирить ненужные миру красоту и душу свою с бесприютной телесностью гордого мира, такого ранимого на самом деле…
Эти два мира, душа и тело, словно самоубийцы, предвосхищая нечто страшное в грядущем Земли, стреляют друг в друга.
Кто-то из них выстрелил в воздух и вороны взлетели в небо над полем, как на последней картине Винсента: солнце, словно подсолнух, осыпалось семечками воронов.

картинка laonov

Винсент умер, и его неприкаянная душа, как ослепший, перелётный ангел, стала скитаться… начав всё сначала:  ночь, улица, больница…
Судьба Винсента потрясает до слёз своей трагичной и пятящейся закольцованностью: у него душа начинается сразу, с конца ( в этом смысле, он предвосхищает собой поэтику Андрея Платонова: гг его книг родился раньше писателя), с того полуденного поля и револьвера.
Так сумасшедший поэт наводит дрожащей рукой револьвер на закатное солнце, целится, со слезами на глазах, говорит что-то нежное, просит прощения..
Люди останавливаются в недоумении. Кто-то смеётся. Они не понимают всей трагедии происходящего.
Поэт нажимает на курок, и падает в тот же миг: у него разорвалось сердце… так незримо для всех похожее на это ранимое, кровоточащее солнце.
Боже! да это не просто письма! Это...апокриф личной жизни Князя Мышкина, если бы он однажды ночью сбежал из больницы в Швейцарии, забыв кто он, общаясь как с братьями и сёстрами с цветами, птицами, проститутками…

В одном советском фильме девушка ехала с другом, говорила с ним о чём-то, а душа, как ладонь ребёнка, тепло лежала на окне.
Вдруг, она произносит: остановить бы сейчас поезд и выйти между станциями…
Как это чудно и легко, и сложно безумно: просто выйти в цветы и вечер. Дать душе её, родное.
Не каждый на такое способен: в любви, искусстве, жизни…
Винсент смог. Смог остановить фатально несущийся в никуда поезд своей судьбы и выйти.. в красоту и свободу.
Он знал, что умрёт. Что-то в нём это знало, когда писало: Родина — всюду! душа не умирает, живёт вечно, вечно ищет, вечно, и если она не будет писать — она умрёт, задохнётся в смирительной рубашке.. судьбы, белого холста!
И самое грустное, словно бы сказанное обернувшейся душой Винсента, когда он сходил с «поезда», в цветы: Птица в клетке отлично понимает весной, что происходит нечто такое, для чего она нужна, но не может этого сделать, и не представляет себе что же именно  надо делать… она смотрит на цветы и птиц в синеве, и.. вот она уже бьётся головой о прутья решётки, клетка не поддаётся и птица сходит с ума.
В другом письме он сравнивает себя с некрасивой и никчёмной собакой, которую впустят в дом, а она, грязная, там наследит, уронит что-то.
Ей нет места нигде. Друг — умер ( бог). Дом — разрушен ( любовь).
Где жить? Чем жить?
На самом деле, это выжидание Винсентом красоты… в вечернем ли поле, в дождь ли у моря, ещё более трагично, чем история Хатико.

Это невозможно читать со спокойным сердцем.
Душа признаётся в том, что с ней будет в вечности… что случается с многими из нас. Вместо решётки — наши принципы, гордыня, тело, в конце концов.
Вместо весны — дружба, любовь, вдохновение.
Доколе, господи? неужели навсегда, навечно, навеки?
Тишина в ответ. Птицы в небе… волнуется трава на ветру своим извиняющимся и ранимым серебром, совсем как крыло птицы в накренившейся синеве.

Нина Берберова писала об аллитерациях дождевых капель на окне.
Нечто похожее иногда поражает и в судьбах великих: Винсент погиб в 37 лет, в возрасте Пушкина, раненый в живот и пролежавший два дня в мучениях: в этом смысле он похож на «рыцаря бедного» из стиха Пушкина.
Винсенту часто мерещилась в природе гравюра Дюрера «Рыцарь и смерть».
Но ещё более любопытно сближение судеб Ван Гога и Достоевского: Винсент родился как художник в 1881 г., в год смерти Достоевского).
И дело тут не в общей для них эпилепсии, рельефной густоты экспрессии чувств и мучительном поиске красоты, что спасёт мир.
Мир то красота спасёт… Достоевский просто умолчал о другом: спасёт ли она человека?

Ван Гог в конце жизни был лишён всего: хотел создать братство художников, почти как в романах Воннегута, они должны были составлять единый узор крыла; между этими друзьями не должно было быть тайно друг от друга, они делились друг с другом счастьем и болью, а с миром — красотой.
Всё рухнуло. Крыло, как у Бодлеровского альбатроса, волочилось по звёздам, отражённым в грязных лужах.
Вера в свой дар и ощущение нужности красоты в мире — иссякли.
В ссоре с "ангелом", Винсент отрезает себе ухо: закрыть глаза осязания для божьего слова — оно мучительно расходится с тем, что слышит человек.. обратиться всецело в зрение и душу. Апокриф гоголевского сна: ухо невесомо "плыло" по вечерним улицам, и в итоге прибилось к вскрикнувшим рукам проститутки. )
Словно ангел смерти, порой дарующий око с крыла своего тем, кому суждено ещё пожить и увидеть чуть дальше себя, Ван Гог принёс женщине своё ухо, чтобы она… услышала его боль и судьбу?
Как жила эта женщина потом? Что слышала в мире?
Услышала ли она выстрел в том поле?
Она должно быть была в этот миг не одна, и вздрогнула, заплакала, сама не зная почему, закрыв дрожащими руками лицо.
Если бы дух Винсента находился в этот миг в её комнате, он написал бы одну из самых трагичных картин на земле, в духе Достоевского и Платонова: поруганная и насилуемая красота, что должна была спасти мир: Настасья Филипповна…

После всего этого Винсент стал отвержен и осмеян в городе. В него, как в ангела, с волочащимся крылом, который просто хотел любить людей и мир, дети бросали камни на улице.
Его последняя надежда, милый друг — Гоген, тот самый, о котором он мечтал давно хочу найти художника, который был бы для меня ангелом небесным, ссорится с ним.
Ангел покидает его, возвращаясь на свои райские острова.
Жизнь Винсента опустела. Лечение в клинике не принесло результатов.
Врач, лечивший Ван Гога, не видел красоту в его картинах. Одной из них он затыкал дыру в сарае для свиней.
А потом была дыра в животе… кто бы мог её закрыть? При жизни такое нужно закрывать, когда кровоточит душа.
Как там у Сартра? — дыра в душе, размером с бога.

Ангел улетел, а в животе ещё порхает что-то мотыльковое, тёплое.
Жёлтое, как дом сумасшедших, поле. Белый холст, похожий на нежного и затихшего сумасшедшего в смирительной рубашке.
Человек прикладывает револьвер к животу, к озябшим мотылькам в животе… шепчет природе что-то самое главное, нежное, что должен был сказать женщине… другу.
В небе, на синем бугорке воздуха, замерла ворона.
Однажды он так же писал в поле и ворона села рядом, возле ломтика его хлеба, зная, что он её не тронет.
Ван Гог уже проголодался, но не прогнал ворону, нежно наблюдая за ней, как за другом.
Всё это видел знакомый Винсента, и думал: боже, как же одинок этот человек, если он так трепетно смотрит на ворону, как на самого близкого друга!

С чего началась эта трагедия, которую словно бы написал какой-то небесный Достоевский?
С детства.. когда умер в младенчестве брат Винсента и мальчик потом мучительно сравнивал себя фактически с призраком: он рос совсем не таким, каким хотела мать.
Она словно бы… любила мёртвого больше живого.
Это и правда похоже на ненаписанную вещь Достоевского: бог создал мир и каких-то прекрасных, сияющих существ.
Эти существа почему-то умерли. Бог создал… человека, но он уже не мог его любить так, как этих крылатых существ.
Человек покинул ночью рай ( совсем как Толстой Ясную поляну), чтобы доказать богу, что он тоже прекрасен и когда любит — у него из груди растут крылья.

На грустный роман в стиле Платонова или Золя похожи ранние скитания Ван Гога в поисках бога и желании быть полезным людям: спускается в шахту, как в ад, где чёрные, как тени, люди, добывают уголь для света и этих людей, которых они не увидят.
Описывает Винсент и адскую конюшню на глубине 100 метров.
Вспоминается роман Золя, где родившуюся под землёй лошадку, измученную, искалеченную, старую, поднимают на поверхность, к солнцу и весне, которых она никогда не видела.
Чем она ответит на всю эту красоту? Она уже не сможет даже просто пройтись по вечернему полю.

Винсент, милый, не об этом ли ты вспоминал в тот солнечный день, в поле?
А потом был бунт против бога и желание обнять всех людей, животных, милую природу, назвав это единение — богом.
В этом смысле любопытна симметричность творческого бунта и религиозного у Ван Гога: на богословском факультете Винсента ужаснула книжная вера, холод церковных стен и… умерший бог.
В мастерской художников, его ужаснуло как из живых моделей рисуют безжизненные но «классические» тела.
Предпочитаю писать глаза людей, а не соборы. Человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее.
Фактически, Винсент даёт пантеистическое переосмысление словам апостола Петра о теле, телесности мира, как о подлинном храме, который должен наполниться любовью ко всему прекрасному.

Была и жажда любви… Одна строчка Винсента о любви, которая, как чайная ложечка звезды, весит на земле больше, чем тяжеловесные мысли о любви мудрецов: когда ты просыпаешься утром и знаешь, что ты не один, и видишь в утреннем полумраке рядом с собой другое существо, мир кажется тебе куда более приветливым

картинка laonov
Проститутка Христина, которую он приютил беременной, а при выписке её с сыном из больницы, сравнил с полотном Корреджо.

Любопытное слово — существо, правда?
В спящем человеке и правда нежно смазываются пол и даже возраст, как капли дождя на рассветном окне: они похожи на вербу, и душа обнимает тело, совсем как в любви… вот только, чьё, тело?
Это уже не важно. Милому и тёплому существованию рядом, похожему на твоё перелёженное крыло, снишься ты, обнимающий его тело: обнять в этот миг женщину, всё равно что обнять её обнажённый сон и душу, своё существование, в нём растворённое.
Ван Гог напоминает героя из рассказов Андрея Платонова: он никогда не искал женщины, но полюбил бы страшно, верно и горячо, если бы хоть одна рябая девка пожалела и привлекла к себе с материнской кротостью и нежностью.
Он бы потерял себя под её защищающей лаской и до смерти не утомился бы любить её

Винсент бессознательно искал женщин старше себя, томясь по материнской ласке.
Нашёл такую в кузине-вдове ( проклятие ревности: то к умершему брату, то к умершему мужу).
Женщина отвечала: Нет, никогда, никогда!
Винсент, как рыцарь, не отчаивался: прижать это ледяное «нет» к груди, и оно оттает.
Всё так: любая женщина, в любом возрасте, если она любит и если в ней есть доброта, может дать мужчине если не бесконечность мгновения, то мгновение бесконечности.
А мужчина, этот вечный Фауст, всё пытается наоборот… и теряет всё.

Увы, это женское, такое жизненное и экзистенциальное — нет, никогда, так родственное холодным и тёмным пространствам космоса, сияющего прекрасными и равнодушными звёздами, быть может, населёнными дивной жизнью… возможно, страдающей не меньше чем мужчина, услышавший — нет!, слишком долго было у груди Винсента и его сердце озябло, как сказал бы Розанов.
И далее следует просто чудесное по наивности рассуждение ангела-шизофреника:
- Да, мне нужна она одна, и никакая другая!
- Тогда почему ты хочешь пойти к другой женщине, к тому же, проститутке?
- Она страдает, её сердце тоже озябло!
- Но это неразумно и противоречит логике..
- А кто хозяин логики? Я или она? Я не могу жить без любви! Я замёрзну под этими холодными звёздами!
Это уже ангелическая логика Цветаевой, ужасавшей многих. В её мире это не было изменой. Самое сокровенное, душу свою, она отдавала лишь «той самой душе», всё остальное, даже тело, было одеждой души, грустно сброшенной на холодный пол.

Какой образ приходит при мысли о Ван Гоге? Подсолнухи, отверженный человек, скитающийся по осенним полям..
После этой чудесной книги писем, читатель не только научится музыке живописи Ван Гога… его образ радостно и райски оживёт.
Вот он спит, уставший, голодный. Рядом лежит недочитанная книга…
Боже, как же нужно любить книгу, словно милого друга, чтобы и во сне думать о ней, проснуться среди ночи, зажечь свечу, погладить книгу и открыть, читая её с улыбкой.
И ещё один образ. Эту картину должны были написать ангелы.
Ван Гог рисует на чердаке возле окна. На стенах развешаны его рисунки, красота и боль, ненужные миру.
Он не один, рядом с ним — маленький чердачный дух ( как сказала бы Цветаева).
Маленький мальчик, ребёнок проститутки. Он зачарованно смотрит на странные тени на стенах, на чудесных птиц, людей, что вот-вот станут птицами: это первый ценитель гения Винсента.
Ребёнок улыбается и гулит. Винсент устало переводит взгляд на него, и тоже улыбается.
Ребёнок взбирается по ноге художника, как на гору, а на горе — гелиотропное, рыжее лицо ангела.

Винсент, вы же были счастливы в жизни? Вы любили, любили и вас..
Помните, вы сказали соседке Марго, когда она была в постели без сил, что люди похожи на детей, разоряющих гнёзда птиц, гнёзда счастья?
Вам не дали любить друг друга…
Вы шли по весеннему полю, и она сказала, тепло сжав вашу ладонь, совсем как женщина-фауст, желавшая остановить гелиотропный миг, наполненный солнцем, вами и ею: ах, славно было бы сейчас умереть!
Вы тогда не обратили на это внимание. А через пару дней, идя с ней по полю, она побледнела, задрожала и упала к вам на руки… как на картине «четыре увядших подсолнуха». Кто любил, тот не может без трепета смотреть на эту картину.
Уже потом, в постели, без сил, она вам прошептала: и всё таки, я тоже любила!
Эти слова, можно сделать эпиграфом к вашей душе и к душам многих на этой безумной земле.

картинка laonov

Как это бесконечно трудно и важно на земле — просто, любить.
Это сравнимо с открытием жизни на далёких звёздах.
Так что же пошло не так, Винсент? Мира? 
А те танцующие, как суфии, звёзды на ваших картинах, они — счастливы? Может, только они и счастливы?
И всё же, вы тоже любили.. и последней любовью была дочка доктора, который вас лечил.
Отчего? От любви? Души, что говорила со звёздами?
Помните одно из ваших последних писем?
От тех, к кому я был больше всего привязан, я не получил ничего, они будто смотрят на меня сквозь тусклое стекло

Последние слова станут названием пронзительного фильма Бергмана о трагедии души и любви в мире.. и безумии женщины, словно души мира.
Теперь этот фильм будет для меня особенным. В нём ведь… есть тень и вашей милой сестрёнки Вил, о которой вы писали брату, что на одном из своих фото у неё взгляд помешанной, и это вас пугает.
Вил была чудесной женщиной, ухаживающей в больнице за несчастными. Она организовала там даже выставку женских работ.
Но вскоре после вашей смерти… у ней проявились признаки шизофрении: о переписке с ней мне тоже хочется теперь прочитать, как и узнать подробнее о вашем феминизме.

А потом было воскресенье и цветы, и шмели, и трава, и колосья.
Да, именно в воскресенье, проститутка Христина, которую вы приютили, невзирая на гнев священников, в муках родила мальчика.
Вы были затеряны в воскресенье, как в солнечном поле.
Должно быть, в этом колосящемся из под земли солнце, вы вспомнили о Марго, с её словами: ах, хорошо бы сейчас умереть!
Гелиотроп мгновения налился солнцем и душой. Это была ваша лучшая картина… Но как её запечатлеть навечно?
Как вы там писали? — Из благодарности к природе — оставить память о себе — картины
Это слова ребёнка, своей подлинной матери, Винсент.
Это возвращение блудного сына не к отцу, но к Матери, вы вернулись к ней, став частью звёзд и цветов.

Было солнце, поле, качнувшийся стебель яркого выстрела…
А потом была ваша могила среди цветов.. словно бы вы упали сразу в цветы и вечность: Винсент, родина ваша — цветы!
И ваш брат склонившийся к цветам, что-то шепчущий им, вам..
Скоро и его не стало. Он не смог пережить вашу смерть: вы выстрелили сразу в двоих, Винсент, как в том черновике Достоевского.
У Тео осталась молодая жена и маленький сын, странно похожий на того грустного мальчика, вашего брата, умершего в детстве.
И всё таки, вы с ним любили, Винсент, а значит, жили!

В моём сердце песня вечная
И вселенная в глазах,
Кровь поёт по телу речкою,
Ветер в тихих волосах.

Ночью тайно поцелует
В лоб горячая звезда
И к утру меня полюбит
Без надежды, навсегда.

Голубая песня песней
Ладит с думою моей,
А дорога – неизвестней,
В этом мире я ничей.

Я родня траве и зверю
И сгорающей звезде,
Твоему дыханью верю
И вечерней высоте.

Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.



( Андрей Платонов)

картинка laonov
Ван Гог - Звёздная ночь

Комментарии


Ну все с тобой понятно, Саш! ))) Нет, главное, не признавался, кого читаешь, нужно было гадать, что это за голландец такой. Возьму все-таки в свой вишлист, потом тоже почитаю, уж больно интересно стало, что там ван Гог писал. Мне нравятся его картины, хотела бы вживую посмотреть на его лучшие работы.
Ранний P.S. Кстати, а тебе нравится же такая необычная живопись? А Дали тебе нравится? Я на днях смотрела его альбом, мне очень понравились его христианские (поздние) работы. У Дали все классное, но больше всего мне приглянулись распятый Иисус и Тайная Вечеря.

В черновиках Достоевского есть заметка о дуэли двух самоубийц.

Классно же. Это было к какому-то произведению или так, просто мысль, без привязки к какому-то сюжету?
Считаю, что ван Гог правильно застрелился. Ну к черту такую жизнь! Для многих творческих людей 37 лет - это уже много, особенно если творчеством с юных лет занимались. Душа истончается, невозможно же долго терпеть такое напряжение сил, быстро-то душа изнашивается, если к ней слишком часто обращаться. Так что я полностью на стороне всяких ван Гогов, Пушкиных, Лермонтовых и прочих, кто лез к смерти. Знали же, понимали, что для них, гениев, это самый лучший выход. Как у Камю есть книга с названием "Счастливая смерть", кажется.

Ван Гог напоминает героя из рассказов Андрея Платонова: он никогда не искал женщины, но полюбил бы страшно, верно и горячо, если бы хоть одна рябая девка пожалела и привлекла к себе с материнской кротостью и нежностью.
Он бы потерял себя под её защищающей лаской и до смерти не утомился бы любить её

А это прямая цитата из Платонова?.. Я уже поняла, что у Платонова было своеобразное представление о любви мужчины к женщине и, черт возьми, оно мне так нравится! Он - один из самых романтичных авторов (неожиданно), что способен просто покорить мое нежное женское сердешко. )))

Как вы там писали? — Из благодарности к природе — оставить память о себе — картины

Ван Гог был добрый. Он все-таки оставил нам свои работы. Но вот вопрос: стоил ли его необыкновенный гений его разбитой жизни? Может, лучше пусть бы он был счастлив, не писал бы свои картины, а жил бы благополучной жизнью в окружении близких, любимых, любящих? Понятно, что ван Гог не мог иначе. Но вот если бы у него был выбор между тяжелой гениальной жизнью и жизнью обычной, счастливой простыми вещами?
Спасибо за отличную рецензию, Саш. )))


Кстати, а тебе нравится же такая необычная живопись? А Дали тебе нравится? Я на днях смотрела его альбом, мне очень понравились его христианские (поздние) работы. У Дали все классное, но больше всего мне приглянулись распятый Иисус и Тайная Вечеря.

Почему необычная? )
Обожаю Ван Гога. Кстати, знаешь почему он подписывался - Винсент? Потому что французы не могли выговорить Ван Гог))
Давно его люблю. Некоторые из его любимых картин и в рецензии привёл. Особенно обожаю его "4 увядших подсолнуха".
Про вариации его звёзд в ночном небе - тут и говорить нечего. Это катарсис.
А после писем... по новому взглянул на его "Едоков картофеля". Дивно он там всё описал, саму душу этой картины. Вспомнил о тенях Рембрандта и... тенях Платонова.
А Дали я тоже давно люблю. Да, христианские мотивы у него сильные. Он что-то взял в от Эль Греко, которого я тоже люблю.
Распятие его - да, люблю. Он вроде дома у себе на 3 этаже повесил распятие и рисовал ( память подводит: там вроде слуга был, или что-то вроде этого... нет, память ухмыляется.).
А ещё безумно люблю его Венеру Милосскую с ящиками.
Дали с Лоркой дружил, а Лорку я тоже люблю)

Это было к какому-то произведению или так, просто мысль, без привязки к какому-то сюжету?
Считаю, что ван Гог правильно застрелился. Ну к черту такую жизнь! Для многих творческих людей 37 лет - это уже много, особенно если творчеством с юных лет занимались. Душа истончается, невозможно же долго терпеть такое напряжение сил, быстро-то душа изнашивается, если к ней слишком часто обращаться.

Да, просто маленький штрих мысли без привязки к произведению.
Ох, сложный вопрос, Даян. Истончается душа... ты права. Порой это невыносимо. Но.. если рядом есть близкий человек, как-то легче это переносить.
Вот Платонов. Более обнажённой и кровоточащей души трудно и представить. Но самые гениальные вещи он написал как раз на этом рубеже. А дальше и вовсе пошёл новый период его, Пушкинский, словно он чуточку умер и чуточку вновь родился. И тут опять.. замешана любовь...пусть и к той, кого он всегда любил.
Да, бывает и так, что писатель выдыхается и пишет... совершенно бледные вещи, не свои. Иногда он смиряется с этим. Что грустно. Так иногда человек из страха, боли, усталости ли.. любит человека, которого не любит: сожитие... а не бытие.
А некоторые писатели это чувствуют и.. идут за музой: в смерть ли, в другую страну, в другую эпоху... не важно.
Главное не торопить события. Есть воля и сила души. Она во многих сферах проявляется.

А это прямая цитата из Платонова?.. Я уже поняла, что у Платонова было своеобразное представление о любви мужчины к женщине и, черт возьми, оно мне так нравится! Он - один из самых романтичных авторов (неожиданно),

Да, это из его ранней повести "Ямская слобода", написанной почти лесковской простой вязью.
Как ты редко и славно о Платонове - романтике)
На самом деле, Платонов - раза в 4 больше романтик чем Лермонтов. Он в романтизме равен Шелли и Байрону. Я про подлинный романтизм, а не мишурный, "розовый".
Почему-то о Платонове сложилась дурная слава, и мало кто видит в нём именно романтика.
Да, отношения мужчины и женщины у Платонова... это целая бездна. Даже когда любимая умирает, эта любовь не прекращается, как и связь её с любимым, даже телесная.
И в этом Платонов дивно похож на Эдгара По.
В мире Платонова для любви - нет препятствий в жизни и смерти.

Но вот вопрос: стоил ли его необыкновенный гений его разбитой жизни? Может, лучше пусть бы он был счастлив, не писал бы свои картины, а жил бы благополучной жизнью в окружении близких, любимых, любящих?

Да он сам метался в письмах. С одной стороны, он хотел быть отцом и просто любить. С другой стороны понимал, что искусство - убивает любовь, ревнует.
Грустно было читать эту ломку. Большая часть в нём была предана искусству, красоте и свободе общения с миром.
Его брат выбрал иной путь. В некоторой степени самоубийственный для души: тихой семейной жизни. За него эту муку чувствовал Винсент ( хотя и Тео, чувствовал).
Много должно бы сложиться, чтобы и творчество было и жизнь семейная.. как два крыла. Не у всех это получается.
У Набокова... Платонова, Достоевского...

Даян, большое спасибо тебе) Рад, что понравилась рецензия и очень рад, что книга заинтересовала тебя)


Вот — мельница на заре, перемалывает тёплое зерно первых звёзд.
С ней не нужно бороться.

...)

В первом письме к брату Ван Гог пишет: я хотел бы уйти от всего… я доставляю другим одни неприятности.
Это слова какого-то перелётного ангела, потерпевшего крушение на нашей безумной земле.

Почему?

Ей нет места нигде. Хозяин — умер ( бог). Дом — разрушен ( истина).

Какие... Странные слова.)
У человека должен быть хозяин? И почему дом - истина? Почему не любовь, например? Не... Душа и её ощущение. Не... Ты сам?)

На самом деле, это выжидание Винсентом красоты… в вечернем ли поле, в дождь ли у моря, ещё более трагично, чем история Хатико.

Он прям ждал? Или я как-то не так поняла?
Просто... Красота внутри. В глазах смотрящего, все дела.

Мир то красота спасёт… Достоевский просто умолчал о другом: спасёт ли она человека?

А вот это красиво.
Хм. Ну, ты понял.)

А про его детство там было хоть что-то? В смысле, писал или он, вспоминая, или ему что-то?
Какой-то очень... надломленный человек.
А ещё, захотелось узнать: не выделял ли ты какие-то отдельные письма для себя? Или... Одно, самое цепляющее?

А, это я не дочитала ещё дотуда просто.)
Но всё равно про детство как-то мало.

душа обнимает тело, совсем как в любви… вот только, чьё, тело?

Вот тебе это понравилось.)

Спасибо за рецензию, Саш...а.)


Почему?

Да у него эта тема часто звучит: тема ненужности и.. боли за то, что он грузом висит на близких.
Он часто нуждался и брат, семья, высылали ему деньги и даже свои вещи, которые он донашивал.
При этом особенно отец и мать не верили в его творчество.
А это висело над ним: помощь берёт, а ничего не даёт. Все смеются над ним.

Какие... Странные слова.)
У человека должен быть хозяин? И почему дом - истина? Почему не любовь, например? Не... Душа и её ощущение. Не... Ты сам?)

Спасибо, исправил)
Да я просто... вжился в образ собаки и посмотрел из неё, не вернувшись в текст)
А ещё вспомнил чудесный рассказ Толстого - Хозяин и работник.
Но ты права. Сам часто после публикации редактирую такие вещи в рецензии.
С истиной вот думал и до этого. Тоже не очень подходило. Заменил)

Он прям ждал? Или я как-то не так поняла?
Просто... Красота внутри. В глазах смотрящего, все дела.

Ну разумеется красота в глазах смотрящего, Надик.
Тут просто инерция образа о Хатико и...
В общем, в этом плане Ван Гог был близок к поэтике Платонова.
Разумеется, красота и внутри человека и сама природа - сразу, но человек - лишь капелька томящаяся природы, она её чувствует целиком но не может ощутить и увидеть её целиком, всё красоту её взаимодействия, цветения.
Один и тот же миг в природе для поэта может быть катарсисом. Для музыканта - тишиной. Для влюблённого...
Всё так мерцает и цветёт в природе, движется.. и в человеке многое движется и цветёт ей навстречу.
И вот человек то сам это видит, а другие - не всегда, и природа как бы томится и не может сказать свою красоту всем, и художник должен как бы подметить в природе особое сочетание, парад ... не планет, но мгновений ( теней, бликов, ощущений своих), чтобы зафиксировать это так, чтобы все это увидели.
С простым ожиданием это разумеется это не имеет ничего общего)

А вот это красиво.
Хм. Ну, ты понял.)

Мне тоже понравилось) Сам не ожидал. Но когда пишешь, полностью растворившись в тексте, то иногда получаются вот такие умные мысли даже у дураков)

А про его детство там было хоть что-то? В смысле, писал или он, вспоминая, или ему что-то?
Какой-то очень... надломленный человек.

Там только письма Винсента. Тео нет.
И про детство ничего нет, как и о некоторых фактах из рецензии. Это уже мои знания.
А жаль, про детство было бы интересно почитать.
Да, надломленный... но в нём очень много сил было и какой-то... весны души. Очень добрый и светлый человек.
Жаль, что с ним были не совсем те люди. Он мог бы просто волшебно раскрыться. Но.. было бы тогда его творчество - таким? А каким оно могло быть?

Вот тебе это понравилось.)

)

Спасибо тебе, Надюш)


Да у него эта тема часто звучит: тема ненужности и.. боли за то, что он грузом висит на близких.

Вопрос о том, почему ты называешь эти строки "словами перелетного ангела, потерпевшего крушение"? Что в них ангельского, Саша?

Тоже не очень подходило. Заменил)

Благодарю. Теперь гармоничнее.)

Ну разумеется красота в глазах смотрящего, Надик.
Тут просто инерция образа о Хатико и...

Судя по описанию, это похоже на поиск правильного угла обзора. Поняла тебя.

...то иногда получаются вот такие умные мысли даже у дураков)

Ой, оставь ты это.

Жаль, что с ним были не совсем те люди. Он мог бы просто волшебно раскрыться. Но.. было бы тогда его творчество - таким? А каким оно могло быть?

Чтобы встретить своих людей - нужно самому быть своим, разве ты так не думаешь? Он встречал тех, кого был готов встретить. Следовательно, он сам избрал такой путь и... отдался творчеству. Хотел этого.
Звучит как какой-то фатализм, но в моих словах его нет. Скорее... Степень... насколько "душа" созрела.)

Что насчет письма, которое тебе больше всего понравилось? Отрывки я увидела в рецензии, но... может, есть какое-то особенное, твое-твое?)


Вопрос о том, почему ты называешь эти строки "словами перелетного ангела, потерпевшего крушение"? Что в них ангельского, Саша?

Ну Надик, ангел то - перелётный)
То бишь, настала осень жизни ( а там в голове у меня этот образ призрачно слит с той птицей в клетке, которая смотрит на птиц прилетевших весной), и он стал ненужным тут, с подраненным крылом, обузой, который и летать толком не умеет уже и жить ( потерпевший крушение же).
Он просто не вписывается в реальность, как Князь Мышкин.

Чтобы встретить своих людей - нужно самому быть своим, разве ты так не думаешь? Он встречал тех, кого был готов встретить. Следовательно, он сам избрал такой путь и... отдался творчеству. Хотел этого.
Звучит как какой-то фатализм, но в моих словах его нет. Скорее... Степень... насколько "душа" созрела.)

Очень понравилась эта мысль. Спасибо)
Были похожие.. давно уже.
Но смотри, Надик, в конце его жизни у него было светлое чувство к нескольким женщинам, с которыми он мог бы жить и выправит свою судьбу. Им не дали этого.
С другой стороны... а смог бы художник в нём жить с ними? Гадать не берусь. Это я к тому, что есть всё же в жизни нечто безумное, что словно бы само толкает некую душу куда-то...

Что насчет письма, которое тебе больше всего понравилось? Отрывки я увидела в рецензии, но... может, есть какое-то особенное, твое-твое?)

Кстати, он любил писать и длинные письма)
Так что, в них было то, что очень нравится, а потом следовала обычная проза жизни. Ну, как улица и день: идёшь, тихо, спокойно.. и вдруг - дивная тёмно-синяя птица на ветке. Зачарован... и потом снова идёшь...
Но это день сам по себе в огляде на него души - дивен)
А есть и другие письма, которые тоже дивны.. но по разным темам и насыщенности дивности: о женщинах, о любви, о природе и живопись...
Так, Надик. У меня есть план ещё написать странноватую историю на письма Ван Гога. Там должны быть отрывки из того письма - которое меня поразило.
( у меня вообще таких планов - громадьё).
Но до этого постараюсь тебе в ЛС прислать ещё что-то)


Он просто не вписывается в реальность, как Князь Мышкин.

В представление об ангеле у меня он тоже категорически не вписывается. Совершенно. Что в этой невозможности слиться с тебя окружающим и окружающими ангельского?

Это я к тому, что есть всё же в жизни нечто безумное, что словно бы само толкает некую душу куда-то...

Сила сопротивления этим толчкам зависит уже от самого человека. И его готовности бороться. Лететь, конечно, тоже сложно, но видеть в этом что-то... возвышенное, ангельское или жизненное - ну, нет. Чисто человеческое же.

Отлично ты ответил на вопрос про письмо или отрывок, Саша.
Окей.


В представление об ангеле у меня он тоже категорически не вписывается. Совершенно. Что в этой невозможности слиться с тебя окружающим и окружающими ангельского?

Ну, если честно, от ангела в нём мало.
Но если читать его письма... то искорки этого ангелического, пусть и смутного, будут мерцать.
Тут скорее образ бодлеровского альбатроса и нечто крылатого не от мира сего с перебитым крылом.


Вопрос был не о том, можно ли самого Винсента назвать ангелом, а о конкретных твоих словах. Цитирую ещё раз: "В первом письме к брату Ван Гог пишет: я хотел бы уйти от всего… я доставляю другим одни неприятности.
Это слова какого-то перелётного ангела, потерпевшего крушение на нашей безумной земле". Что в них ангельского? А ты ответил на какие-то не мои вопросы. Взаимопонимание не достигнуто.


Знаешь... посмотрел сейчас на эти слова Винсента уже остывшим взором: ты права.
Это больше слова человека, да и то - уставшего.
Дурацкая моя привычка ассоциативного мышления: как букет на ветру в поле, обнимаю разом многие образы и чувства, что даже рядом "пробегали", и потом уже из этого букета тку веночки впечатлений.
Хотя.. по одной легенде, человек когда-то был ангелом.)


Дурацкая моя привычка ассоциативного мышления

Ничего она не дурацкая. Так бы сразу и ответил, что ассоциации такие - я бы отстала со своим вопросом. Думала, ты сможешь поделиться, как к таким ассоциациям пришёл.

Хотя.. по одной легенде, человек когда-то был ангелом.)

А по другой не легенде - богом стал сейчас.


Ничего она не дурацкая. Так бы сразу и ответил, что ассоциации такие - я бы отстала со своим вопросом. Думала, ты сможешь поделиться, как к таким ассоциациям пришёл.

Надя, может и не дурацкая, но - с придурью.
Это мышление несколько мешает мне нормально и ровно думать и общаться с людьми.
Да, близкие друзья так или иначе привыкли к этому, а вот остальные - как на дурочка порой смотрят.
Кроме того это ассоциативное мышление иной раз выбрасывают как волна иные мои мысли чёрт знает куда даже в простом общении, и я это не всегда контролирую.
А чёрт его знает как к такой ассоциации пришёл с ангелом)

А по другой не легенде - богом стал сейчас.

Вспомнил одного персонажа из Бесов)


Надя, может и не дурацкая, но - с придурью.

Окей. Хочешь так думать и нравится это - думай так.

Вспомнил одного персонажа из Бесов)

Если Кириллова - всё правильно вспомнил, к нему отсылка и была.


Знаете, атмосферность Ваших рецензий, Ваших историй настолько зашкаливает (в хорошем смысле), что они уже словно самостоятельные произведения...Когда хочется помечтать или вообще ничего не хочется делать, а просто окунуться в новый мир и читать такие красивые тексты...(утащила себе в избранное для вдохновения...)

Как это бесконечно трудно и важно на земле — просто, любить.
Это сравнимо с открытием жизни на далёких звёздах.
Так что же пошло не так, Винсент?


когда ты просыпаешься утром и знаешь, что ты не один, и видишь в утреннем полумраке рядом с собой другое существо, мир кажется тебе куда более приветливым


...так просто и так красиво (мне почему-то вначале подумалось про ангела-хранителя:)

Спасибо за такую искреннюю и добрую рецензию рецензию....


Анастасия, большое вам спасибо за такие тёплые слова в адрес рецензии)
И рад что вам так понравилось. Такие вещи пишутся не быстро и даются порой тяжело: слишком многое в них вкладывается и сил в том числе душевных.
Отрадно, что это не впустую)

.так просто и так красиво (мне почему-то вначале подумалось про ангела-хранителя:)

А дивный же образ... беременный и поруганный ангел-хранитель пришёл в дом, лишившись всего. Ему самому нужен... хранитель.

Ещё раз спасибо вам, Анастасия!


Отрадно, что это не впустую)


Я помню, в какой-то книге читала, что, мол, если то, что ты делаешь, понравилось хотя бы одному человеку, чем-то порадовало, заставило задуматься и т.д., то уже всё не зря, не впустую)

А судя по откликам к Вашей рецензии, она понравилась явно не одному человеку)

Мне иногда думается, что ангелов-хранителей на всех не хватает, потому в мире столько печали...


Саш, твоя рецензия - это целая картина, красочная и написанная смелыми мазками! Очень здорово вышло!

Судьба Винсента потрясает до слёз своей трагичной и пятящейся закольцованностью: у него душа начинается сразу, с конца

Тонко, Саш... На судьбы многих ведь можно так посмотреть, увидеть эту закольцованность. С другой стороны, прекрасно фиксироваться и на отдельных мгновениях, выхваченных из круга судьбы)

любая женщина, в любом возрасте, если она любит и если в ней есть доброта, может дать мужчине если не бесконечность мгновения, то мгновение бесконечности.

Как славно про "мгновение бесконечности". Это из письма Винсента?

Достоевский просто умолчал о другом: спасёт ли она человека?

Да... Люди привыкли всегда и везде ставить себя во главу угла, будто без них и мира не будет, и ничего не будет.

Скоро и его не стало. Он не смог пережить вашу смерть: вы выстрелили сразу в двоих, Винсент, как в том черновике Достоевского.

Грустно... но Винсент, наверное, не мог иначе, он не мог больше оставаться в этом безумном мире. Ты смог это показать, Саш, приоткрыть нам, читателям, душу художника. Представляю, как это непросто, так глубоко прочувствовать то, о чём ты пишешь...

После этой чудесной книги писем, читатель не только научится музыке живописи Ван Гога… его образ радостно и райски оживёт.

Саш, спасибо, что напомнил о "музыке живописи" Ван Гога, я заново взглянула на его творчество. Даже не знаю почему, но я недостаточно интересовалась Ван Гогом...
Как кто-то заметил, только письма и дневники позволяют запечатлеть время в его длительности... ну или, по крайней мере, дают нам максимально возможное приближение к застывшему моменту времени. Остальное - уже суррогат)

Сашуль, спасибо за прекрасную рецензию-картину... и за финальный аккорд с Платоновым!


На судьбы многих ведь можно так посмотреть, увидеть эту закольцованность. С другой стороны, прекрасно фиксироваться и на отдельных мгновениях, выхваченных из круга судьбы)

Ты права, Ник. Это вообще очень таинственная штука - такая закольцованность. Идеальная форма вечности, и люди искусства как-то к ней тяготеют бессознательно, и потому опираются сразу на два берега, на цельность себя: как бы опыт смерти до того, как он был, и потому сразу - глубина... даже юношеских стихов Лермонтова, Есенина, Цветаевой..
И про мгновения тоже права) Попытался несколько таких созвездий наметать в рецензии)

Как славно про "мгновение бесконечности". Это из письма Винсента?

Да, всё, что я выделил в рецензии, это из писем ( за исключением цитаты из повести Платонова и стиха Бунина)

Да... Люди привыкли всегда и везде ставить себя во главу угла, будто без них и мира не будет, и ничего не будет.

Прелестная и грустная наивность... почти детская. Мол, без меня мир не будет вертеться или вовсе перестанет существовать)
Но этим как раз человек бессознательно и выдаёт своё кровное родство с природой и свою ответственность за неё...

Грустно... но Винсент, наверное, не мог иначе, он не мог больше оставаться в этом безумном мире.

Знаешь что особенно грустно в таких письмах, Ник? Это когда за пару лет до трагедии, человек пишет: мол, самоубийство - не для меня. Нужно жить и т.д.

Саш, спасибо, что напомнил о "музыке живописи" Ван Гога, я заново взглянула на его творчество. Даже не знаю почему, но я недостаточно интересовалась Ван Гогом...

Очень рад, Ник) Лучшая похвала рецензии)
Знаешь, а ведь Винсент очень талантливо пишет. Местами, описания природы - ну очень талантливые.
Чувство цвета у него - как у Бунина. Особенно чувство лилового и синего.
Для него краски - это живые и.. мыслящие "существа", с которыми он словно вы входит в контакт. Дивно.

И рад что "последний аккорд" с Платоновым тебе понравился) Люблю этот стих, но к Ван Гогу он подходит идеально.
Огромное тебе спасибо, Никуш!


Знаешь, а ведь Винсент очень талантливо пишет. Местами, описания природы - ну очень талантливые.

Постараюсь прочитать. Твоя рецензия, Саш, вдохновляет поближе узнать Винсента)

и потому опираются сразу на два берега, на цельность себя: как бы опыт смерти до того, как он был, и потому сразу - глубина... даже юношеских стихов Лермонтова, Есенина, Цветаевой..

Да, иногда поражает глубина в творчестве в общем-то молодых людей, даже со скидкой на другую эпоху.
Если не знать возраста, можно подумать, что Винсент, создавший столько прекрасных картин, прожил долгую жизнь (как Клод Моне, к примеру)... а он свёл счёты с жизнью в 37 лет. Но это немного дилетантские рассуждения... возраст ведь не измеряется просто цифрами, он скорее величина относительная. У кого-то год может пройти "вхолостую", а можно целую жизнь прожить за один год.

Тебе спасибо, Саш, за такую интересную и познавательную историю)


Забегаю в суете последних дней на ЛайвЛиб и сразу сюда, ищу ваших дивных рецензий. И как приятно бывает обнаружить, что пришла не напрасно! Здорово, просто здорово. Спасибо, Саша! Теперь у меня совсем другой Ван Гог. Гораздо ярче. Надо будет и книгу прочесть.
А выражение Байрона заставило улыбнуться. Наверное, мои комментарии похожи на попытки отвечать на старые письма. И выглядят так же нелепо:) Но иногда так трудно удержаться!


Светлана, я покраснел как индеец на заре)
Приятно сознавать, что от простых строчек взгляд на человека уже умершего может оказаться другим, более.. стройным, что-ли, светлым.
Я сам давно люблю Ван Гога, но после его писем - он для меня стал ещё ближе.
Если будете читать книгу, уверен, что вам понравится.
Кроме того.. интересно ведь прочитать о жизни человека в письмах, как бы.. из творчества Достоевского.

А выражение Байрона заставило улыбнуться. Наверное, мои комментарии похожи на попытки отвечать на старые письма. И выглядят так же нелепо:)

Светлана, ваши комментарии важны и прелестны всегда!
Кроме того.. как и хорошие комментарии друга, они оставляют приятно послевкусие мысли: и правда, вот такие комментарии, а если обобщить - слова и мысли с нежным опозданием, много говорят о человеке.
Главное - что стираются границы времени и пространства. И просто... на перроне страницы пустой, полной ли от людей, встречаются два чувства, два друга.
Это важно.

Большое спасибо вам, Светлана!


Ох, особенные у Вас всё-таки отзывы на книги, такое не заметить не получится и за этот талант отправляю отдельные плюсы в карму) Но пришла я прокомментировать один тезис, за который зацепился глаз

Апокриф гоголевского сна: ухо невесомо "плыло" по вечерним улицам, и в итоге прибилось к вскрикнувшим рукам проститутки. )

Читала я недавно книгу одной дамы, которая провела добротное такое исследование жизни Ван Гога (даже создала базу данных жителей Арля на 15к человек!), где она обосновывает идею, что отрезанное ухо было вручено вовсе не проститутке Рашель, а работающей горничной в борделе девушке по имени Габриэль. Она там и мотивы такого действия приводит, и звучало все логично, если захочется узнать подробнее, то книга вот - Бернадетт Мерфи - Ухо Ван Гога


Спасибо за внимание и простите за размер рецензии)
Всегда смущаюсь по этому поводу...

где она обосновывает идею, что отрезанное ухо было вручено вовсе не проститутке Рашель, а работающей горничной в борделе девушке по имени Габриэль. Она там и мотивы такого действия приводит, и звучало все логично, если захочется узнать подробнее, то книга вот -

Спасибо за рекомендацию)
Так я уже слышал об этом. Но.. насколько я помню, а помню я вроде хорошо, проститутка и горничная ( вот тут память подводит. Вроде, служанка или что-то вроде этого) это одна и та же девушка.
Просто её в борделе звали Рашель, а в жизни - Габриэль.
Ван Гог её мог знать и по работе в кафе.
Что любопытно, её вроде укусила бешеная собака и на лечение ушли все деньги родителей и её отдали они в бордель, как тогда часто делали, а ей было лет 17-18.
Ван Гог в письмах тоже себя сравнивает с собакой. Несчастной и почти безумной. Забавно..