Больше рецензий

Pochitayez

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 февраля 2012 г. 12:47

2K

5

Ты так легка, ты можешь взлететь,
Но он не позволит - он хочет смотреть.
Коллекционер, он хочет смотреть,
Как твоя жизнь превращается в смерть.

Deadушки. "Коллекционер".



Одно из самых жутких повествований, что я читал за всю свою жизнь!
Тут нет маньяков, крови и экшена. Нет, автор как настоящий мастер, истинный гений и бесспорный талант умудряется сжимать нервы читателя в тугой узел деликатным английским психологизмом.
Это его первый роман. Сложно поверить, что в качестве дебюта можно было создать столь сильное полотно. Возникает такое чувство, будто автор позаимствовал дневники реальных участников событий, настолько они достоверны в психологическом и личностном плане.

О чём же эта книга? - О! Тут можно говорить часами, исписать тонну страниц как по литературе, так и по психологии, включая туда реальных маньяков, которые использовали метод Коллекционера. Тут же я скажу о самом поверхностном и простом. О самом, как мне показалось, важном.
Это книга о Коллекционере. Вы когда-нибудь собирали коллекции гербариев из красивых цветов, коллекции из красивых бабочек, из красивых девушек? Как, последнее вызывает шок, отторжение? Тогда с вами всё в порядке. А вот если не вызывает - прикуйте себя пожалуйста к батарее и съешьте ключ. Коллекционер не маньяк - и это самый страшный факт всего повествования. Он простой обыватель, с его тупой бытовой логикой. Он - простая долбанная сорока, которая тащит к себе в гнездо всё блестящее. Только его не останавливает и то, что блестеть может нечто живое. Его логика неопровержима, его жизненная позиция несвергаема. Он чудовищное порождение человеческого эгоизма и самоуничижения в одном лице. И он поймал себе Бабочку. Он может сколько угодно объяснять себе для чего, обманывать себя, но автор не скрывает простой факт от читателя - ему не нужна любовь или кампания. Он просто хочет смотреть. И его ограниченная логика просто неспособна понять - что Бабочка заключает в себе нечто большее, чем внешность и физику, что она сияет своей душой.
Бабочка же представлена Фаулзом как одухотворённое, но в то же время приземлённое существо. Духовно развитое, умственно прекрасное, душевно сильное, настоящее и живое. Но при этом - абсолютно беззащитное перед Коллекционером. Со всеми своими достоинствами, со своей моралью и красотой - она является для Коллекционера всего лишь идеальной жертвой. Временным сиянием и ничем более. При всей своей многогранности Бабочка так же не способна понять Коллекционера, как и Коллекционер не способен понять Бабочку. За них всё делает философский и природный факт, выделенный автором - идеальный охотник на идеальную жертву. А то, что жертва до самого последнего вздоха хотела жить - только на руку охотнику. Фаулз просто иллюстрирует кошмарную войну внутри человеческого социума. И имя этой войне - непонимание, эгоизм, тупость.

Роман призван не только напугать читателя, он призван заставить задуматься, заглянуть внутрь своего естества и понять других людей. Чтобы жажда понимания и факт непонимания не превратились в тупой кошмар, в дикую жажду индивидуального, скрытого обладания, под маской благих целей.

Никаких грязных мыслей, лишь несколько снимков,
Чтоб навеки тебя удержать.
Никаких грубых слов, только любовь.
Не пытайся от этой любви убежать...

В тайники его снов на самое дно,
Где тебя никогда не увидит никто.
Никаких сожалений, он делал, что мог
Может кто-то другой полюбит его...

Deadушки. "Коллекционер".

Благодарности:
Спасибо огромное читателю Julasic , благодаря которой я вышел на замечательную песню группы Deadушки. Я от неё в восторге! Спасибо)

1 2

Комментарии


Рада, что песня понравилась =) Рецензия отличная!


И игра прикольная, кусок саундтрека из которой цитируется.


Игра?


Эта песня использовалась как саундтрек к "Ядерному Титбиту".


О как! Я этого не знал) Спасибо)


Рецензия хороша, но вот вопрос) В определённых кругах уже довольно давно идёт дискуссия о том, стоит ли жалеть Миранду или она, по большому счёту, ничем не лучше Клегга - только с другой точки зрения. Как вы считаете?)


На мой взгляд не стоит Клегга считать однозначным злом, а Миранду однозначным добром. Книга вообще не о добре и зле. Они - люди, несмотря на некоторые штампы.
Миранда сноб и максималистка. Добрая и прекрасная. Клегг - никакое, бездушное существо. - так? Только мне всё кажется несколько сложнее...

Стоит ли жалеть Миранду - однозначно стоит, потому что никто не заслуживает такой пытки. Она просто совершенно случайно и неосознанно призвала Клегга на свою голову. Он увидел в ней нечто прекрасное, но не увидел человека. Стоит ли её за это винить - конечно же нет. То что она не идеальна это само собой. И ждать от неё идеальности - это быть Клеггом.

К слову - жалко ли мне Клегга? - нет. Он человек не глупый, обеспеченный, склонный к созерцаниям и умеющий ценить красоту. То, что он приговорил к смерти как минимум двух молодых девушек - это чудовищно. И это не заслуживает никакого прощения и не имеет смягчающих обстоятельств вроде абстрактной психической болезни.

А насчёт того, что Миранда ничуть не лучше Клегга - что-то я этого не заметил. Она разве убивала кого-нибудь? Она просто совершенно другая, не похожая на него. Возможно, во взаимодействии она где-то могла его обидеть и оскорбить, но это не сравнимо с тем, что творит Клегг.


Это ясно, что книга не о добре и зле. Книга о добре и зле - это повествование о Кощее Бессмертном, да и тут можно поспорить. в принципе) И да, всё гораздо сложнее, именно об этом я и говорю: Миранда сноб и максималистка, но что привело её к этому? Каковы истоки? Нельзя просто повесить штамп сноба, как на Клегга - штамп бездушного ничтожества. Всё действительно гораздо сложнее.

От Миранды я не жду идеальности, не жду, что она будет Мери Сью и одним взглядом своих небесноголубых глаз растопит и сердце Клегга, и замок на двери. Мне её не было жалко потому что она гордо стояла на своём, не отступалась от принципов (кстати, не своих) и, в общем и целом, при сильном желании и большой доле везения она могла бы освободиться.

Прощения - нет, никакое тяжкое преступление не заслуживает прощения, но хотя бы понимания. Все читатели считают Клегга зверем, монстром, но никто не хочет заглянуть глубже. Ведь он на самом деле одержим, и если бы его поняли - всё могло бы быть иначе. Он расставил сети своего психоза, в которые угодила Миранда - бабочка. Чем больше она трепыхалась - тем больше запутывалась. Каждый раз, когда она срывалась - Клегг терял доверие и нити этой паутины всё больше опутывали её. А ведь она предпринимала попытки его понять и подружиться с ним, но её принципы не давали ей это сделать. И это печально.

Я же сказал - с другой точки зрения. Возможно, я не совсем точно выразился, но не знаю, как иначе. Дело в том, что по-моему она заслуживает сострадания не больше, чем того заслуживает Клегг. Лично мне её поведение не казалось адекватным. Или это уже говорить моя симпатия к душевнобольным в литературе?)


Хм... Вы заставили меня задуматься... Принципы Миранды напоролись на принципы Клегга. Они оба жертвы предрассудков друг друга - вы это хотели сказать? Клегг совершил плохой поступок, но этот поступок, по сути, не был фатальным - фатальным оказалось их неспособность понять друг друга, да? Как Клегга, так и Миранды. Причём её - даже в большей степени, в силу своего умственного и образовательного превосходства.

Что ж, с одной стороны я с вашей точкой зрения абсолютно согласен. Я её даже, как мне показалось, не сильно то и опровергаю в рецензии. Да, я наезжаю на Клегга, но и на Миранду тоже, просто гораздо меньше. Аргументов не было.
С другой же стороны - можно ли винить Миранду - она всего лишь ребёнок? И таки да, в чём то её винить можно, иначе не в чем будет винить и Клегга. Я уже обвинил их обоих в эгоизме и непонимании.

Но я всё таки придерживаюсь позиции, что несмотря ни на что, вина Клегга больше. Это он всё начал. У Миранды были шансы заставить Клегга играть по её правилам, да. Но ей делается скидка - она попала в ситуацию насилия над личностью и растерялась. Хотя может и нет. Может моя симпатия просто на стороне жертвы?)


В общем, да, вы уловили мою мысль. Миранда действительно была умна и образована, снабжена высокими принципами, которых она нахваталась от Ч.В. И будь она чуточку попроще, не ставила себя выше всего на свете - всё могло бы кончиться иначе.

Ну, я и не говорил, что вы что-то опровергаете. Просто задал вопрос, так как по рецензии было видно, что с вами можно будет адекватно поговорить, а наши взгляды расходятся, так что могла выйти хорошая дискуссия. Она и вышла)

Не спорю, всё-таки Клегг - преступник, и тут уже никакие доводы не помогут. А скидку на растерянность, думаю, здесь сделать нельзя, так как в её распоряжении были часы на размышления. Она могла растеряться и запаниковать в первый день, да пусть даже неделю - но у неё было гораздо больше времени. Просто она считала себя выше того, чтобы опустить до уровня Клегга и тем самым, возможно, спасти себя.
Вот так вот, у вас симпатия на стороне жертвы, а у меня - на стороне душевнобольного) И все правы)


Душевнобольной то никак не пострадал, а девушка погибла!


А почему погибла? Потому что сама не предприняла ничего, чтобы спастись - только смотрела на душевнобольного как на ничтожество.


Даже если в том, что случилось 50% её вины, остальные 50% его. Но так как она всё же погибла, а он остался жить, да ещё и строит планы относительно похищения другой девушки, не просите меня жалеть его и не жалеть её. :)


Вот-вот. Как бы она не раздражала, разве можно сказать, что она это заслужила? Мало ли кто кому не нравится! Это же случилось против её воли! Это ведь насилие! И что - если она кому-то несимпатична, то это повод сказать "так ей и надо"?


Не прошу) Просто выражаю своё мнение)


Все читатели считают Клегга зверем, монстром


не все:)
Например, мне импонирует Ваша точка зрения


В другой своей (не художественной) книге - "Аристос" - Фаулз делает разбор "Коллекционера" с философской точки зрения.


Спасибо за информацию. Обязательно Аристос почитаю.

Но только после хотя бы ещё пары романов автора. Люблю сначала сам пытаться осознать автора. Сам, или в живом споре. А потом можно и провериться так сказать)


Воинствующая серость в очередной раз победила красоту, юность,идеализм, и просто женщину. После прочтения Коллекционера я поняла что никогда не возьмусь ее пречитать, и вообще вряд ли возьму что то у Фаулза, (книга ,как редкий деликатес, типа тухлых яиц из Кореи, или прогоркшего сала эскимосов) , 1го раза мне было достаточно.


А ты всё же попробуй "Женщину французского лейтенанта". :)


Про воинствующую серость и просто женщину прочитай мааааленькую пьесу Разумовской "Счастье"...


У Фаулза есть и совсем другие вещи. Мне Коллекционер показался самым тяжелым у него. Кроме "Женщины французского лейтенанта" могу порекомендовать еще очень оригинальную "Мантиссу", а у меня самое любимое " Даниэл Мартинс", это роман, который радикально отличается от Коллекционера.


Пока выбираю между Волхвом, Червём и Дэниэлом Мартином)


Спасибо за прекрасную рецензию!!Давно хочу прочесть эту книгу


Да, роман очень сильный и действительно страшный. Хорошая рецензия. Спасибо. :))


Отличный отзыв! спасибо )


Ваш тоже хорош)


Спасибо за рецензию! Раньше долго сомневалась, начать ли Фаулза именно с "Коллекционера", но теперь точно первой буду читать эту книгу)


Не очень понравился стиль Фаулза в "Женщине французского лейтенанта", но ваша рецензия и дискуссии выше заинтересовали ознакомиться с "Коллекционером".

1 2