25 мая 2020 г. 18:21

1K

4 Лже-Нерон по прозвищу Адольф.

В 1936 году во Франции на суд мировой общественности вышел роман немецкого писателя еврейского происхождения Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон», где автор, лишенный немецкого гражданства, недвусмысленно изобличает рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера. Написанный в жанре пародии исключительно ради того, чтобы выдержать проверку цензуры, роман разоблачает диктаторский режим и пытается дать надежду всем, кто, так или иначе, пострадал от политики нацистской Германии.
Однако, не всякая пародия успешна. Особенно та, где опасения перед цензурой больше, чем желание показать чудовищную правду!
О том, что «Лже-Нерон» - это пародия, читатель узнает с самых первых строк аннотации. Пародийное изображение одного из самых жестоких правителей в истории через призму такого неоднозначного древнеримского императора Нерона не только задает высокую планку для автора, но и способствует развитию интриги. Спустя 13 лет после смерти императора, где не было достойных и пышных похорон, в кругу только самых близких приближенных, проходит слух, что император Нерон – жив. Идеальный двойник, с точной копией манеры речи и поведения, имеет все шансы на успех на внутри- и внешнеполитических аренах. Но каковы будут плоды его правления?..
Когда на руках оказывается пародия, ты ожидаешь искрометного осуждения объекта повествования. Те же самые ожидания присутствовали и при знакомстве с романом Лиона Фейхтвангера. Но писатель, следуя своему холодно-расчетливому и неспешному стилю повествования, не торопится исполнять желание читателя. Медленно и тщательно автор обличает приход национал-социалистической рабочей партии Германии к власти сквозь тернии политических интриг древнего Рима. Фейхтвангер описывает этот исторический период своей родной страны с позиции наблюдателя, осторожно, так как в момент победы нацистов на выборах он уже находился во Франции. Именно этот факт может послужить оправданием отсутствием пародии в начале «Лже-Нерона».
Однако чем дальше заходит повествование, тем сложнее становится находить оправдания для автора. В образе лже-Нерона не так просто усмотреть диктатора Германии. Единственным подтверждением, позволяющим в этом удостовериться, является его манера речи и образ мыслей. Чтобы как-то потешить придирчивых читателей, Фейхтвангер весьма искусно вводит в разговорную речь своих героев основные пропагандистские черты Германии 1930-х годов.

"Гнусный план, - признал в глубине души Варрон, - но план, обдуманный с большим знанием дела, рассчитанный на психологию черни. Какой плодотворной фантазией обладают плебеи!" - подумал он еще раз. Вслух он сказал:
- А не чересчур ли это грубо состряпано, милейший Кнопс?
- Конечно, чересчур, мой Варрон, - ответил Кнопс.
Варрон слегка вздрогнул - даже этот вот позволяет себе в разговоре с ним фамильярное обращение "мой Варрон".
Кнопс между тем продолжал:
- Но в том-то и вся суть, что мы чересчур грубо это преподнесем. Чем грубее ложь, тем скорее в нее поверят, - заключил он убежденно.

Гораздо лучше автору удается раскрывать исторические картины и политические подоплеки правящей власти. Фейхтвангеру, специализирующемуся на исторических романах, не составляет сложности передать атмосферу времени. И вот уже на фоне государственных дел весьма ярко предстает образ нацистской Германии, где каждое слово имеет вес золота, а поговорка «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь», обретает свою роковую для диктаторского режима сущность. При такой недвусмысленной подаче бывший раб, а ныне государственный секретарь Кнопс приобретает явственные черты одного из самых видных деятелей Третьего рейха, чьим мощнейшим оружием было слово… А в капитане Требоне, в ком новоиспеченный император сразу распознал соратника и друга, не составит труда изобличить второго человека Третьего рейха, славящегося большим количеством не всегда справедливо заслуженных наград…
В 1936 году, когда автор увидел выход своего детища на книжные прилавки Франции, оскал национал-социализма только начинал проступать сквозь внутриполитическую ситуацию Германии. Также осторожно, как и в реальности, на страницах романа «Лже-Нерон» все яснее начинают проглядывать главные преступления нацистов против граждан, не угодных режиму. Модернизированная история Фейхтвангера во всем своем гигантском размахе показывает чудовищное наводнение в Апомее, виновниками которого лучше всего было бы выставить христиан… Сквозь защиту пародии Фейхтвангер открыто нападает на нацистский режим, вооружившись реальным историческим фактом и его страшными последствиями.

План Кнопса был таков: чтобы побудить окраинное население Римской Сирии отложиться от правительства Цейона и перейти на сторону законного императора Нерона, нужен был только внешний, каждому понятный предлог, ибо психологически население было к этому подготовлено. Следовательно, дело сводится к тому, чтобы сделать для всех ясным и очевидным один из фактически существовавших предлогов, а это не так уж трудно. Разве, например, бог, называвший себя Христом, не насчитывал на сирийской границе многочисленных последователей, так называемых христиан, которые фанатически ненавидели законного императора Нерона? Разве эти христиане из одной лишь преступной ненависти и фанатизма не подожгли шестнадцать лет тому назад город Рим? По всей вероятности, они и теперь носятся с такими же дерзкими планами, которые поддерживает правительство Цейона, стремящегося расправиться с верным Нерону населением Сирии.

После этого события в своем произведении, Фейхтвангер уже не нуждается в одобрении цензуры. Он прямо обличает лже-Нерона, дает конкретные предпосылки развития внутриполитической ситуации своей страны, и, наконец, наделяет своего главного героя основными чертами характера, которые очень ярко отобразились в заключительный период Второй мировой войны. Фанатизм, вера в собственное превосходство, непреклонное желание двигаться вперед до победного – или иного – конца, ослепляют читателя на последних главах романа-пародии.
Самым главным достоинством романа Лиона Фейхтвангера, на мой взгляд, является изображение краха фашизма. Писатель, не имевший понятия о том, как разовьются исторические события на мировой арене, истинно верил, что диктаторский режим Адольфа Гитлера падет, дав освобождение всем, кто пострадал от его тирании. Поэтому финал романа «Лже-Нерон» пропитан верой в счастливое будущее и неизбежную справедливость. Автор убежден, что зло сгинет, а его последователи получат заслуженное наказание.
Ведь без тьмы не может быть света.
А без зла не может быть добра!
И как показала История, разве это не правда?

Комментарии

Правда!
Не ожидала, что Фейхвангер мог быть таким... обличителем. Он же потом, насколько я помню, бежал из Франции за границу.

0 25.05.20

Да, ты права. Он с женой переехал в США, где жил до самой смерти. Но изобличает он по своему, здесь нет явной и ярой критики.

0 25.05.20

Мне кажется восприятие романа несколько искажается, если в нем видеть не исторический роман, а только пародию, обличение современности. Читатель заранее предвзято ищет в романе все эти намеки, параллели, механистически перенося реалии 30 х годов на древнеримскую историю....

0 26.05.20

Да, наверное, Вы правы. Просто я не любитель исторических художественных романов )

+1 27.05.20