Больше рецензий

22 мая 2020 г. 12:00

397

5 Одна из лучших книг по Расширенной Вселенной

В январе 2004 года Lucasfilm и Del Rey наняли Джеймса Лусено написать приквел к «Мести ситхов». На тот момент Лусено был одним из самых востребованных авторов Расширенной Вселенной. Он принимал самое активное участие в создании серии «Новый орден джедаев» и только недавно справился с крайне ответственной задачей: довольно мастерски увязал все накопившиеся за два десятка книг сюжетные линии в эпическом финале НОДа - «Единой Силе».

Новая задача была столь же важна. Поскольку Лукас в очередной раз собирался воспользоваться своим излюбленным приёмом In medias res и начать повествование в разгар битвы за Корусант, на долю Лусено выпадала обязанность рассказать, какие события привели к такому положению дел и обьяснить, почему вся республиканская армия прошляпила дерзкое похищение Верховного канцлера. Отдельно его попросили раскрыть биографию нового злодея, который появится на экране в третьем эпизоде, - генерала Гривуса.

Лусено получил на руки самую актуальную версию сценария третьего эпизода и два дня провёл на Ранчо Скайуокера в совещаниях с редакторами Del Rey и Lucasfilm и автором новеллизации «Мести ситхов» Мэттом Стовером. Через Стовера же Лусено получил возможность задать все интересующие его вопросы лично Лукасу. И Джордж подробно рассказал все интересующие писателя детали, в частности, описывающие происхождение Гривуса, гибель Сайфо-Диаса и появление армии клонов.

Отправную точку для сюжета Лусено нашёл в сценарии, где в одном из диалогов Энакин и Оби-Ван между делом вспоминали Кейто-Неймодию. Но главную идею автор подсмотрел в Мексике, куда он уехал на пару недель, чтобы в спокойной обстановке поработать над синопсисом романа. Увидев у другого путешественника книгу Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрём», Лусено тут же подумал, а почему бы не написать «Охоту на Сидиуса»?

Планета Кейто Неймодия, заключительные месяцы войны. Во время спешного бегства с планеты вице-король Торговой Федерации Нут Ганрей забывает механическое кресло с голографическим передатчиком, которым он пользовался для связи с Дартом Сидиусом ещё со времён блокады Набу. Кресло попадает в руки республиканской разведки, и джедаи понимают, что это их шанс докопаться до истинных причин войны и поскорее ее закончить. Йода поручает Энакину и Оби-Вану пойти по следу производителей кресла и выяснить, куда он их приведет. А тем временем на Корусанте Бейл Органа и Падме Амидала отчаянно пытаются остановить постепенное превращение Республики в диктатуру.

В своих интервью Лусено не раз говорил, что стремится сделать свои книги максимально кинематографичными, и «Лабиринт зла», пожалуй, самое яркое проявление этого стремления. Книга насыщена яркими и подробными деталями, которые визуализируют в воображении у читателя картинки, ничуть не уступающие по размаху «Мести ситхов». Лусено всего несколькими абзацами рисует крайне атмосферные образы, благодаря чему даже мимолётно встречающиеся в тексте локации предстают обжитыми и давно знакомыми, и ты даже начинаешь жалеть, что визит в это место закончился так быстро.

Лусено копирует многие приёмы самого Лукаса, и повествование ведётся в очень быстром, динамичном темпе, короткие главы обрываются на самом интересном месте, а начинается книга точно также как и третий эпизод - in medias res - в самый разгар штурма Кейто Неймодии. Лусено подыгрывает Джорджу даже в том, что неподготовленный читатель, если случайно возьмёт в руки «Лабиринт зла», даже не поймёт, что канцлер и Сидиус - одно и то же лицо. Более того, автор описывает ход расследования таким образом, что даже когда ты знаешь, чем все обернётся для всех участников конфликта, ты всё равно вовлекаешься в процесс и веришь, что, возможно, в этот раз всё сложится иначе.

Книги Лусено всегда богаты на отсылки к другим произведениям по далёкой-далёкой галактике, и «Лабиринт зла» не исключение. Кажется, автор в тексте успел сослаться на все ранее выходившие книги и комиксы о Войнах клонов. Причём упоминания вписаны в текст настолько органично, что не только не мешают динамике повествования, но и работают на создание целостности вселенной и знакомят читателя с теми событиями, которые он упустил.

Лусено не только расширяет вселенную Джорджа Лукаса, но и углубляет её. По мере того как герои все дальше углубляются в метафорический лабиринт обмана, распутывая клубок лжи, интриг и коварства, ты начинаешь гораздо лучше понимать, сколько усилий Сидиус в осуществление своего великого плана и насколько же быстро он адаптируется, когда череда нелепых и абсолютно непредвиденных случайностей ставит его замыслы под угрозу.

Главные звёзды книги - это Энакин и Оби-Ван. Лусено отлично показывает всю динамику взаимоотношений двух героев, за годы войны превратившихся в слаженную и эффективную команду. Они верят, что так будет всегда, и единственная сложность, с которой им предстоит справиться - это перестать воспринимать себя в рамках отношений учитель/ученик. Однако другие персонажи, в том числе придуманные специально для романа, также описаны весьма ярко и колоритно. Исключение составляет разве что Падме, но сенатору Наберрие в принципе в третьем эпизоде уготована крайне незавидная роль сюжетного элемента, не имеющего самостоятельной ценности.

Резюме: Не зря одним из источников вдохновения Лусено послужила «Охота за «Красным Октябрём». «Лабиринт» действительно словно бы впитал все сильные стороны прозы Тома Клэнси. Это крепко сбитый и очень динамичный политический триллер, в котором увлекательные словесные баталии перемешаются ещё более увлекательными сценами погонь на отдалённых мирах, дуэлей на крыше быстро летящего поезда на магнитной подушке и космических перестрелок.