Больше рецензий

8 мая 2020 г. 15:34

315

5

Вокруг нас постоянно говорят, что нам все время навязывают чужое мнение. Дескать от нас хотят, чтобы мы верили в то или другое, а не верили – в третье или четвертое (в этом месте каждый желающий может подставить тот конкретный Гондурас, который почему-то его беспокоит).
Навязыванием мнения не брезговали в целом никогда, просто раньше информационная среда была пожиже, а скорость распространения оной информации была пониже, и потому это все происходило не так быстро.
В последние же годы нам начали не просто навязывать чужое мнение, а уже перешли к прямому манипулированию и управлению нашим собственным мнением. А главными преуспевающими сторонами в этом деле стали технологические гиганты.
Amazon, Facebook и Google хотят изменить то, что и как мы узнаем и читаем. Эти компании, помимо всего прочего, – крупнейшие посредники, когда-либо известные человечеству. Google помогает нам упорядочивать Интернет, привнося в информацию ощущение иерархичности, Facebook использует свои алгоритмы и глубокое понимание социальных связей, чтобы определить, какие новости нам показывать, Amazon управляет изданием книг за счет подавляющего преимущества на рынке их сбыта.
Технологическим компаниям удалось добиться своей цели и изменить человеческую эволюцию. Мы все стали немного киборгами. Мобильный телефон превратился в продолжение нашей памяти, мы перепоручили основные мыслительные задачи алгоритмам, наши тайны хранятся на чужих серверах, и чужие компьютеры роются в них. Нам следует постоянно помнить, что мы сливаемся не с машинами, а с компаниями, которым принадлежат машины.
Про все эти моменты (и не только про них) можно прочитать в книге Франклина Фоера "Без своего мнения. Как Google, Facebook, Amazon и Apple лишают вас индивидуальности". Он достаточно подробно описывает все, как технологические гиганты управляют нашим поведением и навязывают нам нужное им мнение, отдельно уделяя довольно много внимания вопросам изменения отношения к авторскому праву со стороны крупных технологических компаний – им выгодно сделать так, чтобы авторы не получали прямого дохода с текстов, зато Google, Facebook и Amazon смогут получать доходы с предоставления доступа к ним.
Читается книга легко и интересно, правда ближе к концу автор начинает несколько занудливо по третьему разу повторять одни и те же мысли. В целом же – довольно познавательное чтение про современное состояние информационного мира.