Больше рецензий

ljuba-a

Эксперт

Ворчливый Графоман

6 мая 2020 г. 14:03

731

4 Персики вместо шоколада

Хм, двойственные у меня ощущения после „Персиков“, что иногда случается и с книгами Харрис, но в этом конкретном случае стало неожиданностью.

Коротко о содержании: После событий описанных в „Шоколаде“ прошло 8 лет. Вианн живет в Париже, растит дочек, но неожиданно получает письмо от уже умершей Арманды, которая настоятельно советует ей вернуться в Ланскне, ведь там снова неспокойно и помощь Вианн нужна как никогда. Вианн срывается с места и застает городок в печальном виде: разросшаяся мусульманская община не уживается с кюре Рейно, хоть он, по его словам, и старается быть толерантным. Но, как мы знаем, кюре совсем не умеет выражать теплые чувства, а вот ворчать и хмурится ему удается на все сто, так что не удивительно, что даже либеральные и европеизированные представители мусульманской общины считают, что он затаил зло.

Третья часть (уже тетралогии) гораздо ближе к „Шоколаду“ по стилю, чем „Леденцовые туфельки“ и это меня, честно говоря, немного разочаровало. Вторая книга цикла порадовала меня своей динамичностью, новыми интересными персонажами и сменой локации. В „Персиках для месье кюре“ мало динамики и событий, в главах от лица Вианн слишком много рефлексии, из-за чего они кажутся затянутыми. По факту, почти в каждой главе Вианн прокручивает одни и те же мысли в голове, возвращается к тем же страхам, которые преследовали ее на протяжении всего цикла. Хотелось бы увидеть рост героини, учитывая, что сама она говорит о переменах в своем мировоззрении. Но за переливаниями из пустого в порожнее Вианн совсем потерялась и поблекла. Любой другой персонаж этой книги гораздо интереснее главной героини, даже уже умершая Арманда.

Меня немного разочаровало практически полное отсутствие шоколада и описаний его приготовления, те жалкие пара сцен не в счет. Помню как исходила слюной, когда читала первые две книги. В этот раз обошлось без массового поглощения мною шоколада…правда, персиков захотелось. Это, конечно, не критично, но почему-то лишило книгу того обаяния, присущего работам Харрис. Мне не хватило атмосферы тепла и уюта, а вот холода и отчуждения в этой книге много.

Очередным сюрпризом, в этот раз приятным, стали для меня главы от лица месье кюре, которые мне очень понравились. В них действительно прослеживается рост героя, но самое интересное - разница в самоощущении Рейно и том, как воспринимают его действия и слова другие. Тут Харрис идеально смогла передать, что недостаток коммуникации может иметь печальные последствия. Ну и то, что каждый человек воспринимает мир иначе, и то, что для кюре является нормальным и само собой разумеющимся, не является нормальным для другого человека.

Во второй половине книги появляется какая-никакая динамика, тайны начинают вылезать наружу, одна за другой, и чтение захватывает. А вот концовка меня разочаровала. Это как раз тот случай, когда автор не знала как наказать злодея и сделала ход из разряда „накажи себя сам“.

В целом я не могу сказать, что книга плоха или намного слабее предыдущих двух, в ней есть (своеобразная) атмосфера затишья перед бурей, интересное противостояние культур, позволяющее немного заглянуть под чадру и убедиться, что люди везде одинаковые, даже если их религия и культура не понятны, общие черты и интересы всегда найдутся. Есть в ней место и шуткам, и грусти, и добру, но и кое-чего не хватило, например, роста героев, шоколада, а так же сильной концовки.