Больше рецензий

polina_ts

Эксперт

Чукча не писатель, чукча - читатель.

4 мая 2020 г. 00:58

535

3

Знаете, меня всегда удивляло, почему «Путешествия Гулливера» Свифта читают дети как сказку, а весь остальной спектр "вымышленных путешествий" в литературе идет как взрослое и серьезное, хотя по сути это книги одного уровня. Интересовало меня это всегда исключительно гипотетически, так как в западной литературе я плаваю очень сильно. Но раз уж мне попалась в игре эта книга, давайте разбираться.

Википедия нам говорит (я же сказала, что я плаваю! Вот и пришлось обращаться хоть куда-то за общим представлением!), что непосредственным предшественником этой книги был «Человек на Луне» Годвина (главный герой которой появляется на страницах этой книги, кстати), а ей, в свою очередь вдохновлялись уже на написание «Путешествий Гулливера» Свифт и на «Микромегас» Вольтер . А еще пародия на эти путешествия появляется в «Дон Кихоте» (кому интересно, Глава XLI. "О том, как появился Клавиленьо, и о том, чем кончилось затянувшееся это приключение"). Справка закончена, теперь вы знаете ровно столько же, сколько и я (а с шансами, еще больше).

Так вот, хотя все это современному читателю кажется наивным до трогательности, конечно, это вполне себе передовое для тех времен философское произведение. Автор критикует имеющиеся у его современников нравы (к примеру, почитание пожилых), разбирает представления о строении Вселенной и даже высказывает футуристические прогнозы (к примеру, описывает аудиокниги - миленько же!). В истории физики я плаваю еще больше, чем в истории литературы, но как я понимаю, для его времени понимание, что материя в основном состоит из пустот, является передовым, пусть и доказывает он это в основном теоретическим методом (еще и больше с точки зрения философии, чем физики), из эмпирических пользуясь только наблюдением.

Я без проблем могу оценить значимость этого произведения, но читатель я современный. А для нас - это скорее «Приключения Мюнхаузена» на минималках, потому что харизмы в главном герое мало (тут понятно - он скорее наблюдатель, чем главный герой, но все же скучновато), оригинальности не хватает, а сатира... Сатира - предмет слишком чувствительный ко времени и пространству. Конечно, какие-то "общечеловеческие" качества тоже можно обсмеивать, что он и делает, но все же это недостаточно тонко и точно получается, а для сатиры это важно.

В итоге мы имеем вроде как значимый памятник литературы, но на практике скучноватую, зато короткую книжку. Не то, чтобы вы много приобретете при прочтении, но зато и времени не потеряете особо.

ДП-2020, "Долгая прогулка и РИ"