Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2020 г. 12:33

2K

2 От девятки до валета или О пользе Википедии

Об авторе
Елена Съянова (настоящее имя – Елена Евгеньевна Терентьева), переводчик по образованию, а в начале нулевых открывшая в себе талант писателя-фантаста, историка и сценариста (Господи, спаси мою душу грешную, теперь я понимаю, кто пишет сценарии к российским историческим сериалам), равно как и радиоведущая, и даже член «Русского общества по изучению проблем Атлантиды и Лемурии» (РОИПАИЛ) презентовала даже не то чтоб книжку, а тоненькую брошюрку назвав её «Десятка из колода Гитлера». О названии ещё поговорим. Как любой писатель, занимающийся проблемами Третьего Рейха, она попадает в ловушку – в эту же ловушку попадают люди, которые изучают, например, проблемы гомосексуальности – им приходится или декларировать свою приверженность тому, что они изучают, но тем самым чрезвычайно сильно подрывая доверие к своей точке зрения; либо же не менее яростно дистанцироваться от изучаемой темы, в результате чего становится ещё пикантнее – человек, который ненавидит Третий Рейх, пишет и пишет по нему, пишет и пишет. Странно встретить специалиста по Достоевскому, который ненавидит Достоевского – обычно литературовед какого-то конкретного писателя ещё и поклонник. Но вот в вопросах Третьего Рейха иначе не получается. Поэтому книга уважаемого автора будет обязательно перемежевываться заклинаниями о том, насколько ей отвратительные изучаемые персонаж (спойлер: не отвратительны).
О творческом методе автора следует сказать отдельно - мне прочитанное напомнило книжные развалы начала 00-х, где немолодые мужички лет за 50 на расстеленных половиках презентовали книги об истории войны, а точнее об истории второй мировой войны, а точнее о Третьем Рейхе. Майн Кампф там, конечно, никто не выкладывал на всеобщее обозрение – но убеждён, он у них был, и мог быть продан при должном желании покупателя, при условии прохождения визуальной проверки на благонадёжность (категорически не понимаю, кому может понравиться Майн Кампф – более унылого произведения на подобную тематику встретить не получилось). Короче, и автор, и её произведение вызвали во мне именно эти ассоциации, почти двадцатилетней давности.

Третий Рейх
Любовь к Третьему Рейху в СССР, позже в России, проистекает из одного источника – из фильма Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», хотя даже не из самого фильма, а из мужчин, играющих в фильме, и того, насколько сексуально на них сидит нацистская форма. Интерес автора, судя по всему, проистекает именно отсюда – по крайней мере сама по себя фабула, которую она декларирует, пугает своей примитивность – показать, что люди, осуществлявшие руководство Третьим Рейхом, были не выродки с капающей кровью с клыков, а, при проверке, вполне обычными людьми – открытие на 1000 баллов из 100. Понятно, что с такой фабулой подходить к теме Третьего Рейха совсем не стоит – иначе результат получится соответствующий.
Совершенно очевидно, что Третий Рейх автора интересует, но сознаться в своей любви она не может – в результате она то и дело срывается на деланные, и не очень искренние проклятия, в духе пятиминуток ненависти Оруэлла. Зачем это сделано – все-таки не до конца понятно, т.к. мало того, что автор пишет о соответствующей теме – но и читатель, который возьмёт в руки данную книгу, тоже интересуется соответствующей темой. И убеждать читателя, которые читает книгу про окружение Гитлера, что Гитлер не очень хороший человек, как-то странно.

Подбор персоналий
Самое ужасное в этой книге даже не мотивация автора, и не тон автора (о нём ниже) – а подбор персоналий. «Десятка» из колоды Гитлера, как по мне, намекает на ближайшее окружение Гитлера – и на самом деле это интересно было почитать. В конце концов надо же выходить за рамки предложенных тем же Юлианом Семёновым и воплощёнными Лиозновой кратких биографических справок относительно Гимлера, Геббельса, Бормана и Геринга (помню, как удивился, когда узнал из фильма, что никто из высших партийных чинов Третьего Рейха не имел даже высшего образования – за исключением Шпеера и Шахта. Осталось загадка, как же Геббельс смог стать доктором искусствоведения без высшего образования (ну вы поняли, что это косяк, и здесь в фильме ошибка – ошибок там просто гигантское количество).
Первые же три фамилии заставляют настроиться на нужный лад – и Рудольф Гесс, и Альберт Шпеер, и Юлиус Штрейхер сыграли пусть и разные, но значимые роли и в судьбе Гитлера, и в судьбе Третьего Рейха (пусть и в разные периоды). Но когда дело дошло до Венка как-то начинаешь чесать голову – да, талантливый военачальник, но один из многих. Серьёзной роли в жизни Гитлера он не сыграл, человеком был, судя по всему, достаточно приличным, освободили в 1947-м году, прожил ещё лет 40, пока спокойно не умер своей смертью. С Гитлером его связывает разве что то, что фюрер в Берлине очень надеялся, что контратака Венка отбросит советские войска и восстановит положение, чего не произошло. Очень странно читать именно про фигуру Вальтера Венка – он не был из «колоды Гитлера», он был скорее из колоды «немецкой военщины». Ещё страннее было прочитать пространную статью про Эрхарда Мильха.
Вообще, автора носит «от Адама до Потсдама», и если своей целью автор ставила «показать разных людей» - то реализовываться данная цель должна была не через сваливание в кучу каждого встречного-поперечного. В общем, подбор кандидатур вызывает очень большие сомнения.

Стилистика
Автор не забывает о своём главном методическом приёме – ты должен, чтоб тебя не заподозрили в симпатиях к нацистам (кто ж заподозрит в симпатиях к нацизму человека, который написал ряд книг про Третий Рейх? Конечно никто!), обязательно ругать своих персонажей. В результате получается очень уж странно – вот Роберт Лей. Прям слова хорошего про него сказать не получается в главе про Роберта Лея. Но в других главах, посвященных другим персонажам – о Лее будет сказано много хорошего. Так же и про Шпеера – хорошее про Шпеера будет везде, кроме главы про Шпеера. Кстати автор категорически отказывается доверять мемуарам Шпеера, и старательно пытается убедить читателя, что Шпеер в мемуарах всё наврал. Будто для кого-то это секрет. Возникает некая странная, шизофреническая стилистика, которая вроде как просто объясняется, но которая не добавляет стройности и так достаточно хаотичному повествованию. В итоге то, что не уничтожено подбором персонажей, убивается тоном автора.

О пользе Википедии
Каких-то персонажей знал достаточно хорошо – каких-то не очень. Перед началом этой рецензии решил полистать Википедию (признаюсь, была у меня задумка, написать самому короткие очерки о каждом), и с ужасом обнаружил, что в книге нас встречают просто пересказанные статьи из Википедии. Я не берусь судить, кто у кого слизал – но, и это сложно трактовать как-то иначе, статьи в Википедии читаются намного лучше и лаконичнее, чем данный труд автора. Если захотите узнать что-то про персонажей данной книги – просто прочтите статьи про них в Вики (никогда не думал, что скажу подобное). Сэкономите уйму времени и сил. Ах да, в приложения, ради расширения объёма, автор воткнула всё что могла – вплоть до Нюренбергского обвинительного заключения. За такие способы нагона текста я всегда снимаю звезду – но тогда бы в книге была 1-а звезда. Пощадим, и за это звезду не снимем – пусть их будет две.

Комментарии


мужчин, играющих в фильме, и того, насколько сексуально на них сидит нацистская форма

Это скорее спасибо Карлу Дибичу, придумавшему такую эффектную форму для СС. Ну, и Хуго Боссу, пошившему эту форму.


Не без этого. Но презентовали эту форму для советского человека именно в Семнадцати мгновениях весны.


С этим не поспоришь


Как любой писатель, занимающийся проблемами Третьего Рейха, она попадает в ловушку – в эту же ловушку попадают люди, которые изучают, например, проблемы гомосексуальности – им приходится или декларировать свою приверженность тому, что они изучают, но тем самым чрезвычайно сильно подрывая доверие к своей точке зрения; либо же не менее яростно дистанцироваться от изучаемой темы, в результате чего становится ещё пикантнее – человек, который ненавидит Третий Рейх, пишет и пишет по нему, пишет и пишет.


Такое мог написать только русский.


в эту же ловушку попадают люди, которые изучают, например, проблемы гомосексуальности – им приходится или декларировать свою приверженность тому, что они изучают, но тем самым чрезвычайно сильно подрывая доверие к своей точке зрения


Да ладно, никогда не замечала, чтобы женщина, симпатизирующая геям или сам мужчина-гей что-то там подрывал(а) к своей точке зрения. Подрывают доверие к своей точке зрения как раз люди, которые относятся к ним негативно.

И да, никаких проблем в гомосексуальности я тут не вижу. Такое мог написать только русский. Любой нормальный человек написал бы хотя бы "вопросы". Иными словами, лайвлиб - это какое-то сборище зашоренных деградантов, которые сидят в своём домике и думают, что они очень умные и могут судить о других с какой-то очень высокой колокольни. Поднимите голову - вы не наверху.


У вас явно чешется и национальный вопрос, и вопрос ориентации. Можете почесать здесь, коли уж чешется, не стесняйтесь. :-)
Правда пассажи "такое мог написать только русский" сразу же объединяют вас с теми самыми деградантами, от которых вы пытаетесь абстрагироваться. Не льстите себе - вы вместе с нами, деградантами. :-)


В конце концов надо же выходить за рамки предложенных тем же Юлианом Семёновым и воплощёнными Лиозновой кратких биографических справок относительно Гимлера, Геббельса, Бормана и Геринга (помню, как удивился, когда узнал из фильма, что никто из высших партийных чинов Третьего Рейха не имел даже высшего образования – за исключением Шпеера и Шахта.

Шахт? Это случайно не глава Центробанка Германии (Рейхсбанк) после Первой мировой войны (данная фамилия фигурирует в книге «Повелители финансов. Банкиры, перевернувшие мир»)? Если это он, то он был несколько раз оправдан после войны, а, следовательно, у меня возникает следующий вопрос: был ли он тогда одним из высших партийных чинов?

«В конце концов Шахта и фон Папена оправдали на том основании, что, когда разразилась война, они уже не занимали официальных постов в нацистском руководстве. Всего три дня спустя Шахт был вновь арестован по приказу нового правительства Баварии и предстал перед судом по денацификации; пять раз его пытались осудить, но обвинение так и не было доказано, и в 1950 г. Шахта отпустили на все четыре стороны» Повелители финансов: Банкиры, перевернувшие мир. Л. Ахамед


Ну, Шахт был одним из главных организаторов экономики нацистской Германии. Да и съехал он с темы поздно - году в 43м. Так что вполне можно его туда отнести.

«Он так никогда и не вступил в нацистскую партию, как не вошёл и в ближний круг Гитлера. Но чем больше нацистский режим злоупотреблял властью, тем острее чувствовал Шахт, что ему не по пути с теми, кто правит бал в его стране». И далее автор пишет, что в конце 1930-х Шахт был снят с должности президента имперского Центробанка, получив взамен чисто номинальную должность министра без портфеля. Это стало точкой в карьере Шахта.
«В предвоенные годы Шахт стоял за кулисами нескольких заговоров консервативных политиков и представителей немецкого бизнеса, ставивших целью сместить Гитлера».

«Когда разразилась война, Шахт почёл за благо удалиться в своё сельское поместье, подальше от интриг официального Берлина».
….
«20 июля 1944 года в тюрьму попал и сам Шахт – не потому, что против него были обнаружены какие-нибудь улики, а в силу его потенциальной полезности для нацистов в качестве заложника или посредника на переговорах с союзниками, которые могли потребоваться в скором будущем. Сначала Шахт содержался в берлинской тюрьме, а в апреле 1945 года был переведён в концлагерь Дахау».


Роберт Лей, когда рассказывали о лагерях смерти на Нюренбергском процессе, плакал, падал в обморок, кричал что он об этом ничего не знал, а в камере, куда его отвели - оставил предсмертную записку, и покончил с собой.
Мюллер долгое время не вступал в партию, а когда уже стал главой гестапо в Баварии (если не ошибаюсь), и наконец вступил, на него накатали жалобу, что он никакой не нацист, а партию использует для карьерного роста. Что не помешало ему вырасти сразу на три звания в ближайшем будущем.
НСДАП и Третий Рейх были совсем не монолитом. И у Геринга маршалом был еврей, и многие евреи-банкиры спокойно делали свои дела в Третьем Рейхе, и ничего страшного. Даже тот же Шпеер - назвать его прям идеологическим нацистом я бы поостерёгся.


Честно сказать, не улавливаю суть вашего комментария.
Шахт не мог быть «высшим партийным чиновником», не только по той причине, что он никогда и не входил в партию, но его и в Третьем Рейхе никто не считал за равного, ибо он, как пишет автор книги «Повелители финансов», сам старался дистанцироваться от таких людей как Гиммлер, Геринг и Геббельс. Во-вторых, Шахт уже в 1937 году лишается поста рейхминистра экономики, а через два года он теряет и пост президента имперского Центробанка. Учитывая, что он получил пост рейхминистра экономики в 1934, не очень-то он и много провёл у власти. В-третьих, все суды оправдали Шахта. В-четвёртых, после всех судов он начал новую жизнь и новую карьеру став консультировать правительства Индонезии, Египта и Ирана. Никто, включая Израиль и СССР, не пытался привлечь его к суду или убить. Поэтому если у всех обвинителей Шахта не нашлось доказательств его вины и, учитывая, что после этого его никто не преследовал и даже более того, он делал новую карьеру, мы никак не можем назвать его «высшим партийным чиновником».
Возможно, я что-то не знаю о Шахте и буду вам благодарен, если вы просветите меня. Пока же факты говорят о том, что он был очарован Гитлером ровно настолько насколько многие другие в его время, включая, кстати, и тов. Сталина, на которого осознание пришло намного позже, чем на Шахта. Я уж молчу про других людей, которые тоже работали во время правления нацистов (Шанель).
P.S. Сравнивать людей, у которых были руки в крови (глава гестапо в Баварии) и чиновника из Центробанка, это, по моему мнению, сильно нерелевантно.


Ааа, так вы про цитату. Это ж дословная цитата из Семнадцати мгновений весны. Там косяков и так дикая куча.

Любовь к Третьему Рейху в СССР, позже в России, проистекает из одного источника – из фильма Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», хотя даже не из самого фильма, а из мужчин, играющих в фильме, и того, насколько сексуально на них сидит нацистская форма.

Не возьмусь судить о причинах интереса к Рейху в СССР. Я тогда не жил (больше скажу, я и "17 мгновений"-то не смотрел. Только читал).

Если говорить об интересе со стороны моего поколения и тех, кто младше, то причин несколько.
1. Феномен запретного плода. Запрещено - значит, интересно. Сюда же присоединяются подростковые протест и желание эпатажа.
2. Эстетика. Форма красивая, техника красивая, оружие красивое. У нас всё это зачастую было несколько грубовато.
3. Часть общего интереса к Германии, её истории и культуре. С другой стороны, если подумать, то интерес к истории Германии чаще всего ограничивается кайзеровским и гитлеровским периодами.

Думаю, что важнее всего феномен запретного плода. Проще говоря, если бы эта тема не табуировалась так старательно, то интереса к ней было бы намного меньше.

Как любой писатель, занимающийся проблемами Третьего Рейха, она попадает в ловушку – <...> приходится <...> яростно дистанцироваться от изучаемой темы


Смех смехом, но я с этой проблемой столкнулся, когда писал рецензии на книги о "Бисмарке" и "Атлантисе". Да и в рецензии на Тимура Вермеша, пожалуй, тоже. Подумав, решил, что если симпатии к Гитлеру и его государству у меня нет, то и доказывать её отсутствие и оправдывать свой интерес я не обязан. И всё равно, каждый раз возникало желание что-то сказать на эту тему.

З. Ы. Насколько же чудовищен новый интерфейс комментариев...


На самом деле эстетический интерес к Третьему Рейху он сильно объясним. Не знаю, насколько интерес к Третьему Рейху может быть обусловлен историей Германии - это относится ко всем сложностям, когда мы говорим именно об истории "Германии" (позднее образование, на самом то деле). Но эстетически - вполне.
А лёгкое неудобство при написании очерков по подобным темам да, испытываешь.


мы говорим именно об истории "Германии" (позднее образование, на самом то деле)

Об этом я и сказал, что интерес к Германии часто ограничивается кайзеровским и гитлеровским периодами. До Бисмарка не было Германии как таковой, а после 1945-го история этой страны довольно скучна...


Тут, конечно, можно углубиться в дискуссию, насколько "История Германии" и "История Третьего Рейха" являются частями друг-друга. Знаю немцев, которые стремятся абстрагироваться от последней. Впрочем, такая точка зрения на этот вопрос в Германии всё-таки маргинальна.


"...Майн Кампф там, конечно, никто не выкладывал на всеобщее обозрение" - я видел один раз в 1990-х, причём где-то в самом центре Москвы. У музея Маяковского, если мне память не изменяет.


А он тогда ещё вроде и не был запрещён. Т.е. он был при СССР, а в России его запретить спохватились не сразу, насколько я помню.