Больше рецензий

19 января 2012 г. 00:09

461

3

Первая часть трилогии — «Крыса».
Вторая часть трилогии — «Тень крысолова».
Если надумаете пройти по ссылкам на эти две рецензии, то рекомендую сделать это в обратном порядке, потому что именно так я их писала. Здесь же про завершающую часть трилогии, которая отдельной книгой ещё не издавалась.

Итак, «Цивилизация птиц».

Птицы всегда казались людям существами необыкновенными - нам казалось, что они ближе всех к Богу. Разве не птица - символ свободы? Символ возможности свободного выбора, возможности спасения бегством... Ведь мы же завидуем птицам, завидуем тому, что у них есть крылья, способные унести их куда угодно - такие крылья, о которых мы, запертые в салонах самолетов, не можем даже мечтать. Во сне мы часто превращаемся в птиц - порхаем, улетаем, возвращаемся, кружим над нашими жизнями, над вершинами и пропастями, над границами и стенами, познаем самые бескрайние бездны. И как бы нас ни пугали глубины наших снов, мы все же не можем не восхищаться силой и красотой собственных крыльев. Наяву большинство из нас к птицам совершенно равнодушны, ведь пернатые ничего не значат, не играют существенной роли в жизни человека. Трассы птичьих перелетов и наши жизненные пути не пересекаются...


А на самом деле, третья часть не слишком сильно отличается от двух предыдущих, в которых действовали не птицы, а крысы. Те же самые мысли, то же самое описание животного «внутрикорпоративного» быта: секс, голод, ревность, борьба за власть и территорию, страх перед более сильными, угнетение более слабых. Правда, кое-что всё-таки усложнилось и развилось.

Первое изменение. В романе чуть более сложная структура: не один главный герой, а несколько, пересекающихся между собой и принадлежащих к разным видам пернатых. Соответственно, их видение ситуации и способы существования значительно отличаются.

Второе изменение. Если в первых двух частях трилогии мир был реалистичным, хотя и происходила иногда путаница во времени и пространстве, то здесь чистой воды фантастика (которая, впрочем, может стать и нефантастичной когда-нибудь): мир после того, как люди в нём вымерли (хотя вскользь упоминается, что кому-то удалось спастись на ракете), причём конкретная причина не указывается, люди умерли мгновенно, хотя многие другие млекопитающие остались. Забавно прослеживать мысли птиц по поводу изображений и статуй крылатых ангелов: полуптиц-полулюдей в их понимании.

Третье изменение. Кроме чистой воды описаловки действий персонажей добавлены ещё и их философские (насколько это может быть философским у голубя) мысли и идея большого и прозрачного вселенского разума, который перемещается над руинами городов в образе гигантской призрачной птицы (да, я тоже не понимаю, как у разума может быть какой-то образ, но это всё уже непонятные тонкости) и сокрушается.

Всё. Основная идея, что люди сами ведут себя в бездонную пропасть забвения, что мир вокруг нас грязный и неприятный и т.д. и т.п., не изменилась и, пожалуй, не получила развития. Поэтому честно советую вам прочитать только вторую часть трилогии, как наиболее сильную, первую скучную не читать вообще (и уж тем более не читать первой по порядку), а про птиц... Ну, если только очень-очень захочется ещё раз увидеть то же самое не про мохнатых-хвостатых, а про пернатых-крылатых.

Кстати, как мне показалось, русские издатели дали трилогии довольно удачное название «Страх», хотя сохранили и авторское — «Безымянная трилогия».