Больше рецензий
15 января 2012 г. 14:40
2K
1
РецензияИ я, между прочим, вполне за них счастлива.
За них. Таких влюбленных, нет слов.
Ну таких влюбленных, что тошнит.
Блевать, если честно, хочется — таких влюбленных.
Вообще Картер мне бы и в голову читать не пришло. Так просто вышло. Временами хочется какого-то очень треша, чтобы внятно видеть черту между тем, что мне нравится, и тем, что нет. Обычно я беру какой-нибудь псевдонаучный нон-фикшн: о женщинах, образовании и всем таком прочем.
А вот к Картер я оказалась совсем неподготовлена.
Поэтому лулзов словить не удалось: вместо этого мне хотелось вырвать себе глаза, разучиться читать, стереть память или просто поплакать кровавыми слезами.
Но читать все же пришлось.
Итак, чем радует читателя Анджела Картер:
Анджела Картер создает девочек-мерисьюшечек и знает много всяких слов. Она знает сказки Шарля Перро и даже несколько других сказок. Она знает, кто такие Дебюсси, Гюисманс, Гюстав Моро и прочие всякие возвышенные имена.
Если убрать из любой из сказок Анджелы Картер финтифлюшки, сюжета в них почти не останется. То есть, даже сказочного почти не останется. Это печально.
Анджела Картер умеет вводить в ступор своей метафоричностью:
Вот это отрывок из ее сказки, наполненной "рашен экзотик":
Когда мы уезжали из России, мы владели тучными землями, синими лесами, где бродили медведи и дикие кабаны, крепостными крестьянами, пшеничными полями, фермами, у нас были любимые мною лошади, белые ночи прохладного лета, фейерверки северного сияния.
Разве не в погоне за таким чудом приехали мы сюда из страны медведей и звездопадов?
А вот так она развлекается, описывая разные штуки:
густым и водянистым вкусом
в зеленых, как агат, глазах
Последнее вынесло особенно. Я-то всю жизнь думала, что агат черный. Но я пошла и спросила у гугла, и гугл сказал мне, что агат - он всякий. Он может быть синий, зеленый. желтый, черный, многослойный. Словом, если вам когда-нибудь нужно будет сравнить какой-то цвет с красивым камешком - выбирайте агат, не прогадаете.
Вот так выглядят суровые девочки Анджелы Картер:
Зверь хотел вцепиться ей в горло, как делают все волки, но девочка с размаху ударила отцовским ножом и отрубила ей правую переднюю лапу.
Вот так вот - с костью, с сухожилиями. Чик ножиком - и нету лапы.
...она — дочь богатого чайного плантатора — надевала с тех давних, лихих времен в Индокитае. Моя неукротимая мама, с ее орлиным носом… ну какая другая студентка консерватории могла бы похвастать, что ее мать когда-то дала отпор своре китайских пиратов, ухаживала за больными в деревнях во время чумного поветрия, своей рукой застрелила тигра-людоеда — и все это будучи моложе моих нынешних лет
Анджела Картер не следит за тем, как именно рассказывает историю. Она перескакивает с одного типа повествования на другой, иногда даже не затрудняя себя тем, чтобы начать новое предложение.
Понятно, что когда переписываешь известные сюжеты, цеплять нужно новой точкой зрения и тем, как ты это делаешь.
Вот Картер - она делает ставку именно на то, как она рассказывает. Но вместо "как" у нее получается - "сколько красивых вещей вокруг героев". И вещей этих ну просто чересчур много. Так много, что читая очередное, якобы взывающее к синестезийным ощущениям, перечисление или описание, я держала себя в тонусе только цитатой из Горалик, которую вынесла в эпиграф. Это как сладкая вата - воздушно и миленько, но на деле просто жженый сахар.
На самом деле больше всего это напоминает знаете, серию фанфичеков какой-нибудь юной рафинированной девы, которая впихивает много красивых слов и вещей и рассчитывает, что это покроет сюжетные баги.
Но нет, не покроет.
Но самом деле, пока я читала этот сборник, я была уверена, что весь тираж стоило бы сжечь и оставить только один экземпляр - поместив его в палату мер и весов под грифом - ужасная-ужасная-ужасная-книга.
Но когда я ее дочитала я вижу еще одну причину, по которой она должна существовать.
Этот сборник - настоящий клондайк для всех, жаждущих испытать себя на поле феминистической литературной критики: тут есть девушки, которые открывают свою настоящую сущность, девушки, которые становятся женщинами, девушки, которые не дают себя поймать и все такое прочее.
Словом, это идеальная книга для литературной аутопсии.
И ничего более.
Комментарии
Спасибо, честно спасибо. А то я думала, что я одна такая, не осознавшая красоты данного сборника.
Да, я когда увидела эту кучу хороших рецензий тоже стала думать, что это со мной не все в порядке)
Но что же - даже если уж со мной не все порядке, это тоже не повод молчать)
золотые слова))))
Это не финтифлюшечки, а работа с текстом на высочайшем уровне. Жаль, что не понравилось, но зачем же глупости говорить. Почитайте про неё где-нибудь
А глупости - это все, где Картер не восхваляют?
Я не верю в тексты, где форма настолько преобладает над содержанием.
Да, это вполне очевидно не мой автор. Часть из того, что мне в ее рассказах не понравилась, я написала в рецензии. Остается, похоже, только радоваться, что не все работают с текстом так же, как она.
Глупости - это говорить, что она создает мерисьюшечек, что без финтифлюшечек от её текста не остаётся ничего и что она знает возвышенные имена и красивые слова.
Такое впечатление, что вы пишете о какой-то однодневной фэнтезийной авторице с амбициями. Картер уже давно состоялась как автор и своё признание получила.
Можно и не восхвалять, но см. выше
Тогда, думаю, еще и без моего признания она вполне проживет.
Во-первых, в том, что она знает возвышенные имена и красивые слова я ее не обвиняю - сложно кого-то за такое гнобить. Но то, как она упорно насыщает ими Синюю бороду утомляет - и не добавляет к тексту ничего.
Ее женские персонажи, которые появляются в этом сборнике все как один обладают таинственнойТМ силой, которая никак ни подтверждается, ни объясняется, все чувствуют мир на порядок лучше всех остальных людей. Ну, не знаю. Опять же, ну, дочь плантатора, которая внезапно убивала тигра-людоеда и побеждала пиратов...
Да, в 1979 это возможно было свежо и ново.
Но теперь это действительно выглядит именно как однодневная фентезийщина: героини прекрасны как солнце, и автор находит спасение от сюжетных косяков в описании одежды и декораций.
И - да - если убрать из ее рассказов все украшательства, рассказов не останется. Печально, но это так.
Она уже умерла, что ей сделается, да
Как хорошо, что вы, насколько я понимаю, до других её книг не добрались. Представляю этот психоанализ после.
Понятно, что всё вышеперечисленное вам могло не нравиться, но вы, кажется, слишком серьёзно подходите к сказочному хулиганству - я бы так обозначила жанр этой книги. Это просто стилизация в её стиле, не больше того.
Знаю, что умерла. Но не слышала о том, что о книгах мертвых авторов нельзя говорить плохо.
Вообще, как выяснилось, у меня дома еще ее Ночи в цирке валяются. А я, возможно, к сожалению, читаю все, что покупаю и все, что скачиваю.
Так что еще доберусь, полагаю)
Ну, раз вас молния еще не поразила, значит, плохо говорить можно. Но я-то против, потому что уважаю и люблю Картер. Настаиваю, что это не финтифлюшечки у неё, а образ мысли
Если надумаете что-то еще у неё прочесть - лучше не про цирк, а "Адские машины желания доктора Хоффмана" взять, правда, эта книга изрядно шокирует.
я все-таки считаю, что многое из того, что Вы привели в примерах, можно с уверенностью списать на неумелого переводчика.
Нужно будет самой прочитать (давно уже поглядываю на этот сборник) и посмотреть, так ли страшен серый волк :)
Возможно.
Думаю, если когда-нибудь снова случиться читать - попробую в оригинале.
А мне вот это понравилось- очень поэтично о России, это лучше,чем страна медведей и диких людей с безжалостными стальными глазами (чаще такая версия)))
а мне понравилось все то, что вы отметили в минусах. И то, как представлена была Россия в одной из "сказок". И "густой водянистый вкус". Ощущение, что захотелось придраться.
Ну, просто мое знание семантики отрицает возможно одновременно густого и водянистого вкуса. Потому что густой=насыщенный, а водянистый=ненасыщенный.
Ну, ядам дазайн, в общем. Я как бы понимаю, что при таком количестве положительных рецензий мне особо ловить нечего)
Кокетство какое-то. Ни одна положительная рецензия на Картер столько плюсиков не собрала. Есть, чем гордиться
Пф, да ладно.
Все знают, что плюсики автоматически добавляются, стоит рецензии попасть на главную.
Я просто реально смотрю на вещи
Ну хоть кто-то смотрит реально
Да, действительно, а давайте жечь тиражи тех авторов, кто вам не по нраву. А тем читателям, кому нравится эта чепуха, им можно просто разъяснить, что они ошибаются.
М, нет, спасибо. Я на личности переходить не буду.
Мне не нравится текст. Про читателей я ничего не говорю.
И молниями тоже никому не угрожаю, ага)
Оксюморон, есть такой приём... (уж не знаю, насколько перевод с оригиналом соотносится)
Спасибо за рецензию - повеселила. Думаю, вы сэкономили мне один-два свободных вечера.
Пожалуйста)
Но вообще я противник составления мнений из рецензий. Свое мнение оно все же важнее)
Согласна. Но так не хочется тратить время на книги, которые того не стоят. Его на хорошие-то не всегда хватает. Убедилась уже, что многочисленные рекомендации и хвалебные отзывы в принципе ничего о книге не говорят и вовсе не значат, что она у меня "пойдет". Про ругательные пока таких данных нет - не было сил, времени и желания их проверять. Увы.
О, как я согласна с вашей рецензией! Как раз недавно начала её читать и загнулась на втором рассказе. Может быть, когда-нибудь, если исчезнут все-все книги в мире, я её-таки дочитаю. Хотя бросать книги терпеть не могу.
А у меня гештальт незакрыт) пока не дочитала ее, вообще ничего делать не могла.
))) меня список моих недочитанных книг (штук 10) постоянно муляет и вопит "прочитай меня, прочитай меня", хотя знаю, на что иду...
Жалко, что вам не понравилось. Я от книги был и остаюсь в восторге. Анджела Картер - гениальный автор, современный классик.
Я не спорю. Рада, что кому-то она нравится.
Просто в моем личном пантеоне классиков ее нет и не будет.
Впрочем, я в этом смысле ориентир ненадежный. толстого вот, например, там тоже никогда не будет)
Потрясающий автор, прекрасная книга. Я ее читаю уже долго - смакую рассказы один за одним. Перечитывала уже некоторые из прочитанного, не дойдя до конца книги. Вот уж где литература как искусство.
Ну, здорово, что кому-то нравится, что я могу сказать)
Замечательная рецензия! Очень повеселила)))
Спасибо)