Больше рецензий

13 января 2012 г. 15:18

32

5

Друг мне сказал: "Ерофеев? Тебе должно понравиться. - А тебе понравилось? - спросил я. - Нет,- ответил друг."

И мне понравилось. С первых же строк почувствовал, насколько неординарное чтиво предстоит вкусить. Я не равнодушен к писателям, способным блеснуть своей эрудицией. Ненавязчиво, не вычурно. Без претензии на звание академика. И вместе с тем ярко и умело жонглировать словами, строить такие предложения, на которые хочется любоваться, а не пробегать глазами.

Я понимаю почему Ерофеев вызывает у читателей два полярно разных мнения. Одни говорят: сжечь на костре, другие: навеки вписать в историю. Негодующие видят пошлятину, мат, пропаганду алкоголя и т.д. Но в "Москва-Петушки" этого всего не больше, чем у нас за окном. Ведь всё это неотъемлемая часть огромного временного периода жизни нашей страны и частичное отражение каждого из нас, в какой-то мере. У кого нет в памяти яркой истории связаной с алкотрешем? Да любой интеллегент до кончиков пальцев в первую очередь человек и ничто человеческое ему не чуждо. Пусть Ерофеев во многом антигерой. Да. Это на мой взгляд очень грустно. Жалко, просто как человека. Я его понимаю, и так же понимаю, что алкоголь социальное зло. Все люди разные. Одни способны ужиться с реальность, а вот другие не могут смотреть на окружающую их действительно без алкоголя. Веня - алкаш. Но алкаш-философ. Алкаш-оптимист, в меру сил. Алкаш без затаённой злобы на весь мир. Потребление алкоголя для него это интимнейшая вещь. Он этим не кичится. Это его жизнь. Это его культура.

Как говорил Веня в интервью: "Всё что я пишу, я пишу для друзей. Чтобы их повеселить... и немножко опечалить". "Москва-Петушки" - весёлая история с грустным, даже трагичным концом. Так искренне и тепло я не смеялся давно. Единственное с чем могу сравнить "Москва-Петушки", так это "Золотой телёнок" и "12 стульев". Кстати конец у них тоже схож.

Хочеться ещё о многом сказать. Перечислить всё, что поразило и удивило в этом романе: мысли, ирония, самоирония, бесподобная "прекрасная" ахинея, яркие образы персонажей. Много всего.

Редкую книгу хочется перечитать через какое-то время. А вот "Москва-Петушки" мне захотелось перечетать сразу же, как только её закрыл. И я это сделал, хотя и не совсем так как в первый раз. Оказывается есть аудиокнига "Москва-Петушки", начитанная самим Ерофеевым. Это настолько здорово, сам автор своим голосом, интонациями, с расставлением акцентов читает свою книгу. Сам он не актёр по образованию, а всего лишь недоучившийся филилог. Тем не менее даст фору многим "чтецам".

Хотелось чтобы больше читателей поняли "Москва-Петушки". Поняли то, что Веня в первую очередь интеллигент, если уж не гениальный, то как минимум самобытный и талантливый человек. А во-вторую очередь слабый, что не является пороком, но притягивает пороки. Этот мир не прогнулся под Веню, а Веня в свою очередь не стал прогибаться под него. Он просто тихо пил и об этом писал.

P.S. У кого есть или кто знает, где можно найти главу "Серп и Молот – Карачарово" в первоначальном варианте, просьба отзовитесь.