Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2020 г. 12:19

3K

4 Эзотерокультпросвет

Если честно, я даже помню, когда я впервые услышал слово "эзотерика". Было это летом 1984 года, в Хабаровском крае, где я проходил срочную службу в СА, Один из высокоинтеллектуальных сослуживцев-очкариков, которых всегда было в изобилии в таких войсках как желдорбат, однажды поинтересовался: "А как ты относишься к эзотерике?" Поскольку, выяснилось, что я не могу к ней как-либо относиться, так как не знаю, что это такое, ему пришлось мне объяснять, что скрывается за этим диковинным словом, которое на слух я воспринял как "изотерику".

Знакомился с эзотерикой я уже после армии, большую роль в освоении предмета оказали романы Гессе и "Мастер и Маргарита" Булгакова, но душа требовала чего-то более конкретного, не художественного откровения. Истинным эзотерическим источником тогда представлялся далекий и загадочный Тибет, информация о духовных практиках которого стала пробиваться в периодику 80-х годов. Интерес вызывали тексты Рериха, Блаватской, Дэвид-Ноэль. И, конечно же, самая популярная на тот момент книга отечественного автора: "Семь дней в Гималаях" Валентина Сидорова.

Можно сказать, что в целом появлявшаяся тогда литература на эзотерические темы была вполне лояльна, особенно много публикаций этого направления было в таких журналах как "Наука и религия" и "Знание - сила". На этом фоне и появилась на отечественном книжном рынке новая книга Еремея Парнова.

Парнов не был новичком в теме, он входил в число самых известных советских фантастов, работавших на грани смыкания фантастики с мистикой, конечно, насколько это было возможно в той действительности. Кроме того, ему же принадлежала крайне популярная детективная трилогия про сыщика Люсина, включавшая в себя историко-мистические элементы. Я до сих пор считаю его романы "Ларец Марии Медичи", "Третий глаз Шивы" и "Мальтийский жезл" лучшими образцами советского детектива.

И вот, этот автор берется за новую оригинальную задачу - познакомить советского читателя с историей магии и оккультизма. Казалось бы, внешне Парнов делал все правильно, книга начинается со ссылок на труды Маркса и Ленина, целью объявляется разоблачение предрассудков и заблуждений, формирование здорового атеистического отношения к миру. Всё верно, но...

Этим "но" оказалась невероятная увлеченность автора предметом своего исследования, он с таким азартом, с такой непосредственной одержимостью рассказывал о мистических обществах, традициях и артефактах, что читатель невольно проникался этим интересом, и, хотя автор пытался подвергать всё это критике, у него формировался жгучий интерес к освещаемым темам.

При этом надо представлять психологию читателей того времени, к официальной критике те читатели относились как к необходимому злу, как к некой дани партийной идеологии. Так было положено: если пишешь про капитализм, значит, он - загнивающий, а на самом деле этот капитализм... дальше в зависимости от степени способностей к фантазии.

Коммунистические идеологи добились самого страшного результата - паства перестала воспринимать их предупреждения всерьез. Известно, что человек легче поверит в ложь, если она будет примешана к правде, но и обратный процесс срабатывает - человек не верит правде, если она смешана в некоторой пропорции с ложью. Это касалось и политических вопросов, и идеологических тоже.

И когда Парнов излагал историю европейского оккультизма, раскрашенную историями про тамплиеров и розенкрейцеров, читатели обращали внимание не на обязательную и вялую критику, а на сочную новую для них фактуру. Книга Парнова стала первой изданной в СССР книгой "про это", она использовалась, в первую очередь, как источник фактических знаний.

Ну, а дальше срабатывало: если всё это было и есть, если всё это имеет такую богатую историю, значит, что-то такое на самом деле существует, то, что от нас скрывают. К сожалению, такая реакция кажется мне неизбежной, десятилетия идеологической цензуры не могли не воспитать духовной жажды к неизведанному и необъяснимому. Парнов, сам того не желая, сыграл очень значимую роль в подготовке грянувшего сразу за перестройкой мистического ренессанса в нашей многострадальной Отчизне.

Скажу о себе, тогда - в 1986 году - книга Парнова показалась мне безумно интересным откровением, ничего сравнимого с ней я еще не читал, сегодня же, после знакомства с аналогичными трудами Мэнли Холла и Колина Уилсона, она воспринимается как более сжатый и поверхностный труд. Да, наверное, её можно сравнить с "Утром магов" Бержье и Повеля, практически - тот же набор тем: Трисмегист, розенкрейцеры, тамплиеры, Святой Грааль, "Молот ведьм," масоны, Ананэрбе.

956

Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"

Комментарии


Для меня откровением стало "Семь дней в Гималаях" Валентина Сидорова. Я погуглила, оказалось - известный автор. И как оно?
Парнова я, правда, тоже не читала, но теперь, после рецензии, все ясно.


Сидоров...
Если честно, на любителя, но написано качественно и с увлеченностью...


И поскольку мы все, как один, и за черную магию, и за ее разоблачение...