Больше рецензий

29 марта 2020 г. 22:54

160

4

Снова книга, добытая после чужой положительной рецензии, и снова смешанные впечатления по прочтении - но в данном случае всё же скорее положительные. Хотя, безусловно, посыл этой книги, мораль и тот способ, с помощью которого автор нам её преподносит, очень уж типичны для советской литературы того периода, поэтому кажутся несколько... вторичными. Я реально на протяжении чтения не могла отделаться от мысли, что стиль кажется очень знакомым, хотя точно знала, что Магду Сабо раньше не читала. Так и не поняла, что это было, но впечатление вот отложилось.
Понимаю, почему много нейтральных или негативных отзывов и много пишут о том, что читать было скучно. Повествование действительно ужасно тягучее. Кажется, читаешь-читаешь, и конца-края книге не видно, а по сюжету там всего день прошёл. Это несколько утомляло.
Приятных персонажей в книге немного, хотя кое-кто из тех, кто поначалу вызывает не очень позитивные эмоции, в процессе получает развитие, и отношение к нему меняется. А кое-кто так и оставляет до самого конца в некотором недоумении. И самая странная из всех, тут, пожалуй, не патологически застенчивая Жофика, а её амбициозная мать. Довольно... странная дама, если честно. Обладая исключительно теоретическими знаниями в области педагогики, женщина пишет одну за другой книги о воспитании детей, следуя выдуманной ей же самой схеме с выдуманными ей же самой идеалами - и не может переварить тот факт, что её собственная дочь этим идеалам совсем не соответствует. Точнее, маме так кажется, хотя посмотри она повнимательнее - давно заметила бы, что всё, чего она требует от дочери, у Жофи есть, и ум, и сообразительность, и любовь к ближнему. В этом плане я сочла показательным эпизод, где мать донимает девочку тестами для своей очередной книги, расспрашивая, на что Жофи готова ради матери - не есть сладкого целый месяц? Отдать билет в кино? Забраться ночью на гору? - и настолько упирается в эти свои три варианта жертвенности, что совершенно не замечает, как дочь беспрекословно отдаёт ей единственную подаренную грушу, а потом бережно прячет в тайник кожуру, потому что эта груша на самом деле была очень ценна для неё как неожиданное проявление доброты со стороны по сути постороннего человека. И так во всём. Мать Жофики поразительно странная женщина, и её поведение на самом деле страшно раздражает всю дорогу.
Но, с другой стороны, мне понравилось, как автор через мысли и восприятие одних персонажей раскрывала характер других. Как в случае с тётей и двоюродной сестрой Жофики: описываются мысли тёти Като, которая рассуждает, какая чудесная девочка её дочь Марианна, хотя девочка совсем не помогает по дому, равнодушна к родителям и так далее; и, вспоминая, как Марианна перед отъездом в заграничный лагерь, прощаясь с матерью, ни слезинки не проронила, Като делает вывод, что это потому, что девочка очень чуткая и не хотела расстраивать маму. Хотя, читая, ты прекрасно понимаешь, что на самом деле девочке на маму попросту плевать, и последнее, о чём она вообще думает - это чьи-либо нежные чувства. И подобных примеров в тексте много. Это интересно.
И, безусловно, интересно наблюдать за эволюцией самой Жофики, потому что, пусть даже ей самой всё время кажется, что ничего совсем не поменялось, в начале и в конце книги это словно две разные девочки. И жаль, что для того, чтобы это развитие случилось, её отцу пришлось умереть, потому что, судя по всему, он мог бы быть, пожалуй, самым адекватным и приятным персонажем во всей этой истории.
Словом, в целом это всё, конечно, было несколько странно, но скучно мне в процессе чтения ни разу не было, а пару раз и вовсе пробило на слезу. Не могу сказать, что осталась в восторге, но о прочтении в целом, пожалуй, вовсе не жалею.