Больше рецензий

PavelMozhejko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2020 г. 21:12

1K

4

«История человечества в основном - история идей.» (Герберт Уэллс)

Главное, что следует знать потенциальному покупателю и читателю этой весьма небольшой по объему книги (не смотрите на толщину тома), это то, что не следует ожидать от нее многого, что, однако, не отменяет полезности и познавательности изложенных в ней материалов. Все дело в том, что эта книга представляет собой всего лишь сборник из 13 эссе на тему истории.
Чета Дюрантов, профессиональных американских* историков (*Ариэль родилась в Украине), наиболее широко известна своей 11-томной «Историей цивилизации», которую они писали и издавали на протяжении долгих 40 лет. В 1968 году пара за свои труды получает Пулитцеровскую премию и в этом же году аккумулирует полученный при написании «истории» опыт в цикл эссе «Уроки истории», в которых обосновывают «логику исторического процесса», доказывая, что таковая, в целом, существует.
«Уроки истории» следует рассматривать больше не как то, чему нас может научить мировой исторический процесс, а как цикл небольших мини-лекций (уроков), позволяющих объективно взглянуть на историю в крупном масштабе, рисуя определенные закономерности, которым подвержены события масштаба более мелкого. Авторы смотрят на историю под разными углами, применяя различный инструментарий, это хорошо видно из названия глав (см. ниже). Так, в одном уроке инструментом исследования служит география, в другом – экономика, в третьем – биология, в четвертом – религия и т.д.
Пожалуй, для эрудированного читателя, искушенного в истории, эти эссе никаких больших истин не откроют, но зато прекрасно продемонстрируют широту и глубину мышления авторов. Для таких читателей, «уроки» - это эффектная «ловушка», ведущая к прочтению «Истории цивилизации» (правда, судьба русскоязычного издания мне неизвестна). Для всех остальных, «уроки» не станут скучным научным чтивом, а позволят выписать целый ряд интересных мыслей, а заодно вспомнить то, что история намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
А теперь, самое время выписать несколько цитат из каждого эссе…
картинка PavelMozhejko

Глава 1. О сомнениях
«Совершенно очевидно, что описание исторических событий не может быть научной дисциплиной. Оно является лишь ремеслом, родом искусства и философии: ремеслом — добывания фактов, искусством — привносить порядок в их разрозненный и бессмысленный ворох, философией — ищущей в них прозрения о будущем.»

Глава 2. О Земле и истории
«Развитие самолетостроения вновь заставит нас перерисовать карту цивилизаций. Торговые пути станут все менее зависимы от рек и морей, а грузы и людей все чаще будут доставлять по воздуху. Такие страны, как Англия и Франция с их обширными морскими границами, будут терять накопленное годами кропотливой работы коммерческое преимущество. Россия, Китай и Бразилия, всегда страдавшие от громадности собственных территорий и потому малой доступности побережий, компенсируют это неудобство за счет воздушного транспорта. Приморские города потеряют существенную долю доходов от транспортировок грузов с корабля на поезд и наоборот. Когда море окончательно уступит свое могущество воздуху, перед нами развернется очередная историческая революция.
С развитием технологий ослабевают географические факторы. Характером местности задается ее пригодность для сельского хозяйства, добычи угля или руды, развитой торговли и прочего, однако лишь богатое воображение и смелая инициатива лидеров и правителей, а также их усердных последователей может превратить возможности в реальность. <…> Именно человек, а не земля творит цивилизацию.»

Глава 3. О биологии и истории
«Законы биологии представляют собой фундаментальные уроки истории. Мы — фигуранты эволюции, приговоренные к борьбе, в которой выживают сильнейшие. Если кто-то перестает участвовать в процессе и прекращает борьбу, он не погибает за счет того, что индивида защищает группа; сама же группа обязана в целях собственного выживания и выживания своих членов бороться непрестанно.
Итак, первый урок, который биология преподносит истории, заключается в следующем: жизнь — это соревнование, то есть всеобщая ревность по отношению к жизненно важным ресурсам.»
«По причине того, что Природа (будем подразумевать под этим понятием совокупность всей жизни на планете) не слишком внимательно читала Декларацию прав человека, все мы рождаемся на свет не свободными и не равными: мы с самого начала заключены в темницы физиологической и психологической наследственности, обрядов и традиций групп, к которым принадлежим. Мы совершенно в разной степени наделены физическими и умственными способностями, личностными качествами и чертами характера. Природа очень любит разнообразие, поскольку оно помогает осуществлять отбор, а с ним — эволюцию.»
«Неравенство — не только естественное, наследуемое от рождения качество; оно также приобретается и увеличивается по мере развития цивилизации
«Лишь находящийся за чертой бедности жаждет равенства, уверенный же в своих превосходящих силах и возможностях вожделеет свободу. Верх в конце концов одерживают превосходящие силы.»
«Природа страстно жаждет количества как необходимой предпосылки для отбора наивысшего качества. Природе по нраву обильные помёты, доставляющие ей удовольствие лицезреть борьбу за выживание самых упорных индивидов. Без сомнения, она с большим воодушевлением следит за тем, как тысячи сперматозоидов, все как один, спешат оплодотворить одну яйцеклетку. Природа намного более заинтересована в видах, нежели в конкретных индивидах, и потому не усматривает большой разницы между цивилизацией и варварством

Глава 4. О расах и истории
«Раса играет в истории скорее подготовительную, предваряющую роль, нежели созидающую. Различные племена и кланы проникают в одну местность разными путями и в разное время, перемешивая свою кровь, традиции и изменяя маршруты друг друга, подобно тому как смешиваются два разрозненных набора генов при зачатии. Такой этнический «коктейль» по прошествии времени может породить неизвестный ранее тип людей, составляющих новый народ.»

Глава 5. О личностях и истории
«Крайне полезно, когда старики противятся порывам юношей, а те, в свою очередь, сетуют на неповоротливость старцев: в результате их обоюдного напряжения, как и в случае с противостоянием полов или борьбой классов, рождается мощная созидающая энергия, обуславливающая движение и развитие.»

Глава 6. О нравственности и истории
«Если рассматривать экономическую историю человечества в виде трех обширных стадий — охоты, земледелия и промышленности, — то, вероятно, следует также ожидать и смены нравственных законов при переходе от одной стадии к другой
«Вполне возможно, что нынешние наши пороки были некогда и добродетелями, внесшими весомый вклад в выживание наших предков, их семей и племен. Как знать, вдруг вообще грехи человеческие — скорее следы былой мощи, нежели символы его падений?»
«Стоит также держать в уме, что история — это зачастую записанная история (peccavimus), которая несколько разнится с историей прожитой; ведь историки фиксируют только необычайные события, интересные лишь тем, что они необычайны! Если бы каждому когда-либо жившему повстречался свой Босуэлл, уделивший ему причитающееся количество страниц, то у нас была бы куда более занудная и скучная, но вместе с тем намного более правдивая история прошлого.»

Глава 7. О религии и истории
«Скептицизм и язычество (также две стороны одной медали) развиваются, когда возрастающая власть государственных и законодательных институтов определяет упадок институтов церкви, семьи и прочих источников нравственности, не угрожая при этом безопасности самого государства и общества.»

Глава 8. Об экономике и истории
«Опыт прошлого не оставляет никаких сомнений в том, что любой экономической системе рано или поздно предстоит выработать ту или иную форму стимуляции индивидуальной и общественной производственной эффективности. Искусственные ее замены — скажем, рабство, полицейский контроль или же идеологический подъем — показали себя малопродуктивными, чрезмерно затратными и быстротечными. Таким образом, наиболее действенным методом считается оценка способности к производству (не считая войны, где оценивается способность к разрушению).»
«Накопление богатств — естественный и необходимый процесс, который периодически прерывается насильственным или же мирным перераспределением. С этой точки зрения вся наша экономическая история представляет собой сердцебиение социального организма, когда диастолы накопления сменяются систолами перераспределения.»

Глава 9. О социализме и истории
«Боязнь капитализма заставила социалистические страны расширить свободы; боязнь же социализма вынудила капиталистические страны уделить больше внимания равенству. Восток есть Запад, а Запад есть Восток, и скоро эти половинки-близнецы сойдутся.»

Глава 10. О государстве и истории
«Если бы мы судили о формах правления лишь исходя из их распространенности и исторической продолжительности, то, вне всяких сомнений, пальму первенства следовало бы отдать именно монархии. Демократии же, напротив, были в нашей истории лишь краткосрочными вспышками.»
«Большинство государств в истории были олигархическими, то есть такими, которыми управляло меньшинство, — по праву рождения (в условиях аристократии), принадлежности к религиозной организации (при теократии), по благосостоянию (при демократии). Как заметил еще Руссо, правление большинства совершенно неестественно, так как оно редко умеет действовать согласованно и конкретно, в то время как у меньшинства это получается очень хорошо. <…> Большинство не умеет ничего лучше, чем периодически сбрасывать с трона одно меньшинство и возводить другое.»
«Права человека — вовсе не право занимать некую должность или обязательно получить властные полномочия; это его неотъемлемая возможность попасть туда, где бы он мог проявить свои способности, доказав свою пригодность к занятию этой должности или получению властных полномочий. Право — не дар Бога или природы; право — привилегия членов группы, отмечающей важность каждого из них

Глава 11. Об истории и войне
«Война — одна из исторических констант, которую ни в коей мере не поколебало ни развитие цивилизации, ни пришествие демократии. Из 3421 года документированной истории лишь 268 лет не знали войн.»
«В XVII и XVIII столетиях война была скорее соревнованием аристократов, а не народов. Лишь в XX в. развитие технологий, коммуникаций, логистики, оружейного дела и способов идеологической обработки масс превратило войну во всеобщее сражение, в котором насилию подвергались как военные силы, так и мирное население, а победа достигалась путем наибольшего уничтожения чужого имущества и человеческих жизней.»

Глава 12. О расцвете и упадке
«Цивилизации — своего рода поколения той или иной душевной расы. Как жизнь одерживает верх над смертью, рождая новую жизнь, так и состарившаяся культура оставляет наследство своим потомкам через годы и моря.»

Глава 13. Возможен ли прогресс?
«Поскольку мы не обнаружили сущностных изменений в человеческой природе на протяжении исторического времени, приходится признать, что все технологические успехи являются лишь новыми способами достижения стародавних целей: накопления товаров, привлечения внимания противоположного пола (а порой — того же самого), триумфа над соперником, победы в сражениях и так далее.»
«История столь безрассудно богата на всевозможные случаи, что практически под каждый вывод можно подобрать подходящий пример
«История — это прежде всего создание и фиксация наследия цивилизации. Прогресс же — это его применение, преумножение, сохранение и передача потомкам.»

картинка PavelMozhejko
***
Не могу не сказать отдельно несколько слов об издании. К сожалению, это издание пример того, как издательство не уважает своих читателей и беспринципно пытается на них заработать. Дело в том, что материал книги при стандартном оформлении (например, как в СССР) едва ли занял бы больше 100 страниц, при этом, мы имеем целых 224 страницы (вдвое больше!) с просто огромными полями и междустрочным интервалом, без иллюстраций. При средней цене в магазинах примерно в 10$, можно найти огромное количество более объемных, прекрасно оформленных и полезных книг. Потому, я никому не рекомендую покупать за такие деньги книгу, которая читается за вечер. Но, если у вас есть возможность почитать эту книгу бесплатно – читайте, ведь материалы в ней изложенные того стоят.

МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ:
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» умеет издавать качественные книги самого разного формата, более того, оно умеет и продвигать свою продукцию (сайт издательства субъективно один из самых удобных). Однако, это издательство периодически нагло и неуважительно издевается над читателями своей продукции. И это как раз тот самый случай. Почему? См. выше.
Формат стандартный (145х215 мм), твердый переплет, без суперобложки, 224 страницы.
Книгу я читал в электронной версии, но бумажное издание имел возможность рассмотреть.

ПОТЕРЯЛ БЫ Я ЧТО-НИБУДЬ, ЕСЛИ БЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛ:
Больше нет, чем да. Довольно познавательные эссе, но не более того. Читается очень быстро, в голове остается несколько интересных мыслей. Авторы умеют интересно и доступно излагать материал, но едва ли из-за этого я когда-нибудь буду читать 11 томов «Истории цивилизации».

КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ:
Школьникам и студентам для общего понимания закономерностей в исторических процессах.

ВИДЕО В ТЕМУ: Визуализация 11 томов в 3 минутах.

03:21

<= эта рецензия в общем доступе