Больше рецензий

Po_li_na

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2020 г. 12:45

173

5

Обратила внимание на эту книгу еще несколько лет (по-моему, еще даже был жив Михаил Державин), но не купила сразу, и тираж очень быстро закончился. Пыталась поймать на букинистических сайтах, но то денег не было, то книги в наличии. И вдруг неожиданно появился дополнительный тираж! Тут уж я долго ждать не стала и сразу же купила желанную книгу.

Все, что связано с Театром Сатиры (ТЕМ, «плучековским» театром Сатиры!), - тема для меня особенная. Ведь все мое увлечение театром началось с любви к Андрею Миронову, и первая театральная книга, которую я прочитала, была «Андрей Миронов глазами друзей». То есть о театре Сатиры я прочитала очень много, и мне было интересно узнать, о чем же пишет МихМих - Михаил Державин. Тем более, что Державин – высоко культурный человек, и явно не позволит себе того, что Татьяна Егорова в своей скандальной книге «Андрей Миронов и я», где грязью оказались политы все. Интересно поставить две эти книги рядом, чтобы увидеть, сколь разным может быть отношение к коллегам в театре! Отношение Державина – предельно уважительное, о каждом он говорит что-то хорошее, каждому благодарен. Его книга – своеобразное подведение итогов, ведь написал он ее в самом конце жизни, прекрасно понимая, к чему идет дело. Читать мемуары Державина – сплошное удовольствие. Тем более, это не мемуары в чистом виде: здесь объединены два формата – собственные воспоминания Державина и воспоминания о нем друзей и коллег. Причем они собраны не в разных разделах, как это бывает, а чередуются на протяжении всей книги. Создается впечатление, что автор и его друзья находятся в одном помещении и, рассказывая о чем-то, дополняют и перебивают друг друга.

Державин подробно рассказывает о детстве, о своих родителях, об их любви. Мама была совсем молоденькой, когда полюбила отца. Ей было всего 16 лет, но она поставила родителей перед фактом и даже добавила себе несколько лет (отец не знал, что встречается с несовершеннолетней, думал, что ей 18!). Отец был известным актером, снимался в кино, играл в театре Вахтангова. К сожалению, он рано ушел из жизни. Но мать, оставшись одна с тремя детьми, так больше и не вышла замуж, храня верность своему любимому супругу. Мише рано пришлось повзрослеть и заменить в доме мужчину. Этим объясняется невероятная привязанность Державина к матери и сестрам, о которых он заботился всю жизнь.

Но не думайте, что Миша был таким уж паинькой! Он был еще тот озорник! Ну вот, например. Однажды к маме прибежала соседка и сказала, что рядом с домом продают очень дешевые яйца. Женщины собрались и побежали отовариваться, купив сразу по несколько десятков. Яйца оказались маленькими-маленькими, чуть больше перепелиных, но женщины были рады покупке и довольные ушли на работу. Миша же в это время изготовил самодельный штамп с надписью «черепашьи» и проштамповал все яйца, не забыв о соседских. Вернувшись, мама была в шоке: она не понимала, как могла не обратить внимания на эту надпись! И что вообще делать с черепашьими яйцами? Съедобны ли они? В общем, мама и соседка решили от греха подальше яйца выбросить! Только тут Миша не выдержал и признался, что всему виной он.

Оказывается, Державин не всегда мечтал об актерской карьере – он хотел быть художником! И рисовал до последних дней жизни. В книге представлены фотографии его работ как детских, так и взрослых, и это очень талантливые картины. Но судьба распорядилась иначе: Державин продолжил актерскую династию. И прожил свою жизнь достойно.

Все без исключения отмечают природную деликатность и культуру МихМиха. Он умудрился даже со всеми бывшими женами (Екатериной Райкиной и Ниной Буденной) сохранить прекрасные отношения. И не только с женами – с их семьями тоже. И когда женился в третий раз на певице Роксане Бабаян, ей пришлось принять как данность этот семейный уклад.

Также все без исключения отмечают страсть Державина к различным розыгрышам. Алене Яковлевой, например, однажды в 90-е позвонили со студии Горького и пригласили сниматься в сериале «Антология оргазма». И далеко не сразу молодая артистка поняла, что ее разыгрывают! А когда все же вывела МихМиха на чистую воду, тот сказал, что она его должна еще и поблагодарить, ведь он мог отправить ее на Свердловскую киностудию или на «Узбекфильм», а ограничился студией Горького.

А любимого моего Андрея Миронова Державин раскалывал на каждом спектакле. В результате Плучеку пришлось даже вывесить приказ, что «артисту Державину запрещается разыгрывать и смешить партнеров во время спектаклей»! Но кто бы еще этот приказ исполнял!

После чтения книги остается теплое душевное настроение. Остается память об актере, который умел быть счастливым, а ведь не сыграл многого из того, что мог бы. Единственное, в книге очень мало рассказывается о творчестве: мне было бы интересно почитать о ролях (например, мне очень интересно больше узнать о спектакле «Обыкновенное чудо», где Державин играл Медведя, а Татьяна Васильева Принцессу или о спектакле «Тартюф» с Державиным в главной роли), но об этом в книге говорится вскользь. Потому что роли для Державина не были главным, для него важна была жизнь во всех проявлениях.

Твердый переплет, бумага офсет, несколько вклеек на меловке с черно-белыми и цветными фото. Рекомендую для чтения всем поклонникам Михаила Державина и всем любителям данного литературного жанра.