Больше рецензий

19 марта 2020 г. 06:33

511

5 Японский вариант "Преступления и наказания" или роман о проблеме одиночества в современном обществе?

Хотелось бы сказать, что в последнее время мой читательский интерес начал фокусироваться на современной японской литературе. В процессе выбора очередного произведения мое внимание остановилось на романе Нацуо Кирино "Аут", который заинтриговал меня содержанием своей аннотации - это своего рода современный японский вариант "Преступления и наказания". Роман Ф.М. Достоевского известен во всем мире, его, пожалуй, читали все и каждый, поэтому я, поклонник творчества Ф.М. Достоевского, не мог не заинтересоваться работой Н. Кирино.

В настоящий момент чтение романа "Аут" я уже закончил, в виду чего могу попытаться дать ответ на вопрос о том, действительно ли он является японским вариантом произведения русской классики. Мой ответ - и да и нет. С одной стороны мы имеем дело с похожей завязкой сюжета - осуществление внезапного бытового убийства и дальнейшая попытка направить свою жизнь в привычное русло, заставить свое сердце и сознание жить спокойно. С другой стороны Н. Кирино, в отличие от Ф.М. Достоевского, не пытается сделать акцент на духовно-религиозных мотивах и представить героев перед неизбежным возмездием своего собственно внутреннего голоса - совести. В романе "Аут" события и судьбы главных героев складываются более прозаично и приземленно. Возмездие здесь, безусловно, так же наступает, но не в лице внутренних духовных источников человека и его последующего покаяния за совершенное преступление, а в лице того зверя в облике человека, который был пробужден происходящими событиями. При этом общая сквозная тема романа "Аут" также отличается от "Преступления и наказания". Если Ф.М. Достоевский опять же проводит читателя к идее наличия в людях духовных, божественных начал, которые заставляют его каяться за совершенные деяния, то Н. Кирино, по большей мере, старается продемонстрировать проблемы общества, касающиеся преступности, экономики, семьи и одиночества. Да, одиночество я бы назвал главной сквозной темой романа "Аут". По-моему все герои данного произведения живут в полном одиночестве, не смотря на то, что они окружены иллюзией современной, достаточно бурно протекающей жизни. Данная идея действительно заставляет задуматься над тем, что, не смотря на видимость бурной деятельности, жизнь большинства людей на самом деле заполнена пустотой, так как ни материальное благополучие, ни дружба (которая часто основана на отношении "ты мне, а я тебе"), ни семья (которая часто превращается во взаимное перетягивание одеяла на себя и стремится к распаду) не способны спасти человека от одиночества. События романа "Аут" развиваются стремительно и жутко, но Н. Кирино, как художник, на протяжении всего повествования демонстрирует нам именно одиночество в судьбах своих главных персонажей, которое они на протяжении своей жизни пытаются заполнить пустотой, но, не смотря на это, оно все равно неминуемо пожирает их изнутри. Так, один из них живет абсолютно "нормальной" жизнью, создает семью, строит карьеру, налаживает быт, стремится к материальному благополучию, но, в конечном итоге, понимает, что видимость "нормальности" не делают его счастливым, брак давно умер, а жизнь в целом наполнена пустотой и одиночеством. Другой персонаж, от природы не обладая какими-то яркими данными, одновременно является прирожденным честолюбцем, поэтому стремится заполнить свою жизнь внешним лоском - модной одеждой, дорогой машиной в кредит, неудачной попыткой сожительства с противоположным полом, что также в целом не делает жизнь лучше, так как представляет собой лишь заполнение пустоты пустотой.

Сами события романа завязаны вокруг четырех женщин, занятых изнуряющим физическим трудом в ночную смену на одной из фабрик. Одна из этих женщин на почве неблагоприятной семейной обстановки совершает убийство своего супруга. Ее подруги волей-неволей оказываются втянутыми в сокрытие данного преступления, к тому же делают они это весьма изощренным способом, наполненным японским колоритом (ведь японцы, как известно, мастера ужасов). Однако данное событие не проходит бесследно и становится следствием звериного возмездия, которое женщины пробудили своими действиями. Дальнейшие перипетии противоборства двух сторон и наполняют события всего произведения. Роман в целом очень объемный и содержательный. При этом читается довольно-таки легко. Радует также внимание автора к мелким деталям - скрупулезно описаны многие бытовые условия современной Японии (конечно условно современной, так как сам роман датируется концом 90-х годов прошлого века), а также внутренний психологизм и переживания главных героев. В виду этого роман должен понравиться тем читателям, которые любят полностью погружаться в мир повествования.

Я бы определенно рекомендовал прочтение данного романа всем тем, кому нравится встречать в процессе повествования внимание к деталям, а также рекомендовал его всем тем, кому в той или иной степени интересно современное японское общество, его быт и особенности менталитета. Но хотелось бы предупредить заранее относительно того, что слишком впечатлительным людям читать данный роман будет трудно, так как в нем многие события завязаны на описании очень жестоких и ужасных сцен. Изощренное описание подобных сцен вообще кажется присущим ранее упомянутому мною японскому колориту.