Больше рецензий

SedoyProk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2020 г. 18:58

659

5 Не мечите бисер перед свиньями

В который раз убеждаюсь в умении Чехова так точно отражать реальное положение в России в конце позапрошлого века, что по его произведениям можно изучать состояние общественной жизни и диагноз её болезней. Этот рассказ для тех, кто думает, что при царях в стране жили счастливо, помещики заботились о крестьянах, народ процветал.
Редко обычный человек может высказать власть имущим, богатым нуворишам правду в глаза. Чехов показывает такую ситуацию, но, думаю, что она скорее фантастическая. Перед нами княгиня Вера Гавриловна, приехавшая в мужской монастырь, как становится понятно, она здесь частая гостья. В начале перед нами предстают благостные сцены её привычного посещения – «Княгиня любила бывать в N-ском монастыре. В последние два года она облюбовала это место и приезжала сюда почти каждый летний месяц и жила дня по два, по три, а иногда и по неделе. Робкие послушники, тишина, низкие потолки, запах кипариса, скромная закуска, дешевые занавески на окнах - всё это трогало ее, умиляло и располагало к созерцанию и хорошим мыслям». И мысли Веры Гавриловны очень приятные и грустные дают нам понять, что она отдыхает здесь душой, что мирская жизнь тяготит её. Всё настраивает нас на безмятежность и умиротворённость, идиллический лад.
Дальше происходит её встреча с доктором Михаилом Ивановичем, ранее служившим у неё. И вежливое приветствие и сочувствие княгини к его горю (у него недавно умерла жена) вдруг вызывает у врача поток признаний на предложение Веры Гавриловны сказать ей об ошибках, которые он упомянул - «Нет, скажите, доктор. Я буду вам очень благодарна! И, пожалуйста, не церемоньтесь со мной. Я люблю слушать правду».
И Михаил Иванович не пощадил княгиню, высказал ей по пунктам всё, что он думал о ней и её деятельности. «Главное - это нелюбовь, отвращение к людям». «…вы глядите на всех людей по-наполеоновски, как на мясо для пушек. Но у Наполеона была хоть какая-нибудь идея, а у вас, кроме отвращения, ничего!» Конечно, это общие слова, но дальше доктор начал приводит примеры – «Всё, что есть на десятках тысяч ваших десятин здорового, сильного и красивого, всё взято вами и вашими прихлебателями в гайдуки, лакеи, в кучера. Всё это двуногое живье воспиталось в лакействе, объелось, огрубело, потеряло образ и подобие… Иной молодой человек не прослужит и трех лет, как становится лицемером, подлипалой, ябедником... Ваши управляющие-поляки, эти подлые шпионы, все эти Казимиры да Каэтаны рыщут от утра до ночи по десяткам тысяч десятин и в угоду вам стараются содрать с одного вола три шкуры».
На его высказывание - «Простой народ у вас не считают людьми… Но главное... главное, что меня больше всего возмущает, - иметь больше миллиона состояния и ничего не сделать для людей, ничего!» - княгиня протестует, так как никогда и никто с ней раньше не говорил в таком тоне - «Неправда! - выговорила она тихо и умоляющим голосом. - Для людей я много хорошего сделала, это вы сами знаете!» И Михаил Иванович уже кричит ей о её благотворительной деятельности, которая всего лишь «кукольная комедия», когда она создала «странноприимный дом» для безродных старух – «Построили дом с паркетными полами и с флюгером на крыше, собрали в деревнях с десяток старух и заставили их спать под байковыми одеялами, на простынях из голландского полотна и кушать леденцы». «Была игра! Низшие приютские чины прячут одеяла и простыни под замок, чтобы старухи не пачкали - пусть спят, чёртовы перечницы, на полу! Старуха не смеет ни на кровать сесть, ни кофту надеть, ни по гладкому паркету пройтись. Всё сохранялось для парада и пряталось от старух, как от воров, а старухи потихоньку кормились и одевались Христа ради и денно и нощно молили бога, чтоб поскорее уйти из-под ареста и от душеспасительных назиданий сытых подлецов, которым вы поручили надзор за старухами».
Из школы, в которой сама княгиня пожелала учить мужицких детей, все мальчишки разбежались, так что «пришлось пороть их и нанимать за деньги, чтоб они ходили к вам». Попытка Веры Гавриловны «собственноручно кормить соской грудных младенцев, матери которых работают в поле», фактически превратилась в издевательство над женщинами и детьми, так как у неё «было одно только желание забавляться живыми куклами и ничего другого... Кто не умеет отличать людей от болонок, тот не должен заниматься благотворением».
Досталось княгине и за отношение к своим служащим, которых она не считает за людей и постоянно третирует. И за отношение к этому монастырю – «Опять-таки забава, игра, кощунство над человеческою личностью и больше ничего. Ведь в монашеского бога вы не веруете, у вас в сердце свой собственный бог, до которого вы дошли своим умом на спиритических сеансах; на обряды церковные вы смотрите снисходительно, к обедне и ко всенощной не ходите, спите до полудня... зачем же вы сюда ездите?.. В чужой монастырь вы ходите со своим богом и воображаете, что монастырь считает это за превеликую честь для себя!... Вы изволили приехать сюда сегодня вечером, а третьего дня уж тут был верховой, посланный из экономии предупредить, что вы сюда собираетесь. Целый день вчера приготовляли для вас покои и ждали. Сегодня прибыл авангард - наглая горничная, которая то и дело бегает через двор, шуршит, пристает с вопросами, распоряжается... терпеть не могу! Сегодня монахи весь день были настороже: ведь если вас не встретить с церемонией - беда! Архиерею пожалуетесь! "Меня, ваше преосвященство, монахи не любят. Не знаю, чем я их прогневала. Правда, я великая грешница, но ведь я так несчастна!" Уж одному монастырю была из-за вас нахлобучка. Архимандрит занятой, ученый человек, у него и минуты нет свободной, а вы то и дело требуете его к себе в покои. Никакого уважения ни к старости, ни к сану».
На всю эту правду, которую излил на неё доктор, княгиня почувствовала себя обиженной и заплакала. Только вот напрасно Михаил Иванович изливал свою душу перед этой каменной, глупой женщиной. Бессмысленно «метать бисер перед свиньями…» Она ничего не восприняла, только почувствовала себя несчастной. Но уже на завтра перед отъездом доктор извинился перед ней, и княгиня снова почувствовала себя счастливой.
Не думаю, что Чехов своим рассказом хотел обличить господствующий класс. Как писатель, пишущий только реалистические вещи, он всего лишь отражал действительность. Страшный разрыв в положении богатых людей и остального народа, непонимание господами нужд и забот простых людей, нищета крестьянства, невозможность вырваться из сословных границ – проблемы российского общества, которые неизбежно ведут страну к грядущим революциям.
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 217

Комментарии


Потрясающий рассказ! Один из моих самых любимых у Чехова. Но для меня на переднем плане здесь – исследование психологии личности героини, а классовые различия и вражда – лишь фон. Мне кажется, что этот рассказ актуален во все времена, при любом общественном строе. И в каждом из нас есть что-то от княгини, в большей или меньшей степени. Все мы бываем склонными к преувеличенному мнению о себе и зачастую считаем себя лучше, чем это есть на самом деле…


Увы... Не соглашусь. Пустовата княгиня лично для меня, чтобы в связи с ней говорить о какой-то психологии... Сплошная пустота вместо личности.


Евгений, но в этом же как раз и соль рассказа - княгиня пустая, никчемная, избалованная девочка, играющая людьми как куклами. Считающая, что благотворит, а на самом деле, всё показуха и людям от её благотворительности только хуже. . Поменяйте княгиню 19 века на какого-нибудь олигарха 21 века и ничего не изменится.
Я согласен с Вами, что Чехов мог высмеивать (сквозь слезы) существующий строй, при котором дворяне могли "лечить", "учить" крестьян и пр. У него много рассказов об этом. Но всё же, я согласен с Людмилой, что психология героини (и доктора) первичны в этом рассказе, а социальный строй вторичен.