Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2020 г. 21:23

145

4.5 По воле течений судьбы

Мемуары кинорежиссера. Короткие главы, в начале каждой краткий синопсис - как это делали в приключенческих романах 19-го века. Хронологическая последовательность и логичность. Легкий разговорный стиль - автор не углубляется в свои переживания, стараясь кратко останавливаться только на любопытных или важных для последующего фактах. Известный режиссер называет очень многих людей, у которых ему довелось учиться чему-то, с кем он работал - и всегда благодарностью. Книга вроде и не маленькая, с полноценный роман, но такая насыщенность событиями и персонажами, что мало - хотелось бы о многом узнать больше, погрузиться глубже...
Начинается с главок о детстве, работе на телевидении, учебе (в кинорежиссуру Масленников пришел уже в зрелом возрасте, окончив специальные курсы). А дальше - главки о фильмах, над которыми работал, и тех, что не были созданы (ибо они "подводная часть айсберга, которая составляет большую половину жизни кинематографиста"), и тех, что вышли на экран; практически о каждой ленте, что числится в его фильмографии, включая на равных (увы, не более) самые известные - "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Ярославна, королева Франции", "Пиковая дама", "Зимняя вишня", "Что сказал покойник", заканчивая 2006 г. - годом завершения этой книги воспоминаний (после чего он снял еще несколько фильмов).
За строками встает образ и самого Игоря Федоровича Масленникова - спокойный, почти флегматичный,чуть неуверенный в себе и чуть ироничный, добрый и профессиональный. К себе Масленников критичен:

"Как сказали бы киноведы: творческого пути не получилось — генеральной темы нет. Есть милые, честные фильмы честного малого, набившего руку, профессионала, способного с чистым сердцем учить молодежь складному монтажу и прочим очевидностям, которые приходят с опытом. Фильмы эти не сразу принимались коллегами. Иной раз проходили годы, прежде чем я слышал одобрение и похвалу. Помешали два недостатка в характере: покладистость и отсутствие честолюбия, неумение «подать себя», делать в этом мире себе рекламу."

"Японцы говорят: «Сделай все, что можешь, а в остальном положись на Судьбу!» Не писал стихов, а оказался в Литературной студии Дворца пионеров, тянулся к кистям и краскам, а попал на филологический факультет, случайные ветры занесли меня на телевидение, и уж совершенно неожиданно оказался в кино. Всю жизнь я плыл по течению без руля и ветрил, не прилагая никаких усилий. Ничего не планировал, двигался туда, где мне казалось интересней. И то, что получилось, получалось само собой..."