Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

3 марта 2020 г. 00:55

1K

5 Книги без сюжета, но выстроенные на характерах - идеал?

Я не фанат узнавания информации о писателях до того, как я полностью, либо прочту все, что интересует, познакомлюсь с их творчеством. Нет, я даже против этого в своей читательской деятельности - каждое произведение должно быть для меня чистым листом, не надписанным, к примеру, фактом того, что любимая женщина автора была, мягко скажем, нехорошим человеком, поэтому и в его книгах ни за что не встретишь нежной и женственной, без сучности, дамы (спасибо, что о Ремарке рассказали еще в детстве...) Так что все биографии и автобиографии автоматически не попадают в число книг, с которыми чую необходимость соприкоснуться. Но, к счастью, есть и такие произведения, которые несут в себе раскрытие мыслей автора без информации о бедах детства и отношений с противоположным полом во взрослости. Например, это "Мысли о литературе" человека, у которого я пока читала буквально каплю из всех его произведений, который мало мне знаком даже национальностью - Рюноскэ Акутагавы.

Не стану перечислять в виде конспекта все мысли эссе японца, но отмечу несколько идей, который заняли мое внимание в рассуждениях писательской фигуры человека, всегда выстраивающего свои истории на основе психологической характеристики персонажей:

Нашему обществу без рабского сознания не просуществовать и дня.

- не знаю, конечно, как японцам, а русским точно не просуществовать - у меня сейчас марафон по пересмотру фильмов "Рожденная революцией", "Собачье сердце" и пр., и пр. - и все больше утверждаюсь, видя то же самое в современности, в мысли, что "Сталина на нас нет": освободиться-то пролетариат освободился из-под "гнета" помещиков и аристократии, а что делать с этим без управления до сих пор не знает... Поэтому последующая мысль о том, что

если создавать новую молодую литературу, ею должна быть литература, рожденная пролетарской душой...

- то это на сегодняшний день, к сожалению, правда правд, поскольку уже практически каждый из живущих ныне не может похвастаться чистотой происхождения. А "пролетарская" литература - это та самая, что выстроена на стремлении к развлечению, т.е. на событиях, которые сам же Акутагава считает "вульгарной занимательностью":

...оценивая то или иное произведение, ни в коем случае нельзя основываться на достоинствах и недостатках «повествования». Тем более оригинальность или неоригинальность «повествования» должна выводиться за рамки оценки.

Но вот только чистота произведения, на мой взгляд, заключается в той ценности, которую оно несет читателю, т.е. как раз в проработанности автором психологии характеров героев, а не в отсутствии фабулы (="повествование")

...с точки зрения «чистоты», то есть с точки зрения отсутствия вульгарной занимательности, это — художественное произведение в наиболее чистом виде.
...из всех видов литературы проза — наименее художественный. Литература в истинном смысле — это только поэзия. Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.

- и со второй мыслью из этой цитаты я также не могу согласиться. Поэзия, о которой пишет Рюноскэ, это не стихи Ахматовой или Цветаевой, чье достояние для читателя заключается в вывернутости души самого автора в рифмованных строках, а о стихах японских поэтов?, чьи, как пишет сам Акутагава, творения перекликаются с сонетами Шекспира, т.е. не есть излиянием, а есть красивой формой для не всегда неповторимых сюжетов. Зато я просто не могу не поддержать мысль о том, что

Ни один из видов литературы не может лучше отобразить жизнь эпохи, чем роман. Для того чтобы узнать вчерашнюю жизнь, нужно читать вчерашний роман. ...жизнь романа окрашена в лирические тона гораздо больше, чем сами лирические стихи.

Однако идея о том, что

И вместе с тем по мере изменения характера жизни больше всех остальных видов литературы теряет свою силу опять-таки роман. ...ни один из видов литературы не имеет такой короткой жизни, как роман. И в то же время ни один из них не живет такой напряженной жизнью, как роман.

от меня далека. Возможно, потому, что я застряла в 19-ом веке и живу в тех самых "вчерашних" романах, находя в них настоящую жизнь, откликаясь всеми фибрами души именно на них, а не современные устои и пропагандируемые "истины". Для меня роман=актуальность, для большинства же (причина - описанная выше "пролетариатность") актуальность="повествование" (фабула).

Эта небольшая книжица будто лично познакомила с Рюноскэ Акутагавой - пусть и не во всем я с ним согласна, но во многом лучше поняла, почему именно такими, какие есть, вышли из-под его пера "В стране водяных", "Муки ада", "В чаще" и пр. Этот человек глубоко был взволнован судьбой людей в нашем лживом обществе, был против войны и несмотря на видимое значительное отличие от русской литературы невозможно не ощутить перекликания с ней произведений Акутагавы - в особенности это заметно в мыслях как раз описанных в эссе "Мысли о литературе".

картинка Sandriya

Комментарии

Интересно, заберу себе)

+1 06.03.20