Больше рецензий
2 марта 2020 г. 11:08
524
Данный отзыв представляет во многом размышления, навеянные прочитанным сборником, и, по правде, достаточно далёк от анализа самой книги и собранных в ней произведений. В большей степени он демонстрирует кичливое невежество самого рецензента.
Читателю, чья область интересов замыкается на естественных науках, привыкшему практически полностью игнорировать сферы жизни, связанные с искусством, культурой, политикой и экономикой и склонного потому взирать на взирать на связанных с данной сферой деятелей со снисходительным высокомерием, бывает откровенно жаль философию и то, что от неё осталось. Из дисциплины, способной анализировать и выдвигать стройные суждения о любой области знаний, как гуманитарной, как и естественно-научной, некогда стоящей особняком и возвышающейся над всеми из мыслимых дисциплин, она скатилась рассуждения о словах и себе самой, а также о тех этических и будничных вещах, которые ещё способна понять (потому что, увы, в силу особенно сильного в последние десятилетия развития специализации, естественно-математические науки ей уже практически недоступны).
С другой стороны, рецензент здесь самолюбиво забывает, что сфера науки, в отличие от в какой-то степени противопоставляемых ей в данном отзыве (в книге о науке нет речи в принципе) истории, искусства, политики, большинству обывателей чужда. Учитывая же тот факт, что философ всегда говорит о насущном и злободневном, при этом более возвышенно и обобщённо, чем простые смертные, нет ни единого повода жалеть мыслителей или смотреть на них свысока, как это делает - каюсь - высокомерный читатель.
Затрагивая самые разные этические вопросы (иные из которых в силу личных предпочтений, зашоренности и ограниченности не показались читателю заслуживающими внимания), автор представляется зрителю хорошо образованным лектором с большим кругозором и широким кругом интересов (одно из эссе содержит даже попытки описать ведущие - и, признаться, незаслуженно модные и чрезмерно востребованные сейчас - структуры искусственного интеллекта). Тем не менее, высказываемые автором мысли относительно религиозной этики любопытны, политические - спорны, касающиеся прессы если и не утратили целиком своей актуальности, едва ли смогут существенно заинтересовать далёкого от большинства распространённых средств массовой информации слушателя.
Таким образом, книга может представлять ценность для интересующихся творчеством автора и современной этикой, а также читателям, имеющих активную жизненную позицию относительно затрагиваемых в книге этических вопросов, обычному же инертному и не особенно интересующемуся общественной и культурной жизнью зрителю (к коим читатель причисляет себя) книга едва ли покажется стоящей внимания.