Больше рецензий

27 февраля 2020 г. 14:12

2K

5 Письмо Марине Цветаевой


Часть 1. ( письмо души )
 
Дорогая Марина, вы мне сегодня снились.
Помните стих Гейне? «Во сне я горько плакал, мне снилось, что ты умерла».
Я плакал во сне, о котором напишу чуть позже. Плакал и когда читал вашу переписку с Пастернаком.
Странное дело: не плакал, читая «Ромео и Джульетту», «Фро» Андрея Платонова, а тут… до слёз. Мир до слёз.
Смотрел сквозь дрожащую радугу слёз на ласково вспыхнувший мир за окном: милый… словно бы поднялся на цыпочках и прижался удивлённым, детским личиком к стеклу.
 
Глянул на руку, влажную после глаз: рука как бы тоже плакала: сверкающие от слёз линии судьбы и жизни — были зарождением нездешних, сомкнутых век.
Ресниц ещё нет — есть хвойные иголочки солнца, тепло отражённого на ладони: так порой подойдёшь к любимому человеку сзади, закроешь ему глаза ладонями, и почувствуешь, как бабочку в детстве, как на ладонях нежно прорастает чёрное солнце — ночь: читать бы этими прозревшими руками ваши письма, любимую женщину...
Марина, я сейчас вспомнил ваше пронзительное письмо умершему Рильке.
Вспомнил и то, как вы писали ему ещё живому, что обычно не плачете, ( как индеец? индус?), и заплакали, и читали его письмо на берегу океана, вместе с ним.
А я сейчас пишу вам письмо… и цветы у окна, ночь за окном, положившая на грудь окна прохладные ландыши зажжённых фонарей, пишут это письмо вместе со мной.
Вы писали мёртвому Рильке, что плачете и он льётся у вас из глаз. А у меня… радугой слёз дрогнули ресниц: цветами я плачу, и на запястьях моих, коснувшихся глаз — кровь цветов, словно нежные стигматы.
Вы писали Пастернаку, чтобы он никому не показывал ваше письмо Рильке… Мне кажется, что его никто и не увидел, не видит: оно таинственно, как нежный призрак, проявляется на миг ( вполоборота!) в вашей переписке, только для тех, кто искренне любит вас.
 
Ну вот… страница с вашим письмом намокла от моей словно бы всхлипнувшей на ней руки.
Прошло 100 лет, и призраки ваших «неизданных вздохов» и слёз, вновь коснулись ваших писем: писем миру, как сказала бы Эмили Дикинсон: голубые чернила моего голоса… тоже на ваших письмах, Марина: пишу к вам чернилами синими, как раньше, и проговариваю каждое слово, словно говорю с вами и вашими письмами.
Интересно, можно ли писать письма… письмам?
 
Я давно заметил, что есть в мире стихи… созданные не совсем для людей: для других стихов или для музыки, в которую они перевоплощаются, обнимая её изнутри.
Есть деревья, растущие вовсе не для плодов, а чтобы… встретиться однажды вечером возле лавочки в парке с влюблённой женщиной: она ему многое скажет ( есть удивительные романтики среди деревьев: клён, рябина, могут ждать нас возле скамейки в парке… 10, 20 и даже 30 лет!! милые...)
И самое печальное, Марина: есть люди… созданные вовсе не для людей: боже, как  вы любили деревья, горы и солнце… через них любили Пастернака! Я просто живу, радуюсь, люблю свою кошку, плачу, наряжаюсь — и пишу стихи
 
Вы даже сына своего, Георгия, звали - Мур: Марина, Борис, Барс, Барсик — Мур!
Какой чудесный пейзаж имени! Море у бора и кошка возле волны, задумчиво смотрящая, как она голубым языком лижет на раненом плече карюю шёрстку вечера.
Я верю, что душа Мура была зачата между Пастернаком и вами, Марина; более того, тогда была зачата, на смятых простынях вечерних страниц, и ваша судьба: Мур был рождён как дух и гётевский Гомункул, из синего пламени: когда вы рожали, перевернулась склянка со спиртом и загорелась синим пламенем. Родился он.. с перевитой на шее пуповиной.
Погиб ваш сын тоже в синем сиянии пламени: в 1943 году, на фронте в Беларуси: возле него разорвался снаряд...
 
Листаю книгу с письмами, словно составляю странный пасьянс: ваши письма — лицевая сторона: то солнце и луна, то вспышка листвы..
Письма Пастернака — всегда обратная сторона, теневая, как обратная сторона ладони… на вашей руке.
Марина, мне снилось, как моя истомлённая душа, сквозь вёрсты ночей и лихолетие эпохи, добралась к вам, словно в сомнамбулическом стихе Перси Шелли «Индийская серенада», которое перевёл Пастернак, быть может, думая о вас.
 
Вот стоит среди вечера дом: окна в нём — страницы с вашими письмами.
Какие-то горят, какие-то… погасли: я ревную, Марина.
Не к Пастернаку ревную — к смерти.
Я листаю окна: не порезать запястье бы… Где вы?
Ищу вас, как цветок между страниц: ах, ваше милое лицо в окне мелькнуло!
Я вхожу в дом: ласковый сквознячок красоты ваших стихов…
Хлопают двери страниц… хлопнуло сердце за мной.
Мой голос цветёт в темноте: голос как бы привстал на цыпочках, и, зажмурившись, оторвался от пола.
Я чувствовал что вы где-то рядом, Марина!
Вдруг, блоковский мотив: тихий луч падает с неба на вас, в белом платье: «Белое платье пело в луче»
Вы запрокинули голову к лучу, и, совсем как ребёнок, подставили к нему свои пальцы: розовые ноготки замерли в нём улыбнувшимися краями крыльев мотыльков.
Подошёл к вам с улыбкой, коснулся вашего плеча и… вскрикнул, заплакал.
 
Марина! Вы висели между небом и землёй.
Дома не было, была попытка, пытка дома и комнат: дом был разрушен давно.
В мире был только этот луч верёвки, похожий на сверкнувший в ночи метеор… и вы, вознёсшаяся над землёй.
Я бросился к вам, обнял и хотел вас приподнять, чтобы вы… жили.
Но в ужасе я обнаружил, что не могу опереться, достать до пола… да, я обнаружил, что я тоже вишу рядом с вами.
Мы с вами были похожи на двух странных космонавтов, на брата и сестру в невесомости чрева земного, запутавшиеся в пуповине троса.
 
Внезапно сон переменился. Мой голос… повешенный на телефонном проводе.
Смутно помню, что звонил куда-то своему милому другу. Не знаю, в ад или в рай.
Вроде межгород, межжизнь.
Звонил я по старому телефону, с барабаном. Странным образом, барабан принял черты револьвера: я вставлял в него блестящие патроны мучительно знакомых, тёплых цифр ( долго в ладони держал!) — 83148. Две симметричные вечности по-краям...
Вдруг, гудок из темноты туннеля, похожий на приближающийся поезд, и острая, тёплая вспышка в висок…
 
Часть 2 ( письмо тела )
 
Марина, помните стих Рембо «Уснувший в ложбине»?
Проснувшись утром в постели, на смятых цветах простыни, я думал о трепетном письме Пастернака, встревоженного вашей болезнью (скарлатина): остриженная, вы лежали в постели, совсем как Анна… нет, как Князь Болконский и смотрели в бессмысленно скрытое от глаз небо, словно бы приложившее бледные ладони потолка к своему лицу: вы думали о бессмысленности вашей жизни, материнства.
Пастернак писал вам колыбельное письмо о разуме цветов: милый… он хотел, чтобы вы не напрягались и уподобились растению в цветах: отдайся этому лежанью целиком; дай времени течь и свиваться над тобой и близким поливать тебя лаской.
 
И почему люди так нежны к тем, кого любят, только когда они их могут потерять… навсегда?
А когда вы, «в телеграфный столб упёршись, плакали», словно душу в Аиде вызывая умершую нежность Пастернака, почему он молчал? Орфей… он оглянулся на век свой и быт, забыв о вас, ещё даже толком не войдя в пещеру. Дальше он спал: вы ему только снились.
Вы тонули, захлёбывались Пастернаком: одно сердце над тёмным плеском плоти, словно губы  души… А он не видел ваших мук. А сколько в душе друзей и любимых кровоточит и умирает чувств, а мы и не видим этого?
А они умирают, милые, и перерождаются в стихи, в грозу и цветы в стихах: оскорбить их, опалив равнодушием даже, не менее жестоко чем ударить ребёнка.
 
А ещё я думал утром в постели о Маяковском в вашей с Пастернаком судьбе.
Вы писали, что могли полюбить лишь Блока и Маяковского.
Перед отъездом из России, вас утром на Лубянке окликнула улица: это был Маяковский: Марина!
Вам хотелось броситься ему на грудь, проститься с Россией…
Пастернак тоже любил Маяковского. Это может показаться странным, но он его буквально любил: любил в нём телесное цветение гения.
Это любовь вне тела, через — тело: так иной раз робкий юноша идя с возлюбленной по парку, целует останавливается у веточки рябины и, переводя взгляд с девушки на лицо алой веточки, шепчет: я вас люблю.
И разве так уж странно, что он выбрал себе вторую жену, Зинаиду, похожую на Маяковского?
Маяковский тайно участвовал в вашей судьбе: Пастернак узнал о вас и ваших стихах от Маяковского: он полюбил вас через него.
Заметили ли вы эту поэтику Геро и Леандра в ваших письмах, Марина?
Ваша переписка — море: ваше стихия.
Пастернак плыл в ночи и лихолетии эпохи на свет маяка, зажжённого вами… но силы оставили его, он захлебнулся вами, Марина! Его глаза наглотались синевы и неба.
 
Лежу в постели. Жена спит рядом, а я шепчу в голубеющий, утренний воздух — Марина, Марина!
На белой простыне, как на белом листке для письма… и рукой, не на полях, на полу — Марина!
Помните, как вы написали, что ваш сын вырастет феминистом? Ветреным.
Удивительное определение… феминизма, женственности. Его не многие поймут.
Перси Шелли, с его одой западному ветру, и Вирджиния Вулф, поняли бы.
 

Пляшущим шагом прошла по земле, Неба дочь.
С полным передником роз, ни ростка не нарушив

Ветренность — сердце вечной-женственности, о которой писал ещё Плотин.
Она — над миром: голубыми стопами опущенных глаз она невесомо ступает по пене цветов, выходя из неё Афродитой.
Она не знает покоя, у неё нет дома и тела: её душа в том, тех, кого она любит, кем дышит: роза ветров, расцветшая в небе!
Вы поэтому называли себя — Лилит, и писали — что вам противна Ева?
 
Ваша переписка с Пастернаком — это переписка души и тела. Боже! какими детскими кажутся страсти в романах Толстого, Бронте, Мопассана перед вашими письмами!
Сердце обливается слезами дрожи… невозможно спокойно читать как вы разлучены с Пастернаком.. нет, не расстоянием и странами, а веками, не бытом, но бытием, сутулой сутолокой грубой вещности ( обнищавшей вечности: тело, революция, брак, быт)
Вы назначали свидания во снах, искали дом, комнату… где вы встретитесь: попытка комнаты!
Но комната доцветала обречённостью невстречь, вспыхивая застенной синевой… ( так вашего мужа расстреляют у стены, но вы этого не узнаете) и, словно раздавленный цветок, изогнувший в муке лепестковые запястья стен…
Так вспыхнула комната ваша во Франции на улице Жанны Д’Арк, в которой сгорели ваши письма.
Маяковский в предсмертном письме написал, что «любовная лодка разбилась о быт»… а ваша лодка, Марина, как и Шелли, разбилась о бытие: для Пастернака трагедия была в частностях эпохи, действительности, а для вас — сама действительность, во все века — была неразрешимой трагедией для души.
И не случайно Пастернак стыдился перед вами своей внешности на фото, как бы щурясь своим существованием от фотографических вспышек света времени: я ли это? Я вас любил ещё во времена Сафо, Марины Мнишек и Байрона… я — сплошная крылатая нежность, а это что? Что за странное тело?
 
И вы словно бы вторите ему. Во многих письмах, сквозь плащаницу страниц, таинственно проступает...ваш мужской лик: вы были мужчиной в прошлой жизни? Кем вы были? Орфеем? Ронсаром? Шелли?
У вас было полное собрание сочинений Шелли.
Напротив строк стиха «Лесник и соловей» — «Но в мире слишком много лесников, они не видят в песне — откровенья, и мучают звенящих соловьёв», стоит ваша грустная пометка: «мясников», вместо «лесников».
Мне это напомнило вашу мучительную строку — боже, как мне это знакомо!
 

- Ко мне шли учиться душе, а я к другим — телу ( собственному). И ничему не научилась.

И самое кричащее:

никто никогда во мне не видел души — жалоба стольких!
Никто никогда во мне не видел тела — не жалоба, но задумчивость — моя.
Даже самые грубые.

Вы соловей, Марина. Удивитесь, но именно эта эгоистическая, развратная плотоядность в людях ( нечто в них, сами они невиновны), и привела меня к вегетарианству… даже в любви.
Пастернак писал в экзальтации древнегреческой мучительной страсти… что хотел бы, чтобы вы были ему матерью, сестрой… кем-то, в ком тепло бы текла родная кровь; чувствовать вас в себе...( не разлучить даже смерти!)
В ещё более мучительном письме, вы… желали умереть, чтобы заново начать жить — с ним.
Вы мечтали, чтобы Пастернак стал вашим братом, сыном: « я и в запретности сыновства, и годовалого тебя узнала! Ты не знаешь, какая для меня рана… твой сын!»
 
Это невозможно читать без слёз, Марина!
Это безнадёжней разбитого вдребезги магнита: чем его склеить? Он обоюдоостро, всей сумасшедшей и удесятерённой природой своей, притягивает и отрицает свою же распятую плоть!
Пробовал в детстве склеить... Читая ваши письма — в бессильной нежности просто крепко прижал книгу к груди.
В пароксизме отчаянья и любви, вы даже… высказали тайную, древнюю боль мечты женщины: ребёнок и женщина. Всё.
Никого больше.
Что тело? Пол? возраст?
Боже, какая это нелепость в любви! Держать бы любимую душу на руках, прижимая к груди, а мир… пусть срывается ко всем чертям, пусть текут века… только бы чувствовать тепло её милого, улыбающегося существования у свой груди!
 
Вы писали, что душа — это никогда «я», всегда «ты», «То»!
Всё так. Это древняя тайна поэтов и подлинно любящих: они не имеют души.. рая.
А это значит, что те, кто вас беззаветно любит, Марина, любит всё то, кого и что любили и вы: Пастернак, Байрон, Шелли, Парнок, Горы, Аля, музыка… те — живая, цветущая навстречу вам частичка вашей души: я вас… люблю, Марина!
Вы правы: счастье — это «вечно лететь в огнь-синь», как в конце вашей поэмы — Мóлодец.
Такую милую приписку сделали к этой строке: никакого сатанизма!
Да и ангельского… мало: лететь сквозь милые сердца и руки друзей, искусство, природу, века...
 
Я счастлив буду лететь с вами, за вами, незримо защищая вас от врагов и сплетен.
Это не гордыня, Марина, и вы это знаете: есть в мире мучительно-сложные судьбы и сердца, похожие на странные стихи или на цветок на грозовой вершине горы: не каждый дерзнёт взобраться на эту гору и не каждый поймёт, что в этих сердцах и судьбах есть дивные рифмы, венчающие на первый взгляд знакомые всем и мглистые чувства - со звёздами, грозами… нездешним.
Не забуду ваших строк о том, как вы боитесь... людей и машин: вы похожи на одичавшего ангела-ребёнка, затерявшегося среди людей.
Вас называли жестокой и гордой, ужасной матерью, женщиной, не способной любить… 
Гиппиус, Бунин и многие другие обвиняли вас в разврате и даже в порнографии за иные ваши стихи.
Сердце зябнет и опускаются руки порой от этих нападок на красоту и душу в мире…
 
Безумно грустно стало от вашего образа: «ледниковый период в груди».
И сразу, эмпатической рифмой в уме возник другой образ: водопады белые замёрзших крыльев… из груди.
Звёздная вьюга крыльев была между вами и Пастернаком.
Его любовь к вам… напомнила мне Вронского, но какого-то ангелического, написанного Лермонтовым: он боялся себя потерять в вас, боялся своего чувства и ответственности за тот прекрасный и яростный мир, навстречу которому вы протянули ему свою ладонь…
 
Помните, как вы написали ему, с чудесной женской ухмылочкой сердца, как вам бог послал одного немца, с которым вы мысленно и письменно, беседуете?
И потом, в конце письма, прелестный p.s. — Мой немец, кажется, меня не вынесет. После первой встречи он два дня болел: ты понимаешь ЧТО на него рухнуло?!
Пастернак не понял, Марина: настоящий ангел на него рухнул — вы.
Перелётный ангел… на манер перелётных птиц.
Вы — сама душа обнажённая и поруганная на земле — Психея.
А от любовного, адова жара души люди бегу в брак, искусство, религию, разврат…
Пастернак отрёкся от души своей души, чуточку умерев в вас, пожелав жить, а не любить.
 
Помните тот нечеловеческий, ангелический флирт Пастернака с воздухом, когда… перед вашим прощанием, во время эвакуации в Елабугу, смотря на вас, растерянную, не могущую стянуть, раскрытый, как сердце, чемодан ( вы ведь вспомнили в этот миг раскрытые чемоданы жены Есенина — Айседоры Дункан, чья гибель от шарфа, намотавшегося на колесо машины, вас потрясла?), он достал верёвку, и, с грустной, шальной улыбочкой, дёрнув её в руках, сказал: крепка — хоть вешайся.
Вы на ней и повесились, Марина...когда ваш сын ушёл утром на строительство аэродрома: грустный символ, правда?
Интересно, думали ли вы в этот миг о зачаровавшем вас письме Пастернака, описывающем как он летит на самолёте и видит беззащитную, тихую землю?
 
Земля голубая вращалась по привычке.. грустно летела в созвездие Девы, а вы, словно девочка на Шаре Пикассо, замерли на месте, как бы робко обернувшись на что-то в небо.
Что вы увидели, Марина? Арки белоснежные крыльев?
Вас первая увидела в полумраке комнаты, хозяйка дома, с инициалами вашей сестры: Анастасия Ивановна: милая тень сестры первая вас коснулась и оплакала, Марина!
Вас, замершую между небом и землёй, в вашей исконной стихии и родине — воздухе!
 
Вы не самоубийца, Марина: разве русалку считают утопленницей, если она сорвалась с обрыва — в реку?
А вы — сорвались в свою стихию: в синюю рожь рассветного воздуха вошли всем телом.
Помните ваш стих: «Бог, не суди, ты не был, женщиной на земле»?
В высшем феминизме не тела, души, в одном из ваших писем, вы задали новый стандарт общения с небом: на страшном суде не меня будут спрашивать, а я!
 
Не прощаюсь с вами, Марина.
Меня не смутит ваш «голос из под земли»
Ваша могила пропала и заросла деревьями и цветами: вашим именем.
Все деревья на земле стали вашими сёстрами, вами.
Я сегодня подошёл к рябине в парке и, поцеловав её, читал ей ваши стихи, и она мне улыбнулась на ветру.
Вы мне улыбнулись, Марина.
 
p.s. Тот самый «прохожий» из вашего стиха, не прошедший мимо, как вы и писали.
 

Комментарии


Очень, очень сильно написано! Про перелётного ангела и о "ты"-душе не забуду никогда. И теперь понимаю, как мне недоставало такого взгляда на творчество Марины Цветаевой! У меня с ней просто не было ни одной "личной встречи", хотя многое знаю наизусть просто потому, что красиво. Но теперь "встретились". Теперь буду читать её совершенно по-другому.


Спасибо вам!
Знаете, эта книга меня просто поразила.
Взгляд на Цветаеву совершенно изменился.
Нет, я и раньше многое знал о ней, очень, очень любил её стихи и прозу... но теперь словно бы что-то восполнилось.
Словно на плечах памяти проросли цветы, похожие на крылья.
Если взять письма Цветаевой отдельно - то это.... женское Евангелие.
В них есть абсолютно всё.
А сама переписка... если бы были только одни письма Цветаевой - можно было бы задохнуться или захлебнуться нежностью и трагизмом.
А так... это похоже на пляж на берегу рая: письма Цветаевой - это синее море. В них входишь и купаешься, ныряешь сердцем. Можно просто лечь на воду и лежать, не думая ни о чём: самим воздухом этих писем можно дышать.
Даже если бы Цветаева не написала ни одного стиха, то по одним этим письмам - она осталась бы в истории искусства.
А письма Пастернака... выходишь из моря и неба и ложишься на тёплый песок, и просто отдыхаешь, дремлешь, чувствуя солнце и улыбчивый ветерок на плечах, и думаешь о том, что вот сейчас, сейчас опять ты войдёшь в море и небо...
А потом нежно обнаруживаешь у себя - иллирийский загар рая.
Отрадно, что вы теперь будете читать Цветаеву по другому.)
Про "ты" - тоже славно. И меня пронзила эта строка... хотя она всегда была со мной.

Ещё раз спасибо вам!


Спасибо.


Тебе спасибо, Надик)


Чудесно! Спасибо, Саша!

Все деревья на земле стали вашими сёстрами, вами.
Я сегодня подошёл к рябине в парке и, поцеловав её, читал ей ваши стихи, и она мне улыбнулась на ветру.
Вы мне улыбнулись, Марина.

Финал "письма" очень сильный получился... западает в душу.


Спасибо, Ника!
Не знаю, какой вышел финал письма... но в жизни он вышел чуточку другой: я написал всё как было в реальности, за одним исключением: я проходил по парку и увидел рябину. Вспомнил стих Цветаевой и подошёл у нему. Оказалось... что это шиповник) Прочитал стих Цветаевой шиповнику. Только потом вспомнил что у Цветаевой есть милый стих о шиповнике и ребёнке.
Вышло, что как бы колыбельную прочитал шиповнику)
Почти в духе Платонова.


Только потом вспомнил что у Цветаевой есть милый стих о шиповнике и ребёнке. Вышло, что как бы колыбельную прочитал шиповнику)

Как прелестно всё совпало... )

Отличное у вас получилось письмо!


Я преклоняюсь перед Цветаевой - и не люблю её читать. Потому что больно, потому что каждый раз - ножом по сердцу. Потому что вся она - не морская пена, а кровавая, и, будь её лик чуть более утончён, была бы она - Афродита Кровавая. Вы очень точно попали в цветаевский слог, в цветаевскую букву, чтоли...
Спасибо!


Как хорошо и редко вы сказали об Афродите...
В творчестве Цветаевой схвачена какая-то мучительная плоть жизни.
У Платонова это тоже есть. Я вас понимаю.
Спасибо вам за внимание.


Потому, что:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Ничего себе, как здорово написали! Очень понравилось. Видно, что вы любите обоих авторов. Мне больше нравится Пастернак, но и Цветаева хороша.


Лежу в постели. Жена спит рядом, а я шепчу в голубеющий, утренний воздух — Марина, Марина!

Жена не приревновала, Сашуль?)) 5e514ffd9e4dea57329059f54773c4b2.gif


Ваша переписка с Пастернаком — это переписка души и тела. Боже! какими детскими кажутся страсти в романах Толстого, Бронте, Мопассана перед вашими письмами!


Классно, что тебе так книга понравилась))


Нет, всё хорошо) Но на всякий случай перешёл на шёпот руки по полу)

Спасибо за внимание, Риточка)


Подошёл к вам с улыбкой, коснулся вашего плеча


Сразу вспомнила из любимого у Ахматовой:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи


Поэтому, когда читаю теперь твою статью, сразу представляю очи "загадочных древних ликов", которые смотрят на Марину. И в них, как в глазах на древних иконах, мудрость принятия и понимания.

И почему люди так нежны к тем, кого любят, только когда они их могут потерять… навсегда?


Может быть, они поэтому и стремятся иногда потерять навсегда, чтобы обрести эту нежность или хотя бы тень этой нежности?

Ведь и у Пастернака и у Марины звучит этот порыв страсти к разлукам

....
Но как ни сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.
(Б. Пастренак)


Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь – уж рвёшься прочь.
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:

Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть –
Как сами себе верны.

(М. Цветаева)

Я пыталась вчувствоваться в эту страсть к разрывам, и свои чувства получилось примерно так отразить:

Сильней на свете тяга прочь.
Сбежать. Спастись и скрыться.
Опасность в воздухе парит.
Страх – снова приручиться.

Страх - слишком близко подойти,
Стать пленником той силы,
Чьим притяженьем как-то раз
Всю душу раздробило.

Уйти в пространство. Сделать шаг
К разрыву, сознавая:
Свобода космоса нужней,
Чем теплота земная.

Приснится свет далёких глаз,
Разомкнутые руки…
Палач-тоска опустит меч -
За страх и страсть к разлуке.


Поэтому, когда читаю теперь твою статью, сразу представляю очи "загадочных древних ликов", которые смотрят на Марину. И в них, как в глазах на древних иконах, мудрость принятия и понимания.

Алиса.. какие чудесные строчки. Какие тонкие и верные!
Люблю Ахматову.

Может быть, они поэтому и стремятся иногда потерять навсегда, чтобы обрести эту нежность или хотя бы тень этой нежности?

Ведь и у Пастернака и у Марины звучит этот порыв страсти к разлукам

Ох, человека нужно любить здесь и сейчас.
Да, смерть и боль и разлука - взвихривают чувства, но на это нужен талант: разлука может случиться даже когда два человека вместе ещё.
Любить нужно, и всё.
Да, у Марины и Пастернака звучит этот мотив разлуки. Но Марина в 11 классе в этом учении, а Пастернак - в 3.
Марина вполне могла бы написать не Попытку Комнаты, а Попытку Разлуки.
Вы не читали письма Бориса к Марине? Он не сразу понял с кем он столкнулся в лице Марины. И как робкий язычник - затрепетал и попятился.
И больно сделал Марине. Не раз.

Алиса.. какие замечательные у вас стихи!
Как тонко вы уловили: страх приручиться и зов иной, горней стихии, которой, впрочем, тоже не приручить.
Очень понравился стих. Спасибо.
Ты пишешь стихи?
Алиса, а почему ты не выкладываешь их? Или где то выкладываешь?
Я иногда в историях публикую и прозу и стихи свои.
Попробуйте, такой талант как у вас нельзя скрывать)

Ласкового и тёплого дня тебе, Алиса)
И спасибо за внимание к рецензии)


Вы не читали письма Бориса к Марине? Он не сразу понял с кем он столкнулся в лице Марины. И как робкий язычник - затрепетал и попятился.

картинка Alissalut

У меня такой томик живет на полке.


Доброе утро)
Хорошая книга. я ещё кружу над ней...


Ты пишешь стихи?


Однозначно не могу ответить. Скорее - не умею. Но иногда они сами приходят. Чаще всего, когда не самый радостный период жизни, когда много боли. Сейчас у меня - счастливый период, и стихи не приходят.


Алис, а что значит - не умею?
Вот спросишь человека: ты умеешь жить?
Если он гордо ответит - да, это будет смешно.
Так и стихи. Можно ведь быть поэтом и без стихов.
Слово - лишь символ.
Но ты дивно написала: иногда они сами приходят.
В этом и суть. Да, отточенность формы может уступать Пушкину и Цветаевой. И что? Не в форме же суть, а в поэзии.
И отрадно, что сейчас у тебя счастливый период.)
Но от этого ты не перестала быть поэтом.


Можно ведь быть поэтом и без стихов.
Слово - лишь символ.


Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог...

Люблю разрешения Быть ) Они - самые мощные и самые поддерживающие, самые благословляющие. Благодарю. И Буду с твоего благословения ) Сначала написала благословления


Вспомнил как Гёте в Фаусте переводил это по разному: в начале было слово.. дело.
Алис, надеюсь я правильно тебя понял, про "разрешение")
Я сам существо сомневающееся и приятно и важно иногда.. плечо друга и доброе слово.
Каждому из нас оно важно.
А поэт ты и без меня замечательный, и ты знаешь об этом)

Доброго вечера тебе)


Алис, надеюсь я правильно тебя понял, про "разрешение")


Я надеюсь, что правильно. В моих словах не было сарказма. В психологии, в транзактном анализе судьбы, есть такие понятия - сценарий жизни, запреты, предписания и разрешения. Разрешения - это те крылья, которые вырастают у человека, когда близкие люди, особенно родители, особенно в детстве, дают ему много разрешений. Ты можешь быть тем, кем ты хочешь, ты можешь это. Запреты, напротив, - цепи, которые крылья ломают. Ты никогда не сможешь...

Твои слова для меня прозвучали как Разрешение в таком бытийном смысле.

Вот вспомнила из жизни. Дочь, когда ей было 5-6 лет, любила рисовать. Я, уходя на весь день, сказала ей, глядя на протянутый мне очередной рисунок:

- Если ты любишь рисовать, то сможешь потом стать художником, и у тебя будут выставки картин.

Когда вечером вернулась домой, она повела меня в свою комнату показывать "выставку". Вся стена была покрыта ее рисунками, их было множество. Это разрешение просто раскрыло путь желанию творить. Теперь я бы сказала не "ты сможешь потом стать", а так, как говоришь мне ты "ты уже художник, ведь важна не отточенность форм, а эта энергия души, которая есть и рвется желанием выразить себя красками и карандашами".


Алис, ты не читала роман Стейнбека - На восток от Эдема?
Там эта мысль красной нитью проходит через весь роман: ты можешь ( там строчка из библии и разные её переводы).

Алис, какая прелестная история про дочку и выставку картин)
И как это важно, чтобы то, что рвётся из нас в мир, порой - робко чувствовало, что в нём есть кто-то, кто поддержит её если что.
Хорошая ты мама, лунная мама)

Прекрасного дня, Алис)


Алис, ты не читала роман Стейнбека - На восток от Эдема?
Там эта мысль красной нитью проходит через весь роман: ты можешь ( там строчка из библии и разные её переводы).

Действительно? Я начинала его читать, но отложила. Не пошла она у меня. Персонажи показались какими-то одномерными. Сделаю еще одну попытку )

Алис, какая прелестная история про дочку и выставку картин)
И как это важно, чтобы то, что рвётся из нас в мир, порой - робко чувствовало, что в нём есть кто-то, кто поддержит её если что.


Твои слова откликаются слезами на щеках. Потому что это не просто важно, это иногда сверхценно.
Вспомнила одну публикацию после событий в Беслане, хочу поделиться. Когда террористы стали командовать школьниками, одна девочке не стала выполнять их команд. Она не привыкла, чтобы ей командовали. Она рванулась и убежала. Просто убежала. Осталась жива. Иногда любовь близких, которые с детства относятся к ребенку внимательно, так, что он не привыкает, чтобы им командовали, просто спасает человечку жизнь. Мне эта история запомнилась на всю жизнь.

Прекрасного дня, Алис)

Волшебного любого времени суток )


Действительно? Я начинала его читать, но отложила. Не пошла она у меня. Персонажи показались какими-то одномерными. Сделаю еще одну попытку )

Алис, а ты сколько прочитала?
Просто это же сага. Там несколько поколений проходит за книгу.
И Стейнбек во многом писал своих "Карамазовых".
Он просто в начале быть может хотел зафиксировать одну сторону поведения и души, которая потом будет цвести в поколении и не только.

За историю о девочке из Беслана, отдельное спасибо. Очень сильно. Воля матери и доверие к свободной душе ребёнка, словно нить Ариадны, вывела её из ада.


сколько в душе друзей и любимых кровоточит и умирает чувств, а мы и не видим этого?


Не видим, не слышим, не чувствуем... Как научиться? Как увидеть?

Я вас любил ещё во времена Сафо, Марины Мнишек и Байрона…

А я в 12 лет была влюблена в Байрона. Я не разговаривала со сверстниками, я разговаривала с ним мысленно... Поэтому так откликается твои строки. Его Стансы к Августе именно в переводе Пастернака очень люблю до сих пор.

Ты из смертных, и ты не лукава,
Ты из женщин, но им не чета.
Ты любовь не считаешь забавой,
И тебя не страшит клевета.
Ты от слова не ступишь ни шагу,
Ты в отъезде — разлуки как нет,
Ты на страже, но дружбе во благо,
Ты беспечна, но свету во вред.


И он, наверное, мог бы сказать это о Марине. И говорил своим переводом.


Не видим, не слышим, не чувствуем... Как научиться? Как увидеть?

Любить?)

Алиса, ты в 12... была в Байрона влюблена?)
Чудесно)
Интересный ты человек. В 12 лет я... ладно, не хочу даже говорить.
А Байрона я люблю уже давно. Всю ту нежную тройку поэтов: Байрон, Шелли, Китс.
А стихи к Августе - прелесть)