Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

21 февраля 2020 г. 10:23

2K

5 Понимание

Свобода - это давание самому себе закона действия.

К тому, что определяешь, как "свое", время от времени нужно возвращаться. Каждый идет собственной дорогой, но с навигатором сверяться нелишне. Или с компасом. Или корректировать путь по звездам. Он переплавил кантов моральный закон и звездное небо в единое целое, ну, для меня, за других не скажу: Мамардашвили Звезда и он объяснил, что когда совершаю подлость - это всегда мой выбор (не обстоятельства так сложились, не среда заела, не детские психотравмы). В момент выбора ты и только ты стоишь перед вечностью. Твоя жизнь представляет собой цепь более или менее осознанных выборов, и если не подходить к ним серьезно, за тебя выберет кто-то другой. И отъест кусок твоей жизни, оставив тебя болтаться в безвременьи.

После "Психологической топологии пути" были "Канитанские вариации", теперь очередь "Эстетики мышления" Хотя, если кто впервые наберется смелости свести знакомство с трудами Мераба Константиновича, лучше начинать с этой книги. Потому что из трех, прочитанных у него, здесь наиболее высокий уровень доступности. Уникальность фигуры Мамардашвили в том, что он философ, практически не оставивший за собой письменных трудов. При том, что его влияние на умы было и сейчас, через тридцать лет после смерти, остается значительным. Но львиная доля наследия дошла до нас в виде магнитофонных записей его лекций, расшифровать которые и подготовить к печати отдельный огромный труд.

"Беседы", так сам МК это называл. "Эстетика мышления" - курс из двадцати двух лекций в Тбилисском Государственном Университете. Великолепный уровень редактирования выгодно отличает книгу от прочитанных прежде. Кроме того, этот цикл, не предполагает у слушателей наличия серьезной философской базы - адресовывалось людям молодым, возможно как начальный курс (с точностью утверждать не возьмусь, не нашла этих сведений). Еще здесь огромное количество отсылок к литературе, искушение для того, кто любит читать. Совокупность факторов делает "Эстетику..." наиболее привлекательной для того, кто желает составить представление, не имея возможности продираться через слишком сложные тексты.

О чем пойдет речь? Одновременно предельно просто и невероятно трудно сформулировать. О радости осознанного мышления. О наиболее доступном из возможных источников наслаждения, который остается наименее востребованным - о радости светлой мысли, когда в человеке загорается искра Божья. Часто вопреки обстоятельствам или внешне неблагоприятным условиям. О возможности осознанно помыслить что-то, дав себе труд до-думать ситуацию до честного завершения, меняя точку зрения, точку сборки. Меняя саму конфигурацию пространства вокруг себя получая возможность более комфортного размещения во вселенной и доступ к магическому влиянию на каузальный план. Н-ну, про магию это уже мое, МК такими терминами не оперирует.

Однако приняв как данность, что нет для тебя на свете более важного, чем ты сам, а также, что человек приходит в мир, чтобы быть счастливым, не делая несчастными окружающих - регулярно практиковаться в такого рода обыденной магии весьма нелишне. Мамардашвили из тех немногих, кто дает ключи от комнаты медитаций. Решишь воспользоваться или нет, зависит только от тебя.

С благодарностью Landnamabok

Источник

Комментарии


Просто тихо радуюсь вместе с Вами. Интересно, что по Мамардашвили получается, что до прочтения этой книги мы не мыслили, а по прочтении впервые попытались это сделать. И вообще у Мераба очень чётко звучит - мысль, это тяжёлый труд и мыслить надо учиться. А мы как-то всё походя... Спасибо Вам.


Вам спасибо.
Но нет, по М.К. выходит в точности наоборот, у него же красной нитью через все: учиться чему-то - значит вспоминать, заново осваивать инструментарий, что у тебя втуне. Это же его присказка: Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Хотя да, до-думывание как труд я начала практиковать после Топологии.


Да-да, но я о другом. Он даёт определение мысли и мышления, не держа которые, нельзя по его определению мыслить. Не вообще мыслить, а мыслить по-мерабовски. И впервые я это сделал, прочитав книгу. Вы понимаете о чём я? После Мераба я учусь вычитывать из книг гораздо больше, чем в них вписывается.


Да, думаю, что понимаю, о чем вы. Хотя у меня после него стало больше "из жизни". То есть, начала заставлять себя додумывать до логического завершения мысли, обрывки которых раньше мелькали, вызвав мгновенный укол эмоционального отклика, и уносились прежде, чем успевала определиться со своим отношением. С тем, почему вот эта дискомфортна, а та эйфорическая. Со всякого рода "я подумаю об этом завтра". Нет, сейчас. Лови ее за хвост, крути в разные стороны, заставляй себя думать, понимать, зачем это к тебе пришло. Иногда прямо физически больно бывает от процесса. Но никогда не зря. И, как бы объяснить, осмысленности в жизни стало больше.


Значит мы в противофазе... У меня наоборот - я отпустил мысли, пусть летают как хотят. Есть некое "время, когда" по Мерабу и тогда - стоять на смерть.


Тоже классно.


Да, по названию Вашей рецензии.