Больше рецензий
7 февраля 2020 г. 19:16
788
1 Жесть кромешная
РецензияДа, именно так: жесть кромешная, но… неаутентичная. Действие происходит в 1945 году, а от текста отовсюду веет 2018-м, даже великий русский мат, используемый всестранично, кажется звучащим искусственно. Наверное, нельзя однозначно утверждать, что у автора нет языкового чувства времени, но получилось нечто вроде американского фильма про русских («Страствуйте! - На сдорове! - Пашель на xxx! – Гы-гы-гы!»), особенно это чувствуется, когда русские ругательства почему-то набраны в тексте латиницей. Чувство, что я читаю хайповую поделку в духе современных военно-патриотических фальшаков, для меня оказалось непреодолимым, от книги я не в восторге, ну, разве что радуюсь тому, что получен новый опыт освоения контентов современной отечественной литературы, оправдывающий полное отсутствие интереса к нему.
Плодовитого Zотова я хотела попробовать почитать давно, но сделать это получилось только сейчас в рамках моей личной программы «Один русский автор в месяц». Начала с последней книги, где действие происходит в Берлине, который штурмом берут советские войска и в котором разворачиваются преступления путешественника во времени из 2018 года, расследуемые по странному стечению обстоятельств русским милиционером из Брянска и следователем берлинской полиции (у каждого, как становится понятно, основной мотив - месть). Читать это стало неинтересно после первого же десятка страниц, хотя отступлениями-«безднами» автор пытался придать своему произведению видимость содержательности и историчности (есть даже сноски, подтверждающие некую фактологию – не знаю, реальную или вымышленную).
В тексте много «пугалок» (банки с заспиртованными головами, гонка с преследованием на «охоте», затеянной преступником, ряжение жертв в костюмы диснеевских мультфильмов), которые, как мне показалось, своей цели не достигают – испытываешь скорее тошноту, чем мурашки. Кроме того, я ощущала в ней поверхностность, фактологическую приблизительность и полускрытый цинизм («пипл же хавает»), какое-то презрение к читателю, квасной патриотизм («наш» Сергей Комаровский – явный лидер в паре Комаровский-Лютвиц и просто чистый, беспримесный мачо) и писательскую небрежность (в проработке деталей, в образах героев, в какой-то незамысловатой маскулинности их поведения, в быстро поднадоевших действиях: «выстрелил в упор», «перерезал горло», «ударил в лицо» - и так по десять раз на страницу, какое-то бесконечное «убий и расчлень»). Аудитория данного опуса неясна: то ли впечатлительные женщины, то ли невротичные подростки, то ли закомплексованные лузеры, то ли просто любители подобных литературных «гамбургеров» («съел – и порядок!»). Диалоги примитивные, действия персонажей - квазибрутальные, сюжетная линия мелкотравчатая, язык – пошлый, основной антагонизм – эрзац, юмор – грубый (нож, всаженный в живое тело, хрустит, как капустная кочерыжка). Все вместе – фарс, лубок. Книга не дала мне ничего, даже маленькой, пусть и фальшивой, адреналиновой волны.
Так что в итоге? Жесть лубочная. Грызть не советую. Книгу сразу в шредер.