Больше рецензий
6 февраля 2020 г. 17:26
357
3
РецензияВ этой книге три почти не связанные между собой линии.
Т.е. формально-то все хорошо. Линия женщины, приручающей ястреба-тетеревятника (1), связана с линией переживаний женщины, потерявшей любимого отца (2), так сказать «замещением». А линия с биографией Уайта (3) – по принципу параллелизма: он приручает ястреба, она приручает ястреба. Чем не связь?
Однако на деле эти линии практически не сцеплены между собой. Просто время от времени меняются декорации и настроение (в первом случае) и декорации и действующие лица (во втором). Иногда это происходит неожиданно.
В результате читатель в любом случае получает не совсем то, что ожидал. Например, мне было интересно читать познавательную книгу об охоте с ястребом (1), соколом. О приемах тренировки птиц, о том, как этот процесс видится изнутри. Кроме того, Х. Макдональд необыкновенно удаются пейзажи, поэтому вся история с ястребом проживается глубоко, живо, достоверно. И именно эта линия — она оптимистична.
К линии со смертью отца и переживаниями (2) я была готова благодаря аннотации. Но получилась она какой-то отрывочной и почти несодержательной, была наполнена неожиданно приключившимися «и тут я поняла», которые ни к чему не вели. Эта линия отчаянно пессимистична. Потому что, как выясняется ближе к концу, избавиться от страданий и боли нельзя иначе, как с помощью специальных лекарственных средств.
Но вот о том, что придется знакомиться с биографией Теренса Уайта (3), мне никто не сказал. И биография эта изложена самым неприятным для меня образом – с фрейдистским подходом. Мол, все его писания обусловлены подавленными желаниями, несчастливой жизнью и тому подобным. Про скрытую гомосексуальность, сдерживаемый садизм сказано бесчисленное количество раз (забыть об этом шансов нет, а у меня еще не весь «Король былого и грядущего» прочитан). Зачем повторять это еще и еще, не говоря уж о том, зачем мне вообще это знать?!
Вообще книга изобилует повторами одних и тех же мыслей. В случае с Уайтом (3) – это практически целиком топтание на месте с несколькими ложными, но прочувствованными финалами. В линии смерти отца (2) повторов тоже достаточно, несмотря даже на «и тут я поняла», что добавляет книге еще немного безнадежности. Самая динамичная линия – с ястребом (1). Там движение дало сбой только в самом конце.
Может быть, поэтому именно эта история получилась такой интересной.