Больше рецензий

2 февраля 2020 г. 17:26

176

4 Алекс Гарр – «Кошки не всегда молчат»: политический триллер в обёртке магического янг-адалта

Ох, признаться, и долго же я читал книгу Алекса, которого знаю лично и с которым плотно общаюсь уже более года. Кажется, экземпляр своей книги (с автографом!) он прислал мне ещё прошлой весной, а закончил я её читать только в начале января.

И вовсе не потому, что скучны и невзрачны «Кошки…» – просто читаю я медленно, это правда, а том-томище Алекса довольно увесист. Так что, вертелся-кружился я в книжных волнах, стараясь успеть охватить весь список «Большой книги», а затем и «НОСа», читал что-то ещё параллельно, вот и получалось, что в твою книгу, Алекс, заглядывал урывками, сорри.

Вообще, маленькое отступление перед непосредственно рецензированием… Мало кто из не-писателей, наверное, понимает, что за каждой, даже простейше-тонкой книжечкой каких-нибудь, простигосподи, рецептов лежит целое полотно издательской судьбы. Эта судьба огромная, безмерная, полная внутреннего рукописного движения по электронным почтам издательств, запомнившая каждый вечный день молчания и игнора, запомнившая каждую секунду той минуты, когда автор осознаёт, что его произведением, наконец, заинтересовались. И это ведь ещё юность только первой книги автора, а дальше начинается зрелость, когда всё внезапно срывается, все договорённости летят в тартарары, и снова писатель сжимается в ничтожную точку не имеющей права дрогнуть твари перед очередной эрой игнора, ничтожества, безвестности… Это не просто тяжело, для начинающего писателя порой это невыносимо.

К чему я это? А вот к тому, что вне-издательская судьба «Кошек…» Алекса уже куда как драматичнее всего того, что я написал выше. В той судьбе и положительный отзыв Галины Юзефович, и светлый луч эксмовской надежды, погасший по мановению каких-нибудь перенаманикюренных пальчиков маркетологинь, а теперь всё же (вроде бы) – тихая, спокойная гавань подготовки издания книги под эгидой издательства имени А. А. Прокоповича (то есть, «Астрель-СПб»). Очень надеюсь, что книга скоро появится на книжных полках и я смогу приобрести в дополнению к авторскому и официальный экземпляр.

Эх, никогда не было таких длиннющих вступлений, и вот опять, награфоманил… Ладно, с места в карьер. О чём книга Алекса Гарра? Я бы сказал, что она про политику. Однозначно. Несмотря на то, что эта магистральная тема завёрнута в одежду магического янг-адалта, политическое высказывание автора, на самом деле, бьёт в лоб. Собственно, это то, что и смутило маркетологов «ЭКСМО»: чесали они, чесали репу и так и не поняли, как им в будущем позиционировать «Кошек…», под какую аудиторию позиционировать – под детей, под озабоченных политикой взрослых или под тех, кто тащится от магического реализма.

Коротко о сюжете книги: непростые времена ожидают Норвег (Норвег – название страны, действие романа происходит как бы в параллельной вселенной земли, очень похожей на нашу, с видоизменёнными названиями привычных государств и континентов, – на мой взгляд, дурацкий приём, но я в курсе, что Алексу этот приём подсказали, это не он сам). Разбуженное магией, просыпается зло, дремлющее со времен окончания Второй мировой, – для новой вспышки вируса нацизма необходима масштабная провокация со стороны понаехавших отовсюду беженцев. Противостоять злу способна только горстка не потерявших представления о добре людей во главе с 14-летней девочкой Рике, которая в сюжетном развитии приобретает некие магические навыки. Это вот так, чтобы без особых спойлеров; и тут надо ещё иметь в виду, что «Кошки не всегда молчат» – это лишь первая часть задуманной Алексом трилогии, финал явно намекает на то, что основная жара будет в следующих частях.

Впрочем, местами довольно жарко уже и в «Кошках». Экшна хватает, иногда его даже чересчур, из-за этого повествование поддергивается рябью, появляется ощущение не вполне оправданной рванности. К примеру, в финальной сцене битвы Рике с «пауком» я увидел прямо-таки Кинга – там, конечно, очень жёстко, кроваво, кое-где даже противно, но это… как бы всё же пока что закос под Кинга. Надеюсь, что прокачанные писательские скиллы Алекса в будущем позволят обрести ему собственный неповторимый стиль именно в таких, ключевых сценах, пока что тональность немного сбивается, появляется привкус вторичности и лёгкой фальши.

Нельзя притом сказать, что авторского стиля Алексу не достаёт вообще. Вот бытовые сцены обустройства (простите) концлагерей на оккупированной нацистами в 40-е годы территории Норвега – это неплохо. Не в политическо-идеологическом смысле неплохо, поймите меня правильно, а в смысле умело подобранной интонации, верно подобранных слов, рисующих прямо 3D-картину той жести, до которой опускались обыкновенные же люди. И герои именно тут оживают во всех своих отрицательных и положительных чертах характера, как-то через поступки, через слова проглядывает вся сущность каждого из персонажей – это уже вполне зрелая, интересная проза опытного писателя.

Резюмируя, хочу отметить, что в нынешнем виде «Кошки…» получаются слишком уж эклектичной книгой. Эклектичной во всём – жанрово: да, я, на самом деле, вполне понимаю сомнения тех дяденек и тётенек из издательства, которые бояться ошибиться с первой книгой пока что малоизвестного писателя, но вообще-то предложение переписать 2/3 книги в угоду маркетинговым прикидкам типа экспертов – это ненормально, алло. Эклектичны «Кошки» и чисто художественно – книги не хватает (с моей точки зрения) внимательного лит-редактирования, так чтобы подпилить, привести в порядок все неровности, шероховатости, торчащие кое-откуда неряшливо нити; всё это, впрочем, дело чистой техники.

Я вот написал про чрезмерную эклектичность, и в очередной раз задумался под финал рецензии: именно её же и не хватает современной русской прозе, неважно, формульная ли она или боллитровая. Допустим, «Кошки не всегда молчат» относится к жанру магической фантастики с ярко выраженными элементами политического триллера – так, может, как раз такие эксперименты и нужны для того, чтобы перезапустить вялое болотце привычного, приевшегося, скучного?

картинка savrino

Телеграм-канал the TXT