Больше рецензий
14 января 2020 г. 09:25
1K
5 Эталон
РецензияВот уже двести лет "Айвенго" остается одним из основных эталонов исторического романа. Две исторические эпохи успели смениться за это время в жизни человечества, а роман не потерял ни свежести, ни актуальности. Кому еще из авторов удалось добиться подобного? Ответить на этот вопрос легко – никому. И это при том, что с самого момента своего рождения "Айвенго" нес черты, которые роднили его скорее с прошлым литературы, чем с ее будущим. Великие писатели не висят в воздухе, у них есть предшественники, и есть те, кто придет им на смену. Во многом "Айвенго" продолжатель жанра рыцарского романа, жанра, который, казалось бы, уже успел полностью умереть задолго до рождения Вальтера Скотта. И там, и там главным героем является странствующий рыцарь. Вот только странствующий рыцарь рыцарского романа это двойственный персонаж, с одной стороны, имеющий все необходимые атрибуты вполне реального воина, а с другой – существо несколько не от мира сего. Соответственно, и цели его путешествия тоже двойственные, основная лежащая где-нибудь далеко в потустороннем, или в волшебном мире, и вторая вполне земная – прославление себя и своей дамы. Поэтому герой средневекового рыцарского романа заводит нас вслед за собою все дальше и дальше от земного мира в волшебную нереальность.
С Айвенго все иначе. Он тоже вынужден скитаться, но движется не в сказочную бесконечность, в даль от нас, в поисках чего-то в принципе несбыточного, а напротив, он возвращается к родному дому, к своей семье и невесте. Он идет к нам, и возможно поэтому, с каждой страницей он становится нам, читателям, все ближе и ближе. Вальтер Скотт не раскрывает нам деталей того мира, откуда к нам возвращается Уилфред Айвенго, или король Ричард, принявший на себя обличье еще одного традиционного персонажа рыцарского романа – Черного Рыцаря. Поэтому для нас это пространство, пространство откуда они к нам выходят, во многом пространство мифологическое, волшебное, не вполне ясное. Получается, что прямо у нас на глазах сказочные герои выходят из сказки, возвращаются на абсолютно реальную землю, где как раз в это самое время торжествует самое настоящее и реальное зло. В жизни зло часто побеждает, как профессиональному адвокату Вальтеру Скотту это хорошо известно. В сказке, как все мы знаем, всегда торжествует добро. А странствующие рыцари – главные его носители. Волею Вальтера Скотта сказочное добро вступает в открытый конфликт с низменным и земным злом. Естественно, сразу оно победить не может. Едва вернувшись в реальность, Айвенго одинок, ослаблен, можно сказать, что он еще не вполне воплотился, и поэтому ему нужна помощь. В рыцарских романах помощь рыцарям для перемещения в волшебную реальность часто оказывают случайно встреченные волшебники. Нечто подобное необходимо Айвенго для обратного перемещения, поэтому он встречает старого еврея – настоящего волшебника этого мира, который помогает ему вернуться. Черный рыцарь, хотя и является одним из сильнейших героев рыцарского романа, тоже не может ворваться в наш мир самостоятельно. И ему тоже требуется помощь. И он находит ее в лице разбойников Робина Гуда, занимающих пограничное положение где-то на стыке двух миров. Они могут существовать только на этой границе, в земном мире их ждет только виселица, поэтому не стоит сокрушаться, что Робин Гуд не идет за королем Ричардом до конца, он привязан к своему Шервуду.
Дальше перед нами разворачивается подлинная эпическая картина противостояния сказочного Добра с большой буквы, с земным Злом, с не менее большой буквы. И все это в неразрывном сплетении с историей о Подлинной Любви. Это эпос! Не даром Вальтер Скотт сначала прославился как мастер эпической поэмы! Эпические поэмы вечны, вот только форма их бывает устаревает, но на это требуется не одна тысяча лет. А двести лет для них совершенно не возраст. А уж идея о том, что самое концентрированное, твердо стоящее на земле, реальное зло, все-равно слабее, чем даже вернувшееся из мира легенд полусказочное добро и вовсе бесценна. Добро всегда сильнее просто потому, что оно и есть то, что нужно людям в подавляющем их большинстве, человечеству в целом, и именно поэтому оно и добро.
Таким образом, "Айвенго" Вальтера Скотта связал собой рыцарский роман средневековья с историческим романом. С новым жанром, отцом которого является Вальтер Скотт. Поэтому он эталонен. Поэтому этот эталон не нуждается в повторении. Свою миссию он уже выполнил. Новые писатели, пишущие в жанре исторического романа, должны идти дальше. Вальтер Скотт вывел нас из тесного пространства сказок, теперь перед нами лежит подлинная история.