Больше рецензий

Rosengold

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2019 г. 13:15

1K

4.5 Мастер неоконченных шедевров

Уолтер Айзексон, американский журналист и биограф, в этой книге выводит личность Леонардо да Винчи, опираясь не столько на картины, сколько на записные книжки художника. Да Винчи был многогранен и послужил, как и некоторые другие, прототипом выражения "человек Возрождения", а так же обладал фантастическим воображением, сумасшедшей любознательностью и тягой к знаниям обо всем на свете. Его любопытство распространялось на самые необычные и далекие области, будь то создание идеального города, язык дятла (так понравившийся Айзексону) и природа горных рек и источников. Его фанатичное изучение анатомии и оптики нашло отражение в живописи. Леонардо дотошно вел записи, создавал немыслимые тогда изобретения, проводил безумные эксперименты. Да Винчи во многом опередил свое время. Его открытия пришлось заново совершать другим сотню и больше лет спустя, а публикация его записей способствовала бы научному прогрессу намного раньше. Но Леонардо нравился сам процесс изучения чего-либо, он накапливал знания ради самих знаний, а не для славы и вклада во всеобщее просвещение.

Но, разумеется, Леонардо так и не довел свой замысел до конца. Ему достаточно было сформулировать идею.

Что касается живописи, Леонардо был новатором и здесь. Изобретенная им техника "сфумато", при которой все очертания делаются расплывчатыми и дымчатыми, стала его отличительной чертой. Он был приверженцем натуралистичной живописи, но мог, например, сознательно изменить перспективу ради замысла, что видно в "Тайной вечере" и "Моне Лизе". Персонажи его картин выглядят живыми — настолько искусно художник передавал слияние движений тела и движений души. Для этого он начал изучение анатомии, перспективы и преломления света, хотя впоследствии не смог остановиться.
Леонардо был необычным человеком, это видели все и это осознавал он сам. Помимо прочего, его отличает стремление к совершенству. Примером того служат так и не завершенные "Битва при Ангиари" и "Поклонение Волхвов". Да Винчи бросил писать эти картины, как считает Айзексон, потому что не мог справиться с собственным видением композиционных сюжетов и претворением их в жизнь.

Леонардо видел сложности, на которые другие художники, скорее всего, закрыли бы глаза, но он, с его безудержной тягой к совершенству, так поступить не мог. А потому просто отложил кисти.

Если сравнить раннее творчество да Винчи, к примеру, "Джиневру Бенчи" и одну из поздних картин, которые Леонардо совершенствовал до самой смерти, ту же "Мону Лизу", можно увидеть характерную леонардовскую технику и присущие ему одному детали, но так же невозможно не заметить ошеломляющего прогресса. "Мона Лиза" не просто так стала визитной карточкой Леонардо, она вобрала в себя все его накопленные знания о мире.

Ну, и что же теперь сказать всем исследователям и критикам разных эпох, которые сокрушались, что Леонардо слишком много времени растратил попусту, изучая оптику и анатомию и размышляя об устройстве Вселенной? "Мона Лиза отвечает им улыбкой.

Прочитано в рамках игр "Четыре сезона" и "Флешмоб нон-фикшн".