Больше рецензий

6 декабря 2019 г. 18:30

706

4.5

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.»
А.С.Пушкин «Арап Пётра Великого»
Святослав Рихтер - один из ведущих пианистов XX века. Человек, с такой музыкальной библиотекой в голове, что я со своими дипломами о профессиональном музыкальном образовании - сжимаюсь в комочек и «вся обращаюсь в слух». Переиграть огромное количество музыки, на самых знаковых мировых площадках, любя и концертируя при этом на самых отдаленных участках страны, потому что задача в том, чтобы донести музыку, а «исполнитель - есть зеркало».
Вот это меня и поразило - ему не интересна была политика, скучны светские условности, ранги и титулы. Играть. Не важно где (филармония, дом творчества или квартира), не важно количество и статус слушателей, не всегда важно даже то, каким будет инструмент. Важна лишь музыка. Эта книга может здорово дополнить коллекцию, как на полке профессионального музыканта, так и просто любителя музыки по ряду причин:
1. Она написана человеком, который имел непосредственное общение с Рихтером в последние годы его жизни. (Вообще это было интервью для фильма «Рихтер непокоренный», поэтому пианист говорит сам за себя, слово подводит итог, нет домыслов и художественного вымысла.) Святослав Теофилович о себе дает мало информации, но ёмко и интересно. Для людей далёких от пианистического искусства - это лучший экскурс в то, как примерно взращивает себя пианист, а для профессионалов - это возможность расширить свой взгляд вглубь и вширь на многие моменты в исполнительстве.
2. Половина книги это именно биография Рихтера, но сколько в ней музыки, сколько замечательных имён (Г.Нейгауз, С.Прокофьев, Д.Ойстрах, М.Ростропович, Ш.Мюнш, Н.Дорлиак и др.), сколько событий и переворотов.
3. Бесценны дневники и записи Рихтера о музыке, где он помечал исполнителей, номера опуса и названия. Иногда подписывал и повод, но это крайне редко. (Это не было для него тем, чему следует уделять слишком много внимания). Безусловно, лучше понимаешь их, когда знаешь музыку, или прослушиваешь её, но даже просто «на сухую» зачитав пометки Святослава Теофиловича, понимаешь, на каких он может быть глубинах, при этом с лёгкостью вставляя тонкие ироничные замечания, а если что и рубит с плеча, когда того заслуживает исполнение, по его мнению.
4. Это человек удивительной ясности и трезвости взгляда на всё. Наверно, профессия всегда накладывает свой отпечаток сильнее, чем мы это чувствуем. Смотреть и проникать в самую суть, отзеркалить то, что заложено в нотном тексте, стараясь не допускать необоснованной интерпретации. Так Рихтер смотрел и рассуждал и о людях, не преукрашая, но и не принижая, а всё как есть, по факту. Он искренне восхищался и радовался успехам других музыкантов, но так же искренне и горячо не одобрял в них того, что не вязалось с его взглядами на разные вещи. Выдающийся пианист, не игравший гаммы и упражнения на фортепиано. Тонкий и чуткий исполнитель, погасивший свет в концертном зале и игравший со свечой, чтобы слушатель сосредотачивался на музыке, а не на визуальном восприятии. Удивительный человек с непростой судьбой - Святослав Теофилович Рихтер.