Больше рецензий
28 ноября 2019 г. 21:03
2K
3 Спойлер
РецензияЛитературные справочники бодро рассказывают нам, что этот роман выводился как новый тип, как роман характеров и обстоятельств. А получилось, что сам автор попал в обстоятельства, где влияние оказывалось не на персонажей, а на него самого. Раз публикуешь у нас, то персонажи должны быть такими, а концовка такой! Нда... Значит того произведения, которое Гарди хотел написать - он написать так и не смог. Пришлось менять диалоги и ситуации. Может поэтому практически все персонажи кажутся мне искусственными и не вызывают доверия и теплых чувств?
Если говорить об обстоятельствах и воле случая, то роман и правда состоит из сплошного "Ах если бы". Ах если бы не произошло ошибки с разрешением на свадьбу и Томазин и Уайлдива обвенчали тогда - ничего бы не было. Ах если бы не услышала об этом Юстасья, не истолковала бы не верно, не призвала бы Уайлдива - тоже ничего бы не было. Ах если бы, Юстасья Вей, девушка рожденная для блистательной жизни в городе, не была бы заточена на пустоши, то тоже ничего бы не было. Но после смерти родителей Юстасья вынуждена жить на бескрайней пустоши с дедом. Эта бескрайняя пустошь, верестковое море - это её тюрьма. А сердце так хочет любить. Вот оно и любило когда-то Уайлдива. Не потому что тот хорош, а потому что больше некого. А Уайлдив и правда совсем не хорош. Он оставил Юстасью вовсе не потому, что у них не было будущего, оставил не с болью в сердце, потому что так правильно, а потому что мог. Его любила другая. Хорошая. С кем можно связать жизнь. Не такая пленительная, зато искренне любящая его. Томазин. Он ушёл к ней скорее из какой-то мужской гордости. Не из любви. А Томазин ничего не знала и просто ошибалась в человеке. Бывает. Потом эта ошибка с разрешением на брак и всё закрутилось. Юстасья узнала, что венчание не состоялось и решила, что Уайлдив отказался от свадьбы, потому что не может без неё, Юстасьи. Решила и призвала его их давным сигналом. А он, давно оставивший Юстасью, пришел и хоть причина была в пустой ошибке, начал колебаться и захотел вернуть утерянное им самим былое.
Ах, что бы было, но на беду/счастье/причуду случая, в ситуацию вовлекса Дигори. Он давно любит Томазин, но она отказала ему. Он желает ей счастья и вызвался защищать её интересы. Зная про Уайлдива и Юстасью (о чем не знает Томазин), он пытается сделать всё, чтобы брак Томазин и Уайлдива состоялся. Потому что этого хочет Томазин. Всё для любимой женщины, даже если та хочет быть с другим. Ах если бы она могла быть счастлива с этим другим, с Уайлдивом она может быть только несчастна! Но мы же не это обсуждаем. Она хочет. Он защищает её интересы, помогая её жизни стать несчастной... Ах, я опять забыла, что мы это не обсуждаем. Но да, его прекрасный благородный порыв - это большая медвежья услуга.
Ах, что бы было, но на пустоши, в гости к матушке, ехал Клайм, кузен Томазин. Из Парижа! Юстасья влюбилась ещё до того как увидела его. Влюбилась в Париж, в свободу. Клайм влюбился в Юстасью. Уайлдив был уже не нужен. Он не знал о своей ненужности и после отказа бежать с ним в Америку женился на Томазин скорее из желания уязвить Юстасью, нежели из желания быть с Томазин.
Ах если бы Юстасья сразу знала, что Клайм желает остаться на пустошах и променять карьеру на роль простого учителя в столь дорогом ему крае... Наверно, она бы просто не влюбилась. Но она уже влюбилась в Париж. Она надеялась, что он бросит свои глупости и они всё же уедут.
Пропускаем целую толпу ах если бы. Уайлдив живет с Томазин. Та беременна. И несчастна. Юстасья живет с Клаймом. Они никуда не уехали. Учителем он не стал. Более того, обстоятельства повернулись так, что он сборщик дрока. Она мечтает о Париже, а он... Давайте скажем там, а он дворник. Жизнь опять сталкивает Юстасью и Уайлдива. И, ах если бы, но Дигори опять всё видел, слышал, и опять на страже интересов Томазин.
Мама мия, ах если бы открыли дверь матери Клайма, когда та пришла мириться... Но Юстасья решила, что ей откроет Клайм, а Клайм не проснулся, а мать решила, что её не пустили намерено, а Юстасья слишком поздно поняла ошибку. Совершенно непонятно какая катастрофа случилась бы, но та непременно случилась бы, поговори Клайм с матерью...И он даже пошел мириться с ней сам, удивленный, что мать так долго не идет... И нашел на пустоши умирающую мать - её укусила гадюка.
Между прочим тут мне впервые стало жать Юстасью. Она правда пустила бы свекровь. Всё произошло по недоразумению. Она хотела как лучше, а вышло.. А вышло, что женщина умерла и Клайм винит себя в смерти матери. Не сказала бы, что виновата Юстасья. Но как с этим жить-то, а? Она живет с этим, с осознанием мысли, что открой она тогда... А ещё и Клайм не может перестать страдать... Она не может решиться сказать. В этом я её понимаю. Конечно, когда всё вскрывается - ничего хорошего не происходит. Юстасья возвращается к деду.
Но это ещё не вся вишня на торте. Уайлдив как раз получил наследство и вот теперь он может обеспечить жизнь Юстасьи, как она хочет. Надо лишь сбежать в Америку и начать там новую жизнь. А они ещё и с Клаймом так ссорятся... Мысль с Америкой, согласитесь, обретает свои соблазны.
Понятия не имею как, но Клайм решает звать Юстасью обратно. Ещё и надеется, что она придет сама. Это каким образом она должна догадаться, что после всего ты готов её принять? И как ты себе это представляешь, если я не верю, что ты готов её простить? Вместо того, чтобы зайти, он пишет ей письмо и ждет, что придет она. Она? Гордая женщина? Придет? Всё же, думается мне, должен был идти он. Но все эти мысли не важны. Есть же очередное "ах если бы". Ах если бы письмо принесли ей вовремя! Посланец забыл и занес потом. Пока он донес - она как раз ушла на встречу с Уайлдивом. Пока шла осознала, что денег у неё нет, даже если Уайлдив одолжит на проезд, а она хотела лишь уехать, а не бежать с ним... Ей не на что жить! Ей только быть падшей женщиной при этом ненадежном человеке... Она бросается в реку.
Томазин чует неладное, когда муж уходит из дома и бежит к брату. Ага, спасай, дорогой брат, а то мой муж хочет бежать с твоей женой! Клайм бежит. Томазин не может усидеть и тоже бежит. Гроза, непогода... Не утонула она в болоте только от того, что наткнулась на Дигори и тот, фактически её спас. Зато Клайм наткнулся на Уайлдива. Поговорить и выяснить отношения они не успели - услышали всплеск. Тот самый всплеск. Уайлдив, инженер, между прочим!! ринулся в пучину за ней. Клайм, решил, что раз инженер прыгнул, то есть еще шанс спасти. Но разума хватило на то, чтобы не прыгнуть с моста, а хоть спуститься вниз. Полез. Ну если бы не Дигори, то и этот бы утоп.
Ну и что у нас в результате? Богатая вдова и бедный вдовец. Клайм до конца жизни остался чудаком, читающим проповеди о любви, но закрывшим себя для неё полностью. У Томазин лучше. Общественность надавила на Гарди и тому пришлось воздать Дигори по заслугам - Томазин снизошла до него и жили они долго и счастливо. Это в планы автора не входило. Пожалуй, это моё единственное спасибо общественности. Не знаю, что и как Гарди хотел ещё и как бы все было, воплоти он свой замысел, но вышло так, что герои картонные, безликие и неубедительные. Возможно, это от того, что его заставили переписывать диалоги, причесывать нрав Юстасьи, ибо женщины себя так не ведут, как он писал, книжные женщины, ай-яй-яй, не ведут. Ну а может просто я бесчувственная калоша, что тоже возможно. Увы любому из вариантов.