Больше рецензий
12 октября 2011 г. 11:09
4K
5
Рецензия"Житие Александра Невского", написанное вскоре после смерти князя (примерно в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей.
Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повесть о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра" — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он "самовидец... возраста его", "домочадец", об Александре он также слышал "от отець своих". Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соломона, а храбрость — римского царя Веспассиана. Так с помощью ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.
Автор восхищается героем, гордится им, сочувствует ему. Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития: "О, горе тобе, бедный человече! Како можеши написати кончину господина своего! Како не упадета ти зеници вкупе с слезами! Како же не урвется сердце твое от корения!" Он гиперболизирует чувство скорби и горя: "Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити: аще бы лзе, и в гроб бы лезл с ним!"
Таким образом, "Житие Александра Невского" обнаруживает тесную связь как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, "Девгениевым деянием", "Историей Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Сказанием о Борисе и Глебе" и паремийным чтением.
Комментарии
"Александр Невский тоже сделал выбор: вместе с ордынским, собственно татарским войском он активнейшим образом и исключительно жестоко подавлял восстание во всех городах Северо-Восточной Руси. Дружинники Александра Батыговича Невского, генетического внука Всеволода Большое Гнездо и духовного внука Чингисхана, отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом пленных, жгли дома и города ничуть не «хуже» татар. «Александрово побоище» в Твери помнили ничуть не хуже, помнили так же и тем же, чем «Неврюеву рать». Совместными усилиями они подавили восстание — Батыга Джучиевич и его удачный приемный сынок. Именно тогда уничтожается вечевой строй на Северо-Восточной Руси, и именно руками Александра. Монголы могли и не додуматься до того, чтобы изменить политический строй Руси. Но уж Александр Батыгович прекрасно понимал, что в его интересах: слишком часто вече мешало ему, а из Новгорода — выгоняло. На 1262–1265 годы приходятся последние упоминания веча на Северо-Востоке. Вот они, годы перелома. Годы полного и окончательного изменения политического строя на Северо-Востоке Руси."
Очень хорошо, что Вы знакомы с историей Древней Руси, и не поленились процитиривать "подвиги" Александра Невского. Я с Вами спорить не буду, так как речь идет только о древнерусской летописи "Житие Александра Невского" написанное, примерно, в 1263 году и которое дошло до наших дней. Автор нам не известен, но как утверждает летопись - автор жил в то время, видел своими глазами и слышал своими ушами. А верить или не верить - это дело читателя!!!
Лично мне, как православной христианке, очень интересно знакомится с древнерусской литературой, особенный интерес вызывают русские святые и житие святых, именно к ним и относится князь Александр Невский.
Святой великий князь Александр Невский (икона)
Помним о том, что если речь идет о 13 веке, то в то время грамотных людей было по пальцам посчитать. И если летописец очевидец и "домочадец", то очевидно он был на полном содержании у героя своего повествования. И его горе о "кончине господина своего" вполне искренне - умер то кормилец. К счастью у современного читателя есть возможнось более широкого и объективного исторического взгляда, чем у средневекового читателя. Вот на эту возможность я скромно и указал.
С уважением от читателя - читателю!
Спасибо!