Больше рецензий
6 ноября 2019 г. 03:21
984
4
РецензияКнига получилась такой же интересной, как и предыдущая книга автора - «Поведенческая экономика». По своему стилю эти две книги – одинаковы. Поэтому если понравилась первая книга автора – «Поведенческая экономика» - то можно смело браться и за эту, т.к. по сути, это очень похоже на продолжение. Более того, если сложить обе эти книги, чтобы создать одну, читатель даже и не заметит, что изначально их было две. Даже делить на две главы бессмысленно, настолько две книги похожи и непрерывны.
Переходя к содержанию книги. Так как я прочитал довольно много книг по психологии, некоторые вещи были мне знакомы. В большинстве своём это те темы, что автор оставил на самый конец книги, отдав первую половину темам, в которых он сам принимал участие, и которые также формируют основу всей книги, создавая основу, стержень. Да, как и все книги автора, тут нет какой-то последовательности. Всё что мы видим: несколько тем, которые просто поместили в одну книгу, собрали под одной обложкой. Тем не менее, когда я читал, у меня возникло такое ощущение, что некоторым темам автор уделил особое внимание. С моей точки зрения это темы: почему высокая награда снижает эффективность работы; бессмысленная работа снижает усердие, тщательность и возможно даже её креативность, с которой она делается (т.е. снижаются все показатели выполняемой работы) и свидания, отбор партнёров в зависимости от осознаваемой внешней привлекательности. Всем остальным темам автор посвятил меньше времени, да и те темы мы часто можем встретить в других книгах по психологии. Как я понимаю, во всех этих трёх вышеназванных темах автор непосредственно принимал участие (и возможно именно поэтому я так редко встречал их в другой литературе по психологии). Лично меня больше всего потрясла первая тема, в которой автор, на огромном множестве примеров, показывает, что чрезмерная награда ведёт к ухудшениям результатов работы, за которую эта самая награда и полагается. И это понятно, т.к. когда человек осознаёт, что за привычную работу он получит в несколько раз больше, он начинает из-за этого сильно волноваться и далее всё летит к чертям (возможно не у всех, но определённо у многих). Разумеется, я не могу описать то множество экспериментов, что приводит автор в защиту этой теории, но честно скажу - они впечатляют.
Вторая по интересности тема, связанна с бесполезностью работы. Так, в одном эксперименте, один человек собирает конструктор, а потом отдаёт готовую работу другому человеку (принимающему), который сразу же эту сделанную работу, конструктор LEGO, разбирает и процесс повторяется вновь. Так вот, данные показывают, что стимул к дальнейшей работе, к её продолжению, заметно снижается. Или возьмём не физическую, а умственную или ментальную работу. Например, если отчёт, на который вы потратили множество сил и времени, на ваших глазах, не читая вообще, отправляют в машинку по уничтожению бумаг, ваше желание делать качественные отчёты, заметно снижается. Т.е. мысль понятна. И, как и с первой темой, автор приводит множество великолепных примеров. В принципе, именно такая ситуация имела место в СССР, когда люди занимались тем, что ни руководству ни кому-либо ещё не было нужно. Важна была лишь формальность, видимость работы, но не её результат. В общем, это очень интересное наблюдение автора для всей теории менеджмента.
Заключительная теория, которую я бы отметил, связанна с собственной оценкой внешней привлекательности (а также оценкой других людей). И вот тут я считаю у автора (или у меня) не особенно ясно получилось. Я так и не понял, как это можно использовать в реальной жизни, как это выглядит в теории и к чему вообще вёл автор. Т.е. у меня создалось ощущение, что у автора имелось множество данных на сей счёт, но выстроить из них стройную теорию стало затруднительно. Возможно, это моя вина. Однако, тем не менее, я считаю, что эта тема не достаточно чётко проработана. Да, некоторые моменты в ней интересны. Однако в целом всё же мы не наблюдаем полной ясности.