Больше рецензий
31 октября 2019 г. 18:38
976
Мало из тех, кто сегодня читает эту книгу, смогут запомниться в веках, как сделал этот полный жизни, упорства и энергии мужчина, любивший искусство, творчество и порок. А еще он любил бахвалиться, драться и ставить свою жизнь на волосок от гибели, но каждый раз ему удавалось выходить сухим из воды, что бы с ним не происходило. Он кошмарил людей вокруг и много девушек настрадалось из-за него, но при этом помогал талантливым подмастерьям и всем сердцем любил свою работу так, как не любил ничего вокруг.
Жизнь Челлини была бурная и полноводная, приключения шли один за другим, и во время чтения лодку читателя раскачивает так, что невольно начинает даже подташнивать, так как не создается ощущение, что есть вообще какое-то сюжетное движение вперед, а только бесконечная болтанка из хвастовства, любовных подвигов, отсутствия чувства самосохранения и обилия самолюбования. В какой-то момент события начинают казаться похожими друг на друга, как заказы и проблемы со знатью и людьми вокруг. Он творит, болеет, убивает, снова творит и так по кругу, рассказывая о своих шедеврах, о своей полноводной жизни довольно откровенно и в больших подробностях, хотя при этом скоро приходит ощущение, что жизнь Челлини как-то вырвана из исторического контекста - сложно понять, в какой момент он жил и творил, ведь он весь поглощен собою, а из внешних значимых исторических события указывается только осада замка. Все происходившие за его жизнь в Европе события как бы проплывают мимо, пока он прогуливается со шпагой по улицам Рима или ваяет в мастерской, регулярно переругиваясь с теми, кто торопит его с заказом, соблазняя натурщиц и заводя странные отношения с молодыми юношами.
Челлини не в первый раз всплывает на моем читательском горизонте, ведь когда-то давно пришлось познакомиться с "Асканио" Дюма, который был вдохновлен на создание своего романа опубликованной за столетие до этого рукописью автобиографии Челлини. Что Асканио, что собственноручная биография творца не вызывают такого уж вдохновения, не погружают в эпоху или мы просто оказались с Челлини на разных полюсах и с его эпохой. Да и бахвальство его поражает масштабами, которые нельзя оправдать даже значительностью фигуры и вклада в культуру, а потом уже просто откровенно надоедает и приходит мысль, что "Асканио" был не так уж и плох.
Наверное, дряблый текст можно оправдать временем создания и вообще, писал не он, он только диктовал, но замороченный шершавый текс, как опись из бухгалтерской книги с перечислением всего сделанного за жизнь, вряд ли сделает погоду за окном солнечнее, а жизнь читателя - насыщеннее.
Не знаю даже, стоит ли рассуждать о моральных составляющих текста (точнее, их отсутствии), но представим, что времена и нравы эпохи Возрождения были посвободнее наших и всякие ситуации сексуального характера, в которых участвует Челлини, воспринимались тогда по другому и было обычным делом для великого человека обрюхатить, а потом сбагрить куда-то девчонку. А уж про его взаимоотношения с натурщицами и одной в особенности я вообще молчу.
Эта книга как раз из того разряда, которая вызывает диссонанс, ведь на тоннаж текста смысла приходится крайне мало.