Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

30 октября 2019 г. 09:31

684

4

Я угодил в гущу профессиональных трепачей, но сегодня вечером они трепались о том, о чем треплются профессиональные трепачи, когда хотят просто потрепаться между собой

Молодой журналист Френсис Джей, подвизающийся на ниве литературной критики, позорится в ходе телекомментария на вручении Букеровской премии, после чего остается не только без работы, но и без каких-либо внятных перспектив в принципе. Его подбирают бойкие дамочки-телепродюсеры и отправляют на поиски жареных фактов из жизни знаменитого философа Басло Криминале. В погоне за ним, загадочным и неуловимым, порхающим с конференции на семинар и от советского марксизма к европейской либеральной идее, Джею предстоит объехать несколько стран, но в итоге так и остаться в неведении относительно темных глубин этой масштабной личности.

Сам роман у Брэдбери получился, почти как тот самый профессор Криминале - не менее глубокий и разносторонний, но столь же мутный и неоднозначный.
С одной стороны, тут есть отличная сатира на телепродюсирование и всякого рода писательские конференции, где толком не происходит ничего, зато все много пьют, тусуются и гонят каждый свою пургу. Имеется и масса размышлений о судьбах Европы на рубеже ХХ-ХХI веков, о "беспокойной эпохе", "безысторийной истории", об ушедших "временах, когда действительность укладывалась в умозрительную схему" и всяком таком прочем, что представляется во многом оправданным (хотя и лежащим на поверхности, вследствие чего вряд ли заслуживающим столь подробного топтания по теме слева-направо, и вдоль, и поперек).

С другой стороны, являясь, по сути, довольно затянутым манифестом автора на тему всего вышеозначенного плюс границы гибкости нравственной позиции человека в меняющихся условиях, угрожающих его комфорту, книга выплевывает в читателя слишком много тем разом. В результате они запутываются в одном большом клубке и утрачивают необходимую четкость восприятия, затерявшись где-то между унылым разглагольствованием разного рода персонажей и любовными похождениями главгероя. Последний вообще большую часть повествования кажется личностью не слишком приятной. Кружева фирменного английского снобистского юмора (не путать с классическим британским: тут нечто иное, нарочито самодовольное и витиеватое, как у Фрая в "Лжеце" и Лори в "Торговце пушками") переплетаются со святой наивностью в общении с привенгерившейся спутницей ("привенгериться" я, впрочем, признаю словом года, особенно в контексте цитаты: "Н-да, к Рождеству я почти уверовал, что человечество - как и я сам - поголовно привенгерилось"). В результате получается не столько живой человек с четко выстроенной мотивацией, сколько функционал выслушивания и отражения всех тех суждений, что встречаются ему на многотрудном пути авторского осмысления законов существования современной цивилизации.

В конце концов, в этом самовлюбленном мире, где так не хватало благородства ..., он обладал умением придавать всему достоинство и глубину и каждой мысли прибавлять весомости и ценности.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!