Больше рецензий

Wunderlick

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2019 г. 08:32

6K

5 Дети позволяют взглянуть на мир по-другому

Любовь к детям, - то необходимое качество, помогающее автору из будничного общения с ребенком сыграть целый спектакль с забавными действиями. Этот рассказ незатейливо приоткрывает всю глубину детского восприятия мира. Как важно даже в малом видеть большее, в будничном, – сказочные образы. Идея рассказа «Вечером» почерпнута из самой жизни, - Аркадий Аверченко не прошел мимо забавного случая и смог передать все случившееся с чуть скрываемой иронией, мягкой улыбкой.

Беседа между дядей и его племянницей Лидочкой, - прелестной малышкой с широко распахнутыми голубыми глазенками, происходит в вечернее время. Углубившись в изучение «французских хроник», дядя вначале с раздражением воспринимает вмешательство в его досуг явным напоминанием о себе малышки, меньше всего которую он хотел бы сейчас развлекать.

«Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул.»

Но детская непосредственность не позволяет быть грубым и приходится переключаться на Лидочку. Она просит сказку!

«Жил-был мальчик…» <…> «Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понес в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»»

Автор затевает игру, перекладывая роль повествователя на свою прелестную визави. И ребенок рассказывает знакомый каждому сюжет со злым волком и наивной путешественницей.

«Жила-была Красная Шапочка…» <…> «В этом… В Симферополе.» <…> «…Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…» <…> «Шла, шла, вдруг из лесу волк!»

Дядя с наигранной неосведомленностью выслушивает новый «концепт» Красной шапочки. Девочке удаётся на свой лад модернизировать старую историю. Повествование перемежается наводящими вопросами… Как любая девочка, Лидочка готова все услышанное воспринять, понять и изложить в своем видении, выстроить декорацию с новыми исполнителями. Сказочный сюжет не меняется, но смягчается повествование, меняются персонажи.

Автор не злой человек, он всего лишь пытливый наблюдатель. Его занимает устное переложение «старого» в «новое». Желая слегка подразнить милую девочку, он придумывает новую забаву: провоцирует ребенка на пустяковую обиду, наблюдая, как она воспримет игру. Лидочка рассказывает ему новую историю.

«Жила-была девочка. Взяла ее мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»»

Лидочка еще маленькая, она еще не научилась тому, что ее могут вынудить искать подходящие методы защиты. На провокацию она готова бы ответить, но ей так и не получается перехитрить взрослого. Тут на выручку маленькой разбойнице приходят женские слезы! Что такое, Лидочка?! Но долго милый ребенок сердиться не может, ею уже готовится новое развлечение…

Как важно прислушиваться к малым детям, только в общении с которыми, миру взрослых представляются давно забытые ощущения от новизны жизни, радости открытия «своих миров», наполненных фантастическими сюжетами. Очень просто не слушать ребенка. И вовсе не просто выслушать его, не оборвать на полуслове пренебрежительным невниманием, а понять и наверняка восхититься.

Из таких «Вечеров» рождается привязанность, дружба, уважение к личности человека. Дети учат нас, взрослых познавать мир, удивляться ему, как когда-то мы, будучи маленькими Дашами и Петями, учили наших взрослых близких.

Комментарии


Очень живая и красивая рецензия. Спасибо


Рад что понравилось :)